Петров Василий Петрович (1770-1810)

Первым профессиональным художником, посетившим Алтай, был Василий Петрович Петров (1770?–1810), ученик мастера городского русского пейзажа Ф. Н. Алексеева. Последние годы XVIII столетия – царства Павла I, «царства власти, силы и страха» – были в то же время годами скрытой работы передового сознания. Фактами, влиявшими на умонастроения людей, были подвиги суворовских армий, по достоинству не оцененные верховной властью, идеи равноправия людей в произведениях Руссо, зарево французской буржуазной революции 1793 г., опалившее умы современников надеждами и разочарованиями, объявление Радищевым крепостнического строя «стоглавым чудищем», крестьянская война под предводительством Е. Пугачева. Напрасно было бы искать прямое отражение противоречий эпохи в произведениях В. Петрова, но его поступки, отношение к профессиональному долгу, к людям, его окружающим, наконец, трагический исход его жизни, убеждают в том, что художник был типичным и достойным представителем художественной среды своего времени.
В 1787–1801 гг. В. П. Петров преподавал в рисовальных классах Петербургского Горного училища. В эти же годы художник выполнил ряд заказов Императорского двора, в составе свиты Екатерины II совершил поездку в Крым, а также побывал на Урале. Известны работы В. П. Петрова «Вид порта Феодосия» (Государственный русский музей, 1792), «Вид Тавриды» (Саратов, музей Радищева, 1791), «Вид Екатеринбурга» (1789). В 1794 г. художник от Совета академии Петербургской Академии художеств получил звание «назначенного» художника за «вид мызы» П. А. Соймонова (Государственный русский музей). В 1801 г. Петров был причислен к Эрмитажу «мастером живописи». По рекомендации президента Академии художеств А. С. Строганова Александр I издал указ о командировании В. П. Петрова на Урал и в Сибирь для снятия видов. Государственная Берг-коллегия на основании этого указа в 1801 г. определила направления работы художника на уральских и сибирских заводах: «Находя нужным иметь полное собрание казенных заводов, повелеваем для снятия оных, употребив состоящего в ведомстве Кабинета причисленного к Эрмитажу в звании мастера живописи и рисования Берггешворена 12 класса Петрова, отправить его на заводы камня, в Вятской губернии состоящие, оттуда по порядку на гору Благодатныя, Екатеринбургския, Колывано-Воскресенския, Нерчинския с тем, чтобы снял он: первое: не только все внешние виды с заводов, с коих таковые еще не сняты, но изображения самой внутренности во время действия любопытнейший из оных; второе: виды примечания достойнейших рудников, взяв за предмет не одну только их поверхность, но и самые внутренние горные работы, достойные быть запечатленными или по их хорошему виду или по важности их для людей горных». В августе 1802 г. В. П. Петров прибыл в Барнаульский сереброплавильный завод. Отсюда в течение 1802–1806 гг. он совершил поездки в Горный Алтай, Нерчинский горный округ, на Бухтарму.
В начале июля он посетил Цонгольский дацан недалеко от Кяхты. Здесь он снял внутренний вид «брацкой кумирни со входа с полуденной стороны», внешний вид «кумирни на площадях», сделав надпись: «вид снаружи 4 кумирьи цънгольскаго роду». Проявляя интерес к буддийскому вероучению, он присутствует на богослужениях лам и, вслушиваясь в молитвенные чтения, внимательно и тщательно зарисовывает все, что окружает и привлекает его взор. Об этом свидетельствуют акварели и рисунки, выполненные им с натуры. «Монахи и лама, молящиеся и играющие на музыкальных инструментах» с авторской надписью: «С натуры рисовано в кумирни близ Кяхты 1803 году июля 10»; «Главный лама и прислужники» 6 этюдов; «Буддийские божества. Роспись стен бурятской кумирни»; «Бурятские музыкальные инструменты»; «Девять буддийских богов» и другие.

Контурный эскиз панорамы г. Барнаула, автор В. П. Петров

В. П. Петров является автором первой панорамы Барнаула начала XIX в. Его акварель «Вид Барнаульского сереброплавильного завода» и его же эскиз маслом «Вид внутренности Барнаульского завода» являются прообразами индустриальной темы в изобразительном искусстве России. В Государственном русском музее хранится рисунок В. П. Петрова, исполненный пером, тушью, карандашом, изображающий панораму Барнаула с высокого правого берега р. Барнаулки. Это произведение является ценным историческим источником, содержащим обширную информацию об архитектурном облике горного города в начале XIX в. Рисунки и акварели В. П. Петрова дают представление об интерьерах и внешнем облике производственных зданий, о том, как выглядел Барнаульский завод в начале XIX в.
Находясь в Барнауле, видописец вел переписку с графом А. С. Строгановым, который покровительствовал художнику. В письмах В. Петров называл графа своим «меценатом» и сообщал ему: «…желая быть в художниках истинных… летом 1802 года в 45 дней… снял двадцать пять видов… превосходные необозримые и величественнейшие картины, не уступающие видам альпийским или швейцарским, а дикостью и ужасной странностью превосходящие их».
Отчитываясь за деятельность в Сибири, В. П. Петров посылал свои работы в Петербургскую Академию художеств. В 1806 г. за «Вид Бухтарминского рудника» он был избран академиком живописи.
Видописец из Петербурга В. П. Петров явился первым профессиональным художником, посетившим Алтай, рисовавшим горные хребты и долины этого края с натуры.
Умер в Барнауле. Место захоронения неизвестно. Не находя понимания со стороны местного заводского начальства, чинившего художнику препятствия в его творческой деятельности, не выплачивая ему в течение нескольких лет жалования; художник пришел в отчаяние и после получения известия о смерти жены в Петербурге покончил с собой. Сохранилось предсмертное письмо художника, в котором он пишет, что «…сверх выгод любил работу свою… и никогда не был тунеядцем».

Вид барнаульского завода. 

Более 200 рисунков, набросков, эскизов, созданных видописцем в сибирский период, были отправлены по требованию Кабинета Е.И.В. в Петербург. С четырех из них в 1818 г. Д. Кулибиным были исполнены гравюры резцом – «Озеро Колыванское», «Листвянский хребет близ д. Фыкалки», «Вид Бухтарминской крепости», «Курчумский снежный хребет от д. Верхне-Бухтарминская». Географ и журналист Г. И. Спасский опубликовал гравюры в приложении к первому тому «Сибирского вестника» за 1818 г. без ссылки на автора оригиналов. В начале XX в. часть произведений В. Петрова находилась в богатейшем собрании П. Я. Дашкова, а также в архиве Министерства императорского двора. В настоящее время большая часть работ В. П. Петрова находится в Государственном Русском музее в Петербурге. Творчество В. П. Петрова не стоит в стороне от главного русла развития русского пейзажного искусства рубежа XVIII–XIX столетий. В. П. Петров органично вливается в ряд своих современников: Мартынова, Галактионова, Васильева и других «портретистов» городов и местностей. И все-таки именно В. Петров обладал привлекательнейшей особенностью – откровенной заинтересованностью, внимательностью и любовью к своим сюжетам. Искреннее начало в творчестве художника наиболее полно прозвучало в сибирских видах. В. П. Петров является первопроходцем в художественном освоении Горного Алтая и Забайкалья, он создал и первое изображение г. Барнаула, писал его сердце – Сереброплавильный завод.

Литература
с 2005 г.
Савельев Н. Первая панорама Барнаула // Алтайская правда. 1960. 17 апреля.
Степанская Т. М. Архитектура и искусство // Очерки истории Алтайского края. Барнаул, 1987. С. 98–104.

О В. П. Петрове на с. 102–103.

Юдалевич М. Завороженные Алтаем // Юдалевич М. Барнаул (1730–1917). Барнаул,1992. С. 97–100.

Токарев В. П. В. П. Петров (1770–1810) // Токарев В. П. Художники Сибири. XIX век. Новосибирск, 1993. С. 14–21: ил.

Золотарев Д. Городской пейзаж в творчестве Барнаульских художников XX века // 60 лет Алтайской краевой организации Союза художников России: первые искусствовед. чтения. Барнаул, 2001. С. 11–15.

Степанская Т. М. Видописец Сибири // Культурное наследие Сибири. Барнаул, 2005. Вып. 6/7: Избранные статьи и очерки. С. 67–93. Библиогр.: с. 91–92 (17 назв.). Прил.: Список опубликованных работ В. П. Петрова. С. 92–93 (11 назв.).

Степанская Т. М. Роль Российской академии художеств в становлении и развитии искусства и культуры Сибири: (к 250-летию основания Российской академии художеств) // Известия Алтайского государственного университета. 2006. № 4. C. 9–14: ил.. Библиогр.: с. 14 (12 назв.).

Спасский Г. И. Письма из Сибири: [отрывок] // Алтай в трудах ученых и путешественников XVIII – начала XX веков. Барнаул, 2007. Т. 2. C. 29–46: портр.
Степанская Т. М. «Сверх выгод любил работу свою…» // Культурное наследие Сибири. Барнаул, 2008. Вып. 9. C. 141–149. Библиогр. в конце ст. (6 назв.).

Степанская Т. М. Первые профессиональные художники на Алтае // История Алтая. Барнаул, 2019. Т. 2: Алтай в конце XVII – начале XX в. С. 93–95.

Афанасьев П. А. «Соблюдена им столь разительная точность»: к 250-летию со дня рождения В. П. Петрова // Культура Алтайского края. 2020. Март (№ 1). С. 30–33: цв. ил.

Брагина Л. А. Тема мемориального пейзажа в творчестве живописцев Алтая // Национальное наследие и диалог культур как исток духовности современного общества. Библиогр. в конце ст. (16 назв.).

***
Петров Василий Петрович // Художники Алтайского края: биобиблиогр. слов. Барнаул, 2006. Т. 2: М–Я. С. 151–154.
Документальные источники
Государственный архив Алтайского края (ГААК).
Ф. 1. Канцелярия Колывано-Воскресенского горного начальства. Оп. 2. Д. 373. Л. 1, 32.
Источник: Барнаульский хронограф, 2010 г.: календарь знаменат. и памят. дат. Барнаул, 2009. С. 60–63.  (текст в формате PDF)