Марцинковский Антоний Иванович
Антоний Иванович Марцинковский — крупный музыкальный деятель, представитель репрессированной художественной интеллигенции Алтая, отдавший тридцать последних лет своей жизни развитию музыкальной культуры г. Барнаула.
Родился А.И. Марцинковский 11 (23) мая 1875 г. в местечке Троянов, бывшей Волынской губернии в семье польского рабочего. После окончания школы органистов в г. Житомире с 1890 г. открывает свой послужной список как музыкант: поступает работать церковным органистом сначала в костел местечка Берездов той же губернии, затем в другие места, где проработал в этой должности до 1900 г. Затем Марцинковский оставляет музыку и поступает работать конторщиком, очевидно, исходя из соображений материального порядка. С 1906 г. и до приезда в Барнаул (а но произошло летом 1907 г.) работал режиссером в музыкальной художественной капелле Завадского. Бесспорно, что даже весьма непродолжительная работа в этой капелле плодотворно повлияла на формирование молодого музыканта как руководителя хорового коллектива, что в дальнейшем блестяще раскрылось во время его работы в Барнауле.
Приехав в Барнаул, А.И. Марцинковский устраивается на работу писцом в бухгалтерию правления Алтайского округа с обязательным условием одновременно состоять руководителем хора домовой церкви учреждения (т. е. Дмитриевской).
Вскоре Марцинковский оставляет канцелярскую службу и посвящает себя музыке всецело. Помимо работы хормейстера осенью 1907 г. он поступает в качестве учителя пения в частную женскую гимназию М.Ф. Будкевич, в которой проработал до революции. Среди его коллег были такие известные представители творческой и научной интеллигенции города, как П.А. Казанский, М И. Трусов, Г.Д. Няшин.
Кроме этого, А.И. Марцинковский давал частные уроки музыки, поскольку в городе ощущалась явная нехватка музыкантов-педагогов: в то время в Барнауле существовала единственная частная музыкальная школа А.И. Смирновой (пожалуй, правильнее ее мало бы назвать классами, т. к. там преподавалась лишь игра на фортепиано).
Не чужд оказался Антоний Иванович и коммерческой деятельности. Им был открыт первый в Барнауле музыкальный магазин «Эхо», который находился в небольшом домике на улице Пушкинской рядом с кинотеатром «Новый мир». Кстати, лучшими музыкальными иллюстраторами в немом кинематографе Барнаула считались пианист А.И. Марцинковский и скрипач И.А Свинкин. Известен был Марцинковский и в качестве органиста городского костела. Таким образом, А.И. Марцинковский занимался в Барнауле всеми видами деятельности, доступными музыканту. Имя его пользовалось уважением в кругу городской интеллигенции, авторитет его как музыканта-профессионала был высок. Не случайно А.М. Топоров, поборник народного просвещения, литератор, оставивший интересные воспоминания о культурной жизни дореволюционного Барнаула, отзывался о Марцинковском как о самом крупном в городе пианисте, и даже как о «музыкальном светиле Барнаула». Между тем, хор Дмитриевской церкви, руководимый регентом Марцинковским, процветал и считался лучшим среди хоров довольно многочисленных церквей города.
Вскоре после февральской революции 1917 г. по инициативе известных музыкантов города К.Н. Нечаева (юриста по образованию) и А.И. Марцинковского в Барнауле была открыта Народная консерватория. Правда, просуществовала она совсем недолго до 1919 г. Однако, почти сразу же после восстановления советской власти Алтайским губернским отделом народного образования, где, кстати, музыкальным подотделом заведовал Марцинковский, началась работа по возобновлению деятельности консерватории, получившей название Рабоче-крестьянской.
Из весьма немногочисленной литературы, в которой упоминается имя Марцинковского, становится очевидным, что Антоний Иванович сразу возглавил Рабоче-крестьянскую консерваторию. Однако, это не совсем так. В последнее время появились документы, не известные ранее исследователям. Обратимся к свидетельству самого Марцинковского: «… С восстановлением советской власти я опять же остался на работе в этой же музыкальной школе (т.е. бывшей Рабоче-крестьянской консерватории), которой было дано название «имени Глазунова». В последней я и работал до 1924 года преподавателем и с 1924 года я был назначен директором этой школы до момента моего ареста…»
Эта выдержка взята из протокола допроса обвиняемого Марцинковского от 22 октября 1937 г., в день ареста.
Но вернемся к деятельности Антония Ивановича в бытность его преподавателем, а затем и директором музыкальной школы имени А.К. Глазунова. В музыкальной школе он преподавал теоретические дисциплины (сольфеджио, музыкальную грамоту). Сохранились воспоминания учеников школы и коллег Антония Ивановича по работе. Все они единодушно характеризовали своего директора как человека исключительно преданного музыке, всецело отдававшего себя преподавательской работе и считавшего школу своим детищем. В советское время в Барнауле А.И. Марцинковский пользовался большим уважением как музыкант и как человек. Его любили.
Он занимался большой общественной работой. Все музыкальные мероприятия в культурной жизни города не обходились без его участия. Много выступал сам и как исполнитель, и как музыковед в лекциях-концертах. Шефствовал над детскими домами, проводил там уроки музыки, причем совершенно бескорыстно.
А.И. Марцинковскому собирались присвоить звание почетного гражданина г. Барнаула, но наступил 1937 г…
Из обвинительного заключения дела N 38181 по обвинению Марцинковского Антония Ивановича, Арашкевича Антона Яновича и других в количестве 26 человек по ст. 58-2-9-11 УК РСФСР следует, что в Барнауле был ликвидирован филиал контрреволюционной шпионской, диверсионно-повстанческой «Польской организации войсковой», которым руководил комитет из 6 человек (в состав его, якобы, входил и Марцинковский).
Следственное дело по обвинению А.И. Марцинковского и других в количестве 26 человек было начато 28 июня 1937 г., окончено 10 декабря того же года. А 17 января 1938 г. приговор был приведен в исполнение.
Показательно, что список из 26 обвиняемых в контрреволюционной деятельности возглавил А.И. Марцинковский. Это постоянно подчеркивалось в материалах следственного дела. Чем это могло быть вызвано? Скорее всего тем, что Антоний Иванович был известным, авторитетным лицом в городе, т. е. был на виду. К тому же было широко известно, что он поляк. А немцы, эстонцы, поляки, латыши, корейцы, китайцы арестовывались по признакам национальности.
Из заключения (по материалам архивно-следственного дела N 666478 от 31 августа 1956 г.) по обвинению Марцинковского и других «усматривается, что основным криминалом обвинения явились их показания о причастности к так называемой «Польской организации войсковой», что явилось основанием для их осуждения. Однако, как установлено проверкой … не было вовсе каких-либо материалов в части проведения ими антисоветской или иной враждебной деятельности. Учитывая, что причастность арестованных по делу «Польской организации войсковой» не подтвердилась … решение особого совещания НКВД СССР от 4 и 10 января 1938 года в отношении Марцинковского Антония Ивановича (и других) отменить и дело на них за недоказанностью состава преступления прекратить». В 1958 г. они были реабилитированы посмертно.
Судьба Антония Ивановича Марцинковского оказала влияние и на судьбу его семьи. Его жена, Августа Ивановна, была тоже арестована и скончалась через год с небольшим в больнице барнаульской тюрьмы. Их дети, пожалуй, избежали участи родителей. К моменту ареста родителей три из четырех дочерей — Софья, Ядвига и Ванда — проживали в Ленинграде, четвертая из них — Янина — на одном из полустанков Туркестано-Сибирской железной дороги. О дальнейшей их судьбе ничего не известно. Сын Людвиг двадцати одного года учился в Красноярском лесотехническом институте. Впоследствии стал ученым-лесоводом и связал свою жизнь с Красноярском. В 1977 г. Красноярским издательством было издано «Лесоводство» — учебное пособие для студентов лесохозяйственного факультета. Автором был Людвиг Антонович Марцинковский.
Источник информации: Страницы истории Алтая. 2000 г.: календарь знаменат. и памят. дат. Барнаул, 2000. С. 23–26. (текст в формате pdf)