Мейер Егор Егорович
Ландшафтная графика присутствует в творчестве многих пейзажистов, рисовавших виды Алтая в ХIХ в. Одним из таких художников, чье творчество связанно с Сибирью и Алтаем, был Е. Е. Мейер.
Мейер Егор Егорович родился 14 марта 1822 г. в г. Новгороде, «от свободного состояния иностранного негоцианта Мейра и незнакомой особы… Крещен был в грекороссийскую веру в Новгороде, градской Дмитриевской церкви». Мальчик воспитывался у вице-адмирала Рехорде и очень рано проявил способности к живописи и рисунку.
В 1839 г. Е. Е. Мейер был определен в Академию художеств вольноприходящим учеником. Он учился по классу перспективного пейзажа у М. Н. Воробьева. Е. Е. Мейер в 1844 г. получил серебряную медаль за два пейзажа «Цепь гор Шабина Ола с долиной и рекой Алаш в китайской провинции Улотай» и «Ущелье Карасу близ китайской границы», выполненные по впечатлениям путешествия по Алтаю и Сибири. В 1845 г. Е. Мейер окончил Академию художеств с золотой медалью и званием чиновника 14 класса за картину «Источник, протекающий в лесу», что позволило ему в дальнейшем совершить путешествие в Италию (это было не совсем обычно, так как в Академии художеств он числился вольноприходящим учеником). В 1846 г. он отбыл в Италию, а вернулся оттуда спустя три года. Известно, что художник путешествовал по южным окраинам России, в 1853 г. за одну из картин южного цикла «Горное ущелье» Е. Е. Мейеру присудили звание академика живописи. Известен и такой любопытный факт из биографии художника: он был наставником и учителем первых отечественных женщин-художниц (наиболее известно из них творчество С. В. Сухово-Кобылиной).
Еще в период учебы в Академии художеств Е. Е. Мейер впервые оказывается в Сибири. Он в качестве художника-рисовальщика входит в состав экспедиции на Алтай под руководством известного путешественника того времени П. А. Чихачева. По времени вояж пришелся на весну–осень 1842 г. Путешественники посетили и обследовали не только Алтай, но и сопредельные территории современного Казахстана, Кемеровской области, Красноярского края, Саянские горы.
Природа Горного Алтая восхитила художника. Е. Е. Мейер оставил восторженно-романтические впечатления: «Чем далее мы ехали, тем более соединялось все, то есть величие гор, ужас скал, мрак лесов, местами обгоревших, яркая зелень долин, роскошная растительность около рек Урсул и Малый Ильгумень. Эти две реки будто переговариваются между собой. Они летят в объятия друг друга и вместе стремятся, шумят, ревут, пока не заглушит их страшная Катунь… С трудом переводя дух, взобрался я на вершину и задрожал от восторга… Вдали, подобно океану, оледеневшему в буре, блистали вечные льды, меж которых, теряясь в светлом голубоватом тоне неба, зубчатым великаном поднималась Катунья Сайлан (Катунские столбы). В ущельях змеями вились туманы. Но где слова, где краски, чтобы передать эту картину?! Напрасно ломаешь голову, напрасно ищешь в красках тоны!.. Я посмотрел на все, потом на себя – что ж я? Невидная точка в этом огромном лабиринте!.. Я схватил альбом, но рука дрожала: мне казалось, я вижу живого Бога, со всею его силою, красотою, и мне стало стыдно, что я, бедный смертный, мечтал передать его образ!.. <…>
Со скал, прорывая облака, катились водопады, которые внизу рассыпались, и в бездне носились облака. Заходящее солнце чудно освещало этот дико-величественный вид. Нет, воображение человека не может представить себе что-нибудь подобное! Сердце замирает, когда слышишь то страшный гул реки, повторяемый множеством эхо, то тихий, жалобный стон водопада.
Это музыка природы! Кто передаст ее?! Где Бетховен, Моцарт? Кто передаст чудную гармонию этих скал, этих красок?! Сальватор Роза! Зачем ты не был русским! Ты, может быть, увидел бы Алтай! Может статься, тебе бы удалось передать его, а у меня… у меня кисть выпадает из рук!».
Практика подобных путешествий требовала от художника максимально точного, документального отображения увиденного. Е. Е. Мейер же рассматривает меняющиеся окрестности через призму личного восприятия. Необычные горные пейзажи, сюжеты вроде выпавшего снега летом, «крупные» видовые фрагменты рек и водопадов вместо обязательных панорам свидетельствуют о влиянии стиля романтизма.
Николай I внимательно следил за ходом экспедиции на Алтай. В марте 1843 г. он, просмотрев «картинки и наброски» Мейера, оставил себе одну, изображающую снежные горы берегов Катуни, и за «сопутствие» его Чихачеву утвердил художнику награду в 600 рублей серебром. Опираясь на натурные зарисовки, Е. Е. Мейер написал две картины, которые экспонировались на академической выставке. В Омском областном музее изобразительных искусств им. М. А. Врубеля хранится похожая на эти работы (а возможно, одна из них) картина Е. Е. Мейера «Горное озеро». Личным расположением императора Николая I объясняются заказы художнику видов царских резиденций в Петергофе.
По итогам экспедиции в Париже в 1845 г. была издана книга «Путешествие в восточный Алтай» в двух частях – отдельных книгах. Первая – описание пути экспедиции, ее дневник путешествий. Вторая книга включала приложения: карты, геологические таблицы и 18 иллюстраций-литографий, 17 из которых были выполнены по рисункам Е. Е. Мейера (одна литография была выполнена по рисунку И. К. Айвазовского). Литографии были выполнены французскими мастерами: Сiceri, Sabatier, Bayot, Lassalle. Lemercier, чье имя присутствует на всех листах, возможно, был владельцем печатной мастерской и (или) координатором, отвечающим за цветную печать произведений. По предварительной договоренности в Россию поступило 75 экземпляров этого издания. Книга «Путешествие в восточный Алтай» сохранилась в нескольких библиотеках России, два экземпляра второй части (иллюстрированное приложение) находятся в коллекции Алтайского государственного краеведческого музея.
В 1855–1858 гг. Е. Е. Мейер уезжает на Дальний Восток в рамках исследовательской Восточно-Сибирской экспедиции на Амур. Опись ненайденных авторских картин и рисунков того времени, по сведениям исследователя В. П. Токарева, насчитывала 73 номера. Когда именно художник Е. Е. Мейер вернулся обратно в Петербург, точно не известно. К последнему году жизни относится живописный пейзаж, хранящийся в фондах Иркутского художественного музея им. В. П. Сукачева «Вид Иркутска», законченный уже другим живописцем В. М. Резановым.
На этом история художника Егора Егоровича Мейера не заканчивается. Его дочь Вера Егоровна Мейер также пыталась стать профессиональным художником. Ее художническая карьера не была долгой. Она стала женой П. П. Чистякова, известнейшего российского живописца и педагога. Имя ее отца встречается в переписке, документах семейного архива.
Самым известным сибирским живописцем навсегда останется В. И. Суриков. Однако, как показывает история, и у него были свои предшественники. Творчество «простого сибиряка Мейера» стало прологом последующих исканий в изобразительном искусстве Сибири.
Д. Е. Золотарев
Литература
*Мейер, Е. Е. Поездка по Алтаю // Отечественные записки. 1843. № 11. С. 17–23.
*Чихачев, П. А. Путешествие в Восточный Алтай. Париж, 1845. Ч. 2. На франц. яз.
И. К. Живопись // И. К., Н. С. // Сибирскаясоветская энциклопедия. Новосибирск, 1929. Т. 1. С. 933–939. – Из содерж.: [Е. Е. Мейер]. С. 935.
Чистяков, П. П. Письма. Записные книжки. Воспоминания. М., 1953. 592 с. – Из содерж.: [Е. Е. Мейер]. С. 33, 35, 518, 519.
Чихачев, П. А. Путешествие в Восточный Алтай. М., 1974. 360 с. – Из содерж.: [Е. Е. Мейер] C. 13.
Эдоков, В. «Много чудесного, много прекрасного встречалось мне» // Звезда Алтая. Горно-Алтайск, 1978. 2 авг. С. 4.
Снитко, Л. И. Первые художники Алтая. Л., 1983. 155 с. – Из содерж.: [Е. Е. Мейер]. С. 9.
Афанасьева, З. «Казачий пост» на Алтае // Алтайская правда. 1985. 7 дек. С. 3.
Сергеев, А. Д. Возвращение на Родину // Алтайский сборник. Барнаул, 1992. Вып. 15. С. 157–158.
Токарев, В. П. Е. Е. Мейер // Художники Сибири. ХIХ век. Новосибирск, 1993. С. 54–55.
Турчин, В. Петергоф: символы, эмблематы, эстетика воды // Наше наследие. 2003. № 66. С. 210–229.
Золотарев, Д. Е. Первые художники Алтая // Встреча. Барнаул. 2005. № 3. С. 131–138. – Из содерж.: [ Е. Е. Мейер]. С. 136.
Добрынина, Е. А. Живопись / Е. А. Добрынина, П. Д. Муратов // Историческая энциклопедия Сибири. Новосибирск, 2009. Т. 1. С. 552–556. – Из содерж.: [Е. Е. Мейер]. С. 552.
*Пономарева, В. Идущие наперекор: С. В. Сухово-Кобылина / В. Пономарева, Т. Зуйкова // Русское искусство. 2010. № 2. С. 130–134.
Об ученице Е. Е. Мейера С. В. Сухово-Кобылиной, одной из первых российских художниц.
*Золотарев, Д. Е. Мейер. Простой сибиряк // Мир музея. 2010. № 3. С. 26–30.
* * *
Мейер Егор Егорович (1823–1867) // Исследователи Алтайского края. XVIII – начало ХХ века : биобиблиогр. слов. Барнаул, 2000. C. 137.
Документальные источники
Российский государственный исторический архив (РГИА).
Ф. 44. Оп. 2. Д. 787. О награде художнику Мейеру.
Источник информации: Алтайский край, 2012 г.: календарь знаменат. и пам. дат. Барнаул, 2011. С. 22-24. Библиогр. в конце ст. (текст в формате PDF)