Рудзите Илзе Рихардовна

И. Р. РудзитеХудожница И. Р. Рудзите родилась 24 января 1937 г.

Рудзите Илзе Рихардовна – одна из наиболее своеобразных художественных личностей, живущих на Алтае. Ее творчество представляет собой удивительное переплетение различных национально-культурных традиций, которые, в результате, сливаются в единую широкую картину общечеловеческих художественных ценностей. Она соединяет в своем искусстве латышские национальные корни с исконно русскими культурными традициями, и мотивы алтайского фольклора и алтайского быта с национальными традициями других народов. Такое всеобъемлющее значение произведений И. Р. Рудзите придает ее творчеству особую ценность. Ее картины становятся понятны и близки всем без исключения людям, помогая преодолевать межнациональные и межрелигиозные разногласия.

Илзе Рудзите родилась 24 января 1937 г. в Латвии, в г. Риге, в семье выдающегося латышского поэта, публициста, философа, председателя Латвийского общества Н. К. Рериха Рихарда Рудзитиса. Под влиянием отца она с детских лет приобщилась к учению Рериха, впитала его идеи, которые впоследствии заложили основу ее мировоззрения и ее творческих принципов как художницы. Влияние идей Н. К. Рериха ощущалось во многих решениях, которые приходилось принимать И. Рудзите в дальнейшем. Со всей очевидностью оно сказалось и на решении художницы связать свою жизнь с Алтаем.

Но наиболее сильным фактором, повлиявшим на формирование будущей художницы, стали, конечно же, впечатления детства. Древнее величие прибалтийской природы вошло в ее сознание, сформировав ее мировосприятие, а облик родного города явил ей первые эстетические впечатления. Строгие линии готических соборов, мощные звуки органа, светоносная яркость витражей заложили основы ее художественного стиля. Свои воспоминания о родном крае И. Р. Рудзите воплотила впоследствии в цикле картин под названием «Латвия», объединив в них природу своей страны, ее историю и культурное наследие.

Композицию таких картин из этого цикла, как, например, «Avesol!» или «Поэзия» определяют стрельчатые арки, очертанием напоминающие витражные окна Домского собора в Риге, а их центральным образом становятся скульптурные произведения, созданные выдающимися мастерами латышского искусства. И. Рудзите использует эти произведения, превращая их на своих полотнах в обобщенный символ латышской культуры, латышского искусства, латышского национального духа.

На костре. 1990 г.

На костре. 1990 г.

Приехав в 1963 г., после окончания Латвийской художественной академии, на Алтай, художница непосредственно соприкасается здесь с традициями русской культуры и впервые погружается в своеобразие алтайского национального быта и фольклора. Чутко воспринимая особенности мышления других народов, она, обращаясь к их культурным традициям, учится каждый раз как бы заново входить в иную среду своего существования.

Со временем русская линия становится ведущей в ее творчестве. «Я живу в России, – говорит художница, – и, следовательно, являюсь частью русской национальной культуры». В ее понимании русская национальная культура – это, прежде всего, культура православная, вот почему, раскрывая в своих произведениях русскую тему, она, как правило, обращается к приемам русской православной иконописи. Это такие произведения, как цикл картин, посвященных Сергию Радонежскому, триптих «Неопалимая», где И. Рудзите на основе русских образов раскрывает тему материнства, или триптих «Небесная битва», в котором художница представляет победу русского народа в Великой Отечественной войне как победу высших божественных сил, воплощенных в духе народа, как победу Добра над Злом.

Широко представлена в творчестве И. Р. Рудзите и алтайская тематика. Она создает цикл картин под общим названием «Люди горного края», объединяя в нем исконно алтайские и русские образы; пишет многочисленные пейзажи, воплощая в них величественную природу Алтайских гор. Но есть среди этих пейзажных зарисовок одно монументальное произведение – триптих «Камни знают». В центральной части триптиха художница изображает горную гряду с заснеженными вершинами: синий массив горы и белая вершина. Этот реалистически выполненный пейзаж просматривается на полотне как бы сквозь серые каменные нагромождения, которые, заполняя собой почти всю центральную часть, перекидываются на обе боковые части, покрывая их целиком. И. Рудзите применяет здесь особый изобразительный прием, который, по сути дела, воспроизводит не столько внешний облик камня, сколько внутреннюю фактуру его строения. На полотне словно возникает внутренняя сущность камня, его душа. Камень превращается своего рода в живое существо, живущее своей особой духовной жизнью. И как следы этой духовной жизни на каменной поверхности отпечатываются древние петроглифы, нанесенные когда-то на камень рукой человека. Это и есть тайное знание камня. Камни бережно хранят свои знания как величайшую мудрость, как предание веков и передают их следующим поколениям. Так обыкновенный пейзаж превращается на полотне художницы в возвышенную философско–мифологическую поэму.

Растерзанная земля. Из цикла Большая совесть. 1988 г.

Растерзанная земля. Из цикла Большая совесть. 1988 г.

Нельзя, живя на Алтае, не соприкоснуться с выдающейся личностью Василия Макаровича Шукшина. Образ писателя занимает одно из центральных мест в творчестве И. Рудзите. Художница раскрывает этот образ в целом ряде картин под общим названием «Большая совесть». Картины были задуманы как протест против строительства Катунской ГЭС, которая может погубить уникальную природу Алтая. Недаром образы Шукшина и Катуни у И. Рудзите неразделимы. В. М. Шукшин олицетворяет собой всеобщую человеческую совесть, а Катунь – это символ всей алтайской природы. Воды Катуни струятся между пальцами писателя (картина «Истоки»), на просторах реки он ищет спасения от скверны мира («Прощание»), Катунь пронзает грудь Шукшина, проходя через его сердце («Растерзанная земля»). Весь цикл звучит как предостережение, как призыв сохранить свой дом, свою планету, ее природу.

Есть у И. Рудзите еще один главный образ и еще одна ведущая тема ее творчества. Это образ Художника и тема его жертвы во имя Искусства. Так или иначе, эта тема охватывает почти все произведения художницы, но кульминационной точкой ее развития является картина «На костре», где И. Р. Рудзите изображает себя, сгорающую в пламени творческого огня.

Сейчас художница по-прежнему полна сил и творческих планов. Она живет в Горном Алтае, в Усть-Коксинском районе, в с. Мульта и продолжает работать. Диапазон ее творчества как всегда широк. Это и портреты отца, и картины на тему западноевропейских средневековых легенд и преданий, и, конечно же, русская тема. Ею уже написаны такие картины, как «Русский монах», «Русский солдат», «Русская Пасха», «Русская чистота» и др. Художница находится на пороге новых открытий, новых свершений.

Ю. А. Виноградов

Литература

Каталоги персональных выставок

  1. Рудзите-Цесюлевич Илз[е] Рихардовна : выст. произведений : кат. / Алт. орг. СХ РСФСР, дом ученых СО АН СССР. Новосибирск, 1975. 1 слож. л.
  2. Рудзите-Цесюлевич И. Р. : Живопись. Графика; Рублева Л. В. Скульптура : кат. выст. / Упр. культуры Алт. крайисполкома, Алт. краев. музей изобразит. и приклад. искусства, Алт. орг. Союза художников РСФСР ; сост. и автор вступ. ст. Л. И. Снитко. Барнаул, 1975. 12 с. : портр., ил.
  3. Илзе Рихардовна Рудзите : Живопись. Графика : кат. / Упр. культуры Алт. крайисполкома, Алт. орг. Союза художников РСФСР ; сост. и автор вступ. ст. М. Шишин. Барнаул: РИО, 1989. 42 с. : портр, ил. Библиогр.: с. 42.

Литература о жизни и творчестве (с 2006 г.)

  1. *Алтайская краевая художественная выставка «Осень 2006». Барнаул, 2006.
  2. Алтай в изобразительном искусстве России XXXIX веков. Барнаул, 2007. 49 с. – Из содерж.: Илзе Рихардовна Рудзите. С. 36.
  3. Виноградов, Ю. А. «…Где смерть миров и новых солнц восход». Художественный мир Илзе Рудзите // Культурное наследие Сибири. Барнаул, 2007. Вып. 8. С. 123–146.
  4. Усанова, А. Л. Народное искусство как источник художественной выразительности в творчестве алтайских художников в 60–70-е годы XX века // Культура Алтайского края как опыт толерантного взаимодействия сопредельных территорий. Барнаул, 2007. С. 541–543.
    В т. ч. о творчестве И. Р. Рудзите.
  5. Шедевры сельских картинных галерей : кат. выст. Барнаул, 2007. 28 с. : ил. – Из содерж.: Илзе Рихардовна Рудзите. С. 21.
  6. Щетинина, Н. А. Натюрморт в живописи алтайских художников второй половины XX века // Культурное наследие Сибири. Барнаул, 2007. Вып. 8. С. 76–91. – Из содерж.: [о творчестве И. Р. Рудзите]. С. 81, 84.
  7. Виноградов, Ю. А. Художница Илзе Рудзите / авт. предисл. Т. М. Степанская ; Алт. гос. ун-т, Науч.-исслед. лаб. фак. искусств «Изобраз. искусство и архитектура Сибири», Центр развития науч. сотрудничества. Новосибирск : Изд–во НГТУ, 2010. 78, [2] с. : ил., портр. Библиогр.: с. 77–78 (41 назв.).
  8. Замятина, Г. Самобытному автору посвящается // Алтайская правда. 2011. 29 марта: фот.
    О презентации книги Ю. А. Виноградова «Художница Илзе Рудзите».

    * * *

  9. Рудзите Илзе Рихардовна // Художники Алтайского края : биобиблиогр. слов. Барнаул, 2006. Т. 2 : М–Я. С. 227–240: портр., репрод. между с. 320–321.

 

Источник: Алтайский край, 2012 г.: календарь знаменат. и пам. дат. Барнаул, 2013. С. 16-18.