Ларионов Алексей Ефимович

Актер, режиссер и педагог, заслуженный артист Республики А. Е. Ларионов (1894–1963)

Ларионов Алексей Ефимович родился 2 января 1894 г. в г. Ямбурге Санкт-Петербургской губернии. Десяти лет он поступил в реальное училище в г. Санкт-Петербурге, где и обучался до 1912 г. В 1913 г. Алексей был зачислен во Владимирское военное училище (г. Санкт-Петербург), где стал готовиться к карьере военного. Уже через год началась Первая мировая война, и Ларионов был направлен в действующую армию, где дослужился до командира роты в чине штабс-капитана. После революционных событий 1917 г. он, переосмыслив свою жизнь, осознанно перешел в ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии, в которой и служил в 1918–1919 гг. помощником командира 46-го стрелкового полка.
Волею судьбы в 1919 г. Алексей Ларионов оказался в Новгороде. Именно в этом городе и началось театральное служение в будущем известного актера и режиссера. Алексей Ефимович работал инструктором театрального отдела агитации, просвещения и пропаганды, а затем – заведующим отделом искусств управления политического просвещения. Работу на этих должностях он активно совмещал с непосредственным участием в качестве актера в постановках местных театров и таким образом быстро оказался лидером театрального движения в Новгороде. Ларионов был буквально одержим идеей разумного переустройства жизни средствами искусства. Его деятельность была столь масштабной и бурной, что 7 июля 1922 г. он первым из советских артистов по приказу наркома просвещения РСФСР А. В. Луначарского получил звание «Заслуженный артист Республики» за заслуги «по революционизированию театрального искусства».
Большую занятость в творческой и организационной работе Ларионов совмещал с получением профессионального образования и в 1922 г. окончил режиссерское отделение Новгородского техникума искусств.
Первое серьезное назначение на театральном поприще Алексей Ларионов получил в 1924 г., когда ему было предложено стать главным режиссером Новгородского театра Октябрьской Революции. Правда, в этой должности он проработал всего один сезон.
В 1925 г. Ларионов серьезно увлекся кинематографом и, переехав в Ленинград, два года работал актером и режиссером кинофабрики Всеукраинского фотокиноуправления, а также режиссером «Совкино». С 1927 г. Алексей Ефимович заведовал киносекцией Ленинградского губполитпросвета, параллельно продолжая работать на Ленинградской кинофабрике «Совкино».
Однако в 1929 г. он вернулся в лоно театра и стал руководителем и главным режиссером Театра обороны Ленинграда. Его авторитет организатора театрального дела был очень высок. В 1933 г. А. Е. Ларионов был избран заведующим производственной секцией Ленинградского отделения Всероссийского театрального общества.
Существенное влияние на характер деятельности и образ жизни А. Е. Ларионова оказывала непреодолимая тяга к перемене мест. В последующие годы он довольно часто переезжал из города в город, задерживаясь в одном театре на один-два сезона.
В 1933–1934 гг. А. Е. Ларионов вместе с В. Ф. Соколовым возглавлял гастрольную труппу драмы № 5 Западно-Сибирского края, которая с февраля 1933 г. давала спектакли в г. Барнауле. Алексей Ефимович не только осуществлял художественное руководство творческой деятельностью труппы, но и как актер участвовал в постановках, был задействован в спектаклях «Егор Булычев и другие» М. Горького, «Хозяйка гостиницы» К. Гольдони и др.
В 1930–1940-е гг. А. Е. Ларионов работал главным режиссером в театрах разных городов страны таких, как г. Новочеркасск (1933–1935), г. Шахты (1935–1936), г. Улан-Удэ (1936–1937), г. Орск (1937–1938), г. Кинешма (1938–1940), г. Вологда (1940–1943), г. Нижний Тагил (1943), г. Чкаловск (1943–1944), г. Тамбов (1944–1947), г. Хабаровск (1947–1948), г. Грозный (1948–1949), г. Ставрополь (1949–1951).
Такая частая перемена мест работы с одной стороны была вполне объяснима обычным для тех лет укладом жизни провинциальных служителей Мельпомены, а с другой – обусловлена темпераментом и неуемным нравом самого режиссера.
Лично знавшие Ларионова коллеги по сцене характеризовали его как человека бурного темперамента, приносившего немало неудобств его обладателю. Он очень увлеченно репетировал, и актеры, получая большой эмоциональный заряд от постановщика, отдавались творчеству безоглядно. Но как только наставал момент, когда в работе с актерами Ларионов начинал чувствовать недопонимание, тут же терял интерес ко всему происходящему на сцене. Переменчивость и непредсказуемость Ларионова существенно влияли на результаты его творческой деятельности: его постановки могли иметь большой успех, а могли быть и провальными.
У режиссера было несколько «коронных» спектаклей, которые он ставил на разных сценах, заранее будучи уверенным в успехе своих постановок. В их число входили «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Снегурочка» А. Н. Островского, «Петр Первый» А. Н. Толстого, в котором зачастую Ларионов сам исполнял главную роль.
В 1941 г. А. Е. Ларионов первым в стране поставил спектакль по пьесе М. А. Булгакова «Дон Кихот».
В каждом театре (даже проработав всего один сезон) творческая деятельность режиссера оставляла глубокий след. Так, в Тамбовском театре он организовал студию из 18 человек и сумел воспитать творческую смену, обеспечившую стабильную работу театра на многие годы. Перебравшись в 1948 г. из г. Тамбова в г. Грозный и обнаружив театр в плачевном состоянии, Ларионов поехал на московскую актерскую биржу и лично набрал новую труппу. Он сумел создать сплоченный творческий коллектив и успешно поставил ряд спектаклей («Без вины виноватые» А. Островского, «Слуга двух господ» К. Гольдони, «Мужество» Г. Березко и др.). В Ларионове жажда творческой деятельности, воля и целеустремленность сочетались с независимым и неуживчивым характером. Очередной раз не найдя понимания у руководства городского отдела культуры, режиссер вынужден был покинуть г. Грозный.
Последней географической точкой многолетних странствий А. Е. Ларионова стал г. Барнаул, где режиссер жил и работал более 10 лет. Именно Барнаул стал его последним пристанищем.
В Алтайский краевой театр драмы А. Е. Ларионов приехал в 1951 г. вместе со своей супругой, драматической актрисой Татьяной Сергеевной Ларионовой-Тагац, которая уже в Барнауле в 1960 г. была удостоена звания заслуженной артистки РСФСР.
На сцене театра драмы А. Е. Ларионов продолжил постановочную деятельность, создав более 20 спектаклей, в т. ч.: «Незабываемый 1919-й» Вс. Вишневского, «Враги» М. Горького, «Разлом» Б. Лавренева, «Мачеха» О. Бальзака, «Маскарад» М. Лермонтова, «Раки» С. Михалкова, «Земной рай» О. Васильева, «Каширская старина» Д. Аверкиева, «Любовь на рассвете» Я. Галана, «Иван да Марья» В. Гольдфельда, «Камни в печени» А. Макаенка, «Свадебное путешествие» В. Дыховичного и др.
О работе Ларионова в Барнауле в своих мемуарах народный артист РСФСР Д. Г. Паротиков вспоминал так: «… крупный, импозантный, с красивым лицом и львиной шевелюрой Алексей Ефимович Ларионов! Заслуженный артист РСФСР, блестящий актер и талантливый режиссер, он был явлением в г. Барнауле. Очень артистически одевался: носил шляпу, длинный черный макинтош и массивную трость с набалдашником из слоновой кости». Ларионов действительно имел запоминающуюся внешность, органично сочетавшуюся с уникальный актерским талантом и харизматичностью. В г. Барнауле, как и в прежние годы в театрах других городов, Ларионов продолжал участвовать в спектаклях в качестве актера.
Игра А. Е. Ларионова независимо от масштаба роли была всегда яркой, его сценические образы отличались глубиной эмоционального воздействия на зрителей.
По воспоминаниям Дементия Гавриловича Паротикова, «…В спектакле «По ту сторону» Ларионов играл царского генерала Николаева, которого уводят на расстрел. Эпизодическая, маленькая роль в одной картине. Но он был такой выразительный, такой могучий! Когда он произносил свой монолог, зал замирал. И не было ни одного спектакля, чтобы зрители не проводили его аплодисментами».
В стенах Алтайского краевого театра драмы А. Е. Ларионов проработал почти до конца жизни. Покинув сцену в 1962 г., он прожил еще немногим более года и умер 22 декабря 1963 г. Похоронен в г. Барнауле.

А. В. Воронов, Е. В. Огнева

Литература

А. Е. Ларионов: некролог // Алтайская правда. 1963. 26 дек. С. 4.
Свободная И. Н. Ларионов Алексей Ефимович / И. Н. Свободная, Н. В. Юмашева // Барнаул: энциклопедия. Барнаул, 2000. С. 163.
*Смирнов А. Н. Театр и вся жизнь. Тамбов: Юлис, 2005. 424 с.
В т. ч. о А. Е. Ларионове.
Паротиков Д. Г. «Рубцы на сердце». Барнаул, 2008. 478 с., 136 с. ил. – Из содерж.: [об А. Е. Ларионове]. С. 190–191.
*Тихомиров П. Е. Есть такой театр…: [Русский драматический театр имени М. Ю. Лермонтова, г. Грозный]. Москва, 2014. 394, [1] с., [24] л. ил., портр.: цв. ил., портр. – Из содерж.: [об А. Е. Ларионове]. С. 102–104.
Ларионов Алексей Ефимович // Театральная энциклопедия Алтайского края. Барнаул, 2017. С. 176–177: портр.

Источник информации: Алтайский край, 2019 г.: календарь знаменат. и памят. дат. Барнаул, 2018. С. 22-24: фот. (Текст в формате PDF)