Рерих Николай Константинович (1874-1947)

Об Алтае

Выдающийся художник, писатель, археолог, путешественник и общественный деятель, автор идеи и инициатор Пакта Рериха, основатель международных культурных движений «Мир через культуру» и «Знамя Мира».

Родился в Петербурге. Брал уроки у графика М. О. Микешина, в 1893–1897 гг. учился в Высшем художественном училище при Академии художеств у А. И. Куинджи, одновременно учился на юридическом факультете Петербургского университета. В 1900–1901 гг. учился в студии Ф. Кормона в Париже. В 1906–1918 гг. руководитель рисовальной школой этого Общества. В 1903–10 гг. – член объединения «Союз русских художников», в 1910–1915гг. председатель объединения «Мир искусства». Художник в антрепризе С. П. Дягилева в Москве, Петербурге, Чикаго. Член более ста академий, литературных объединений, обществ. Автор многочисленных красочно-декоративных полотен, сюжеты которых навеяны историей и легендами Древней Руси, природой и мифологией Индии, Тибета.

С 1919 находился в длительном заграничном путешествии, в 1923–1928 гг. предпринял экспедицию в Центральную Азию. С 28 июля по 27 августа 1926 г. экспедиция Н. К. Рериха работала на Алтае, центр исследований – г. Белуха и ее окрестности. По итогам этого трансазиатского путешествия написал книгу «Алтай–Гималаи». Тема Алтая нашла отражение во многих картинах художника «Ойрот. Алтай» (1926), «Подземный народ» (1938), «Богатыри проснулись» (1940), «Страж пустыни» (1941), «Ковка меча» (1941), «Победа» (1942), «Приказ Учителя» (1947). Активный борец за мир и сближение народов. С 1920-х жил в Индии. Картины Н. К. Рериха хранятся в музеях и собраниях России, США, Индии и др. стран.

Н. К. Рерих. Алтай-Гималаи

[…] Приветлива Катунь. Звонки синие горы. Бела Белуха. Ярки цветы и успокоительны зеленые травы и кедры. Кто сказал, что жесток и неприступен Алтай? Чье сердце убоялось суровой мощи и красоты?

Семнадцатого августа увидели Белуху. Было так чисто и звонко. Прямо Звенигород.

А за Белухой покажется милый сердцу хребет Куэнь-Луня, а за ним – «Гора божественной владычицы», и «Пять сокровищ снегов», и сама «Владычица белых снегов», и все писаное и неписаное, все сказанное и несказанное…

Алтай в вопросе переселения народов является одним из очень важных пунктов. Погребение, уставленное большими камнями, так называемые Чудские могилы, надписи на скалах, все это ведет нас к той важной эпохе, когда с далекого юго-востока, теснимые, где ледниками, где песками, народы собирались в лавину, чтобы наполнить и переродить Европу. И в доисторическом и в историческом отношении Алтай представляет собой невскрытую сокровищницу…

И странно и чудно – везде по всему краю хвалят Русский Алтай. И горы-то прекрасны, и недра-то могучи, и реки-то быстры, и цветы-то невиданны. А на реке Катуни должна быть последняя в мире война. А после – труд мирный.

Источник: Рерих Н. К. Алтай-Гималаи: путевой дневник – Рига, 1992