Паротиков Дементий Гаврилович (1927-2011)

Паротиков Дементий ГавриловичНародный артист России, актер Алтайского краевого театра драмы, почетный гражданин Алтайского края Дементий Гаврилович Паротиков (1927-2011) родился 14 июля 1927 г. в с. Шадрино Алтайской губернии. В Барнауле закончил семилетку и курс школы ФЗО. В годы войны, четырнадцатилетним пареньком, попал Дементий Паротиков в эвакуированную в Барнаул цирковую труппу, учеником знаменитого воздушного акробата Джиованни-Конева. Но в 1944 г. цирк уехал.

Летом 1944 г. Алтайский краевой театр драмы объявил о конкурсном наборе молодежи в театральную студию. Д. Паротиков подал заявление и был допущен до экзаменов. Из семидесяти шести экзаменовавшихся были приняты только трое, в том числе и он. Аттестата о театральном образовании студия не выдавала. Аттестатами Д. Г. Паротикова стали сыгранные им роли.

Сколько их было, этих безымянных и почти бессловесных ролей-«приготовишек»! Бегал в «слугах Кащеевых» и вышагивал в «лакеях», пел и плясал в «цыганах» таборного хора и маршировал в «солдатах» и «матросах». Шофер, счетовод, шахтер, милиционер, военный переселенец, студент… Интереснейшие они были, эти малюсенькие, в один-два выхода, в несколько реплик, эпизодические или вовсе «из массовки» роли, и ни одна не походила на другую, и каждая требовала своей, только своей жизни! О том, что педагоги студии прочили его в «молодые герои», Д. Паротиков и не думал, маленькие роли свои любил и играл их с удовольствием.

Первой ответственной ролью молодого актера стала роль лейтенанта Сергея Ковалевского в пьесе «Мирное утро». Это был самый настоящий «молодой герой», в новой, с иголочки, офицерской форме, красивый, статный, мужественный. Но не успев осознать вступление в предрекаемое ему амплуа, артист уже влюблялся в новые свои роли – трогательных и порой незадачливых персонажей «второго плана» из пьес А. Островского, А. Чехова, К. Гольдони. А однажды – это было в 1951 г. – получил в сказке «Аленький цветочек» роль Бабы-Яги.

В начале сезона 1954/55 г., его «юбилейного», десятого сезона в театре, главный режиссер вручил ему толстую тетрадку с ролью Андрея, героя только что созданной, но уже знаменитой пьесы В. Розова «В добрый час». Работа над образом столичного юноши из профессорской семьи была не из легких для Д. Паротикова. Но работалось светло и радостно, как будто вместе с рождением его Андрея, открывался и ему горизонт будущего. Впервые в жизни ощутил он в этой роли свободу, силу на сцене, право на творчество и настоящее наслаждение от него. Впервые в жизни вдохнул он полной грудью ароматы зрительских впечатлений – аплодисменты, смех, участие и сопереживание сотен сердец вместе с ним, артистом, и его героем. С той поры, наверное, и появилась эта невероятная жажда работы, новых ролей, новых знаний и открытий, которая прошла с ним по всей его актерской жизни.

Над своими ролями артист Д. Г. Паротиков трудился до самозабвения, не считаясь ни с усталостью, ни со временем, отрывая его от ночного отдыха и молодых развлечений. Он постигал великую школу театра – Шекспира, Островского, Чехова, Горького… Благородный идальго Дон Сезар де Базан, дворянин из Вероны Петруччио, князь Василий Шуйский, Петя Трофимов, Дормидонт, Кречинский, Юсов и Мастаков – герои классического репертуара, образы которых воплотить на сцене удается не каждому актеру. У Паротикова эти герои – отважные или хитрые, тираны или несчастные, добрые или злые, глупые или умные – они все живые, настоящие.

Но особую славу актеру принесли роли героев-современников. В пьесах современных драматургов проживает он много разных жизней, побывав летчиком и моряком, геологом и инженером, корреспондентом и судебным следователем, ученым и председателем колхоза… Сотни зрителей, сидящих в зале театра, узнавали в его героях самих себя, и сценический образ актера помогал им больше понять, глубже почувствовать жизнь. Сергей Серегин в «Иркутской истории» А. Арбузова, Мартьянов в «Совести» по роману Д. Павловой, Платонов в «Океане» А. Штейна, Карлос Бланко в «Интервью в Буэнос-Айресе» Г. Боровика, Чешков в пьесе «Человек со стороны» И. Дворецкого – все они были не похожи друг на друга, по-разному жили, по-разному побеждали и проигрывали, по-разному любили… И артист старался правдиво и честно передать всем своим существом эти разные и сложные жизни своих современников.

Труд актера получал все большее и большее признание. В 1967 г. Д. Г. Паротикову было присвоено почетное звание «Заслуженный артист РСФСР»..

Важной жизненной и сценической вехой Д. Г. Паротикова стала роль Ленина. Он сыграл Владимира Ульянова еще юношей, в пьесе А. Попова. «Семья», и потом играл его на протяжении почти сорока лет в разных пьесах: «Заря над Питером», «Кремлевские куранты», «Между ливнями», «Снега», «Именем революции»… Образ Ленина был знаменем советского театрального репертуара. Никто не спрашивал актера, сколько сил и таланта вкладывал он в создание этого образа, как непросто было репетировать, гримироваться, выходить на сцену и… жить, и быть правдивым, и верить. Иначе актер не мог. Такая была эпоха, и артист, взяв на себя величайшую для того времени ответственность, ни разу не отступил, не дрогнул.

Среди самых любимых зрителями ролей Д. Г. Паротикова были Григорий Мелехов в «Тихом Доне» по роману М. Шолохова и Федор Таланов в «Нашествии» Л. Леонова, шекспировский Король Леонт и полицмейстер Коломийцев из драмы М. Горького «Последние». На эти спектакли барнаульские театралы ходили по несколько раз сряду, наслаждаясь великолепной и правдивой игрой артиста.

В 1979 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР за высокие достижения в сценическом искусстве Д. Г. Паротиков был удостоен почетного звания «Народный артист РСФСР».

«Почить на лаврах», если даже и захотелось бы, он не мог. Не дали бы новые роли, обязанности и ответственности, и старая привычка к труду: неустанному, кропотливому, добросовестному.

Были роли неожиданные, острохарактерные. Аристарх Петрович Кузькин, махровый спекулянт и ворюга из шукшинских «Энергичных людей», и шукшинский же философ-скопидом – «Хозяин бани и огорода». Были нарком Орджоникидзе в пьесе «Чудак-человек» и капиталист Засыпкин в «Золотопромышленниках», «отец народов» Сталин в «Детях Арбата» и кичливый лорд Мьюикл в «Кине IV ». Был пронзительный, трагикомический Гарпагон, герой знаменитого творения Ж.-Б. Мольера «Скупой». Был трогательный и беззащитный, согнувшийся от непосильного бремени бытия Барк Купер из спектакля «Дальше тишина» В. Дельмара.

Одна из лучших ролей народного артиста России Д. Г. Паротикова – Самсон Силыч Большов в трагикомедии «Банкрот» А. Островского. Спектакль в 2000 г. был отмечен премией главы администрации г. Барнаула в области театрального искусства. В этой коллективной заслуге – немалая доля труда и таланта Д. Г. Паротикова.

Более 35 лет своей жизни Д. Г. Паротиков посвятил ответственной и многотрудной общественной деятельности на посту председателя Алтайской организации Союза театральных деятелей России.

Деятельность актера и на театральном и на общественном поприщах заслужила высокий авторитет и признание в крае. 30 октября 1997 г. постановлением краевой администрации Д. Г. Паротикову было присвоено звание «Почетный гражданин Алтайского края».

Д. Г. Паротиков вел исследовательскую и литературную деятельность в области истории театра, написал книги «Призванный временем» и «Рубцы на сердце», ряд статей, мемуарных и литературных рассказов, занимался педагогической деятельностью. Творческий путь длиною в целую жизнь… От студийца до ведущего мастера, театрального корифея. Пройдены все ступени восхождения к мастерству. А театр занимал в сердце Дементия Паротикова самое важное место, был для него самой главной школой жизни.

Дементий Гаврилович умер 3 марта 2011 г.

И. Н. Свободная

 

Литература

  1. Абрамович А. А . Призванный временем: очерк истории Алт. краев. театра драмы / А. Абрамович, Д. Паротиков. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1981. 108 с.: ил.
  2. Паротиков Д. Г. Рубцы на сердце / [вступ. ст. И. Свободной] ; Алт. краев. театр драмы им. В. М. Шукшина. Барнаул: Алт. Дом печати, 2008. 627 с. : ил.

    * * *

  3. Ляхов И. Свет рампы // Сталинская смена. 1955. 18 дек.: фот.
  4. Родина В. Мужество и простота. Творческие портреты // Алтайская правда. 1962. 31 марта: фот.
  5. Весной двадцать первого // Молодежь Алтая. 1965. 14 нояб.: фот.
    О работе актера над образом Ленина.
  6. Паротиков Д. Любимый образ // Алтайская правда. 1966. 22 апр.: фот.
    О работе над образом Ленина.
  7. Кашников М. Вершина еще впереди // Алтайская правда. 1969. 11 апр.: фот.
  8. Гарина Ю. Профессия – творчество // Молодежь Алтая. 1972. 23 марта: фот.
    К присвоению звания заслуженного артиста РСФСР.
  9. Рудник И. Источник энергии // Театральная жизнь. 1974. № 24. С. 18-19: фот.
  10. Рудник И. Счастливая судьба // Алтайская правда. 1974. 22 нояб.: фот.
  11. Вахрушев Б. Призвание // Алтайская правда. 1977. 20 нояб.: фот.
  12. О присвоении почетного звания народного артиста РСФСР Паротикову Д. Г.: Указ Президиума Верхов. Совета РСФСР от 14 авг. 1979 г. // Ведомости Верхов. Совета РСФСР. 1979. № 34. С. 688.
  13. Паротиков Д. «Театр – это моя жизнь» / беседу вела Л. Кошкарева // Алтайская правда. 1987. 30 окт.
  14. Паротиков Д. Ленин и Сталин // Алтайская правда. 1990. 7 нояб.: фот.
    О работе над ролями.
  15. Паротиков Д. И таинство ушло… / беседу вела С. Докучаева // Молодежь Алтая. 1991. 29 нояб. (№ 48). С. 4.
  16. Серебряный В. Дементий Паротиков // Алтай. 1993. № 1. С. 145-150: фот.
  17. Тепляков С. Целина. Погорелый театр // Молодежь Алтая. 1993. 12 нояб. (№ 46). С. 12: портр.
  18. Паротиков Д. «Я не сентиментален, но часто душат слезы» / беседу вел Ю. Наумкин // Молодежь Алтая. 1994. 18 нояб. (№ 47). С. 5: фот.
  19. Вахрушев Б. 50 лет… И снова новая роль: Заметки о творч. пути нар. артиста России Д. Паротикова // Алтайская правда. 1994. 26 нояб. С. 1, 4: фот.
  20. Штаненко Т. Уже юбилей, но еще не итог // Вечерний Барнаул. 1994. 3 дек.: фот.
  21. Свободная И. Человек мира сего: записки музейн. работника по материалам личного фонда нар. артиста России Д. Г. Паротикова // Барнаул. 1995. № 3. С. 158-171, 3-я с. обл.: фот.
  22. Серебряный В. С. Паротиков Д. Г. // Энциклопедия Алтайского края. Барнаул, 1997. Т. 2. С. 268: фот.
  23. Паротиков Д. Ленин, Сталин, Баба Яга / беседу вела Л. Горбунова // Свободный курс. 1997. 4-11 дек. (№ 49). С. 30: фот.
  24. Юдалевич М. «Гул затих. Я вышел на подмостки…» // Алтайская правда. 1997. 6 дек.: портр.
  25. Осиночкина Н. Сибирский характер // Вечерний Барнаул. 1997. 6 дек.: портр.
  26. Келлер Н. Паротиков провел бенефис в зрительном зале // Вечерний Барнаул. 1997. 9 дек.: портр.
  27. Серебряный В. С. Паротиков Д. Г. // Барнаул: энциклопедия. Барнаул, 2000. С. 218-219: портр.
  28. Паротиков Д. «Авангард – это не мое» / беседу вела Е. Федоринова // Свободный курс. 2000. 6 апр. (№ 14). С. 4: фот.
  29. Свободная И. Вдохнувший театральной пыли однажды… // Вечерний Барнаул. 2004. 24 сент. С. 23: фот. цв.
  30. Паротиков Д. Ленин в вишневом саду / беседу вела Л. Хомайко // Свободный курс. 2007. 11-18 июля (№ 28). С. 24: фот. цв.
    Беседа с актером краевого театра драмы, народным артистом России, почетным гражданином Алтайского края Д. Г. Паротиковым.
  31. Паротиков Д. Г. Вождь алтайской сцены / беседу вела О. Глазачева // Российская газета. 2007. 17 июля. С. 11: портр. (Алтай).
  32. Молотовникова О. Дементий Паротиков: былое и думы: народному артисту России, одному из старейших актеров краевого театра драмы завтра исполнится 80 лет // Алтайская правда. 2007. 13 июля. С. 3: фото.
  33. Бойко Н. А. Каждый актер должен найти свой театр // Интеллектуальный потенциал ученых России. М.; Барнаул, 2006. Вып. 5. С. 117–121. Библиогр. в конце ст.: (4 назв.).
  34. Карпова Л. « Я начал с басни» // Алтайская правда. 2009. 12 сент.: фот.
  35. Последние аплодисменты Дементию Паротикову // Аргументы и факты. 2011. 9-15 марта (№ 10). С. 6. (Алтай).
    Скончался народный артист России, актер Алтайского краевого театра драмы Д. Паротиков.
  36. Тирская С . Легенда алтайской сцены // Алтайская правда. 2012. 22 сент. : фот.
    В г. Барнауле открыта мемориальная доска в память о народном артисте России Д. Паротикове.