Шишков и Алтай
1. Когда состоялась первая встреча В. Я. Шишкова с Алтаем?
На Алтае дорожный инженер В. Я. Шишков впервые оказался летом 1909 года во главе экспедиции по исследованию путевых возможностей реки Бии. Летом 1910 года изыскания были продолжены. Благодаря регулярным записям Шишковым был создан путеводитель с точным описанием маршрута и плана реки Бии. Параллельно оформлению технической документации он не расставался с блокнотом, записывая свои наблюдения от встреч с людьми и природой.
2. Какое барнаульское периодическое издание в 1912 году опубликовало два рассказа писателя – «Теща» и «Дяденька»?
Этим изданием стала «Жизнь Алтая». Редакторами ежедневной общественно-политической и литературной газеты «Жизнь Алтая», издававшейся в 1911-1918 годах в Барнауле, в «алтайский» период жизни В. Я. Шишкова были известные литераторы и общественные деятели Георгий Дмитриевич Гребенщиков и Порфирий Алексеевич Казанский. С Гребенщиковым Вячеслав Яковлевич встречался в Томске и Барнауле, где бывал лишь проездом из Томска в Бийск и обратно.
3. В каком рассказе нашли свое отражение первые впечатления В. Я. Шишкова от знакомства с алтайским колоритом?
Рассказ «На Бии» был опубликован в 1914 году в «Алтайском альманахе», приложении к газете «Жизнь Алтая». Это был единственный выпуск альманаха, напечатанный в одной из типографий Санкт-Петербурга под редакцией Г. Д. Гребенщикова и оформленный художником Г. И. Чорос-Гуркиным.
4. Какое угощение в доме лесничего чрезвычайно удивило гостей в рассказе писателя «На Бии»?
В рассказе гостей угощали свежими сибирскими яблоками из сада старика Глаголева, бывшего чиновника. Яблочные сады в таежной алтайской глубинке начала ХХ века – настоящая диковинка для приезжих.
5. Чему была посвящена вторая экспедиция на Алтай 1913-1914 годов под руководством В. Я. Шишкова?
Вторая экспедиция Шишкова на Алтай была посвящена разведке оптимального маршрута Чуйского тракта. В автобиографии он писал: «Мне было поручено произвести подробные технические исследования торгового Чуйского тракта, пересекающего горный Алтай от города Бийска до границы Монголии. Цель изысканий – переустройство безграмотно проведенного весьма важного пути». Была проделан грандиозная работа – осуществлена подробная трассировка Чуйского тракта по двум вариантам. Чуйский тракт был стратегически важен для страны, недаром ему 26 мая 1922 года постановлением ВЦИК был присвоен статус дороги государственного значения. В основу строительства Чуйского тракта, начатого в тридцатые годы прошлого столетия, лег проект Шишкова.
6. Где на Чуйском тракте воздвигли памятник В. Я. Шишкову?
Мемориальный знак установлен около села Манжерок, основанного русскими переселенцами, на правобережье реки Катунь на 467 км Чуйского тракта. Скульптор мемориального знака – Петр Леонидович Миронов, мастер-медник – Николай Юрин. Открытие памятника состоялось 4 октября 1973 года, когда в стране широко отмечали столетие со дня рождения писателя. Высота памятника около трех метров. Напряженная поверхность бетонной доски напоминает развернутый ветром лист бумаги. Рядом со скульптурным портретом В. Я. Шишкова на лицевой части мемориальной доски вычеканены на двух языках – русском и алтайском – слова: «Вячеславу Шишкову, большому советскому писателю, изыскателю Чуйского тракта», а на торцах – слова писателя: «Я люблю Алтай крепко, с каждым годом любовь моя растет».
7. Как бийчане увековечили память о писателе?
Жители Бийска увековечили память о писателе, назвав одну из улиц города его именем. Улица Вячеслава Шишкова в Бийске плавно перетекает в творение Вячеслава Шишкова – Чуйский тракт. Именем писателя названы многие улицы в городах нашей страны.
8. Что появилось в Бийске благодаря детищу В. Я. Шишкова – Чуйскому тракту?
Музей Чуйского тракта расположен около въезда на коммунальный мост Бийска, на бывшем нулевом километре Чуйского тракта. В музее находятся редкие экспонаты, которые связаны со строительством тракта и его эксплуатацией. Так, здесь выставлены, наряду с оригинальными предметами и фотографиями, диорамы, макеты, муляжи, хронологически и достоверно отражающие различные временные участки жизни Чуйского тракта.
9. Какое село, через которое проходит Чуйский тракт, опосредованно связывает двух писателей – Шишкова и Шукшина?
Сростки, село, где родился и жил знаменитый писатель, кинорежиссер и актер Василий Макарович Шукшин. Расположенное на правом берегу Катуни к юго-востоку от Бийска, село стало местом паломничества поклонников творчества Шукшина, стекающихся в Сростки преимущественно по Чуйскому тракту, чей маршрут разработал Шишков.
10. В каком году Алтайской краевой универсальной научной библиотеке присвоено имя Вячеслава Яковлевича Шишкова?
В 1973 году Постановлением Совета Министров РСФСР в связи со 100-летием со дня рождения В. Я. Шишкова Алтайской краевой универсальной научной библиотеке присвоено имя писателя, яркого художника слова, талантливого землепроходца-исследователя.
11. Как назывались путевые очерки, созданные В. Я. Шишковым в результате его второй экспедиции 1913-1914 годов на Алтай?
Путевые очерки «По Чуйскому тракту» были написаны Шишковым под большим впечатлением от Алтая. В многочисленных экспедициях по Сибири раскрылся художественный дар и наблюдательность писателя.
12. Какое определяющее слово использовал писатель, характеризуя улицы города Бийска в путевых очерках «По Чуйскому тракту»?
В очерке «Первые этапы» читаем: «И что за город Бийск? И какой там голова сидит? Что за бийские улицы, что за отвратительная, невообразимая грязь. Богатый, разжиревший на монгольских хлебах город не может устроить себе сносных условий жизни. Улицы – сплошная топь, вонь, мерзость, азиатчина. Дороги мостятся щепой, навозом, дохлыми костями, опорками, пимами. На углу домишко ломают, куда мусор валить? На дорогу; куда печку валить? На дорогу, все втопчут в грязь. Это не улицы, а сплошные отвалы…»
13. Какое село, упоминаемое автором цикла «По Чуйскому тракту», славилось полюбовными драками по праздникам?
Алтайское, большое торговое село, в котором проживало на тот момент больше пяти тысяч жителей, «все расейские одни». В очерке «Первые этапы» молодой ямщик рассказывает: «Таков уж у них обычай. Как денек свободный выдался, глядишь, стенка на стенку и полезли. Человек до пятьсот пластаются. С ребят начинают. А «лежучего» не бьют, который свалился. Ну и мнут бока! Так лупят, что страсти. Глядеть больно».
14. В каком селе из очеркового цикла «По Чуйскому тракту» «”Русь” помаленьку кончается и начинается царство инородцев “орды”»?
«Орда» начиналась в Муюте, ныне Мыюта Шебалинского района Республики Алтай. Читаем у Шишкова в очерке «Преддверия орды»: «Муюта – большое селение, наполовину русское, наполовину теленгистское. Есть церковь. Почти все инородцы крещеные. Они очень религиозны. В аилах, разбросанных в ущельях гор и долинах горных речек, еще много некрещеных».
15. Имя какого исследователя природы, истории и фольклора Алтая было окружено уважением на всем протяжении Чуйского тракта, о чем прямо говорит В. Я. Шишков в своих путевых очерках?
С Григорием Николаевичем Потаниным Шишков был хорошо знаком и даже дружил, несмотря на большую разницу в возрасте. Из очерка «Преддверия орды»: «Имя Григория Николаевича здесь чтится, по всему тракту известен он, все его знают, все его любят.«Это наш друг, это лучший человек, пожалуйста, давай ему поклон. Пожалуйста, говори спасибо». Везде, везде, где бы я ни завел речь о Потанине».
16. Какая история из очеркового цикла «По Чуйскому тракту» легла в основу одноименной повести В. Я. Шишкова?
В результате творческого переосмысления очерк «Страшный кам» в виде короткого рассказа ямщика превратился у В. Я. Шишкова в объемное повествование, вначале озаглавленное как «Повесть шаманья, алтайская». Окончательное название – «Страшный кам» – повесть получила в 1923 году.
17. О каких артефактах рассказывает писатель в очерке «Древние памятники» из цикла «По Чуйскому тракту»?
Писатель рассказывает о каменных бабах, изваяниях из камня высотой от 1 до 4 метров, служивших, по мнению исследователей, своеобразным символом господства кочевников над степью. Шишков пишет, что «…возле Инн есть камень-баба. Это огромная тонкая плита, больше сажени в квадрате, ловко воткнутая торчком в землю». Писатель приводит фольклорное обоснование происхождения каменных баб.
18. О какой группе русских людей, бежавших с Севера России от преследований за свои взгляды и расселившихся по всей Сибири, в том числе и на Алтае, написал Шишков в одном из очерков цикла «По Чуйскому тракту»?
Кержаки (староверы) оказались одними из первых русскоязычных жителей Сибири, ведших замкнутый общинный образ жизни со строгими религиозными правилами и традиционной культурой. Им посвящен очерк «Веселые кержаки», в котором речь идет о кержацкой деревне Хабаровке, славящейся «изобилием плодов земных», «сильными бородатыми мужиками, дородными молодухами» и «веселым медовым пивом».
19. Что разоблачает В. Я. Шишков в своем цикле рассказов «Чуйские были»?
Главная тематика этого цикла из пяти рассказов – разоблачение хищничества купцов, использующих любые средства для наживы и обогащения. Русские купцы обманывают и глумятся над детьми природы (алтайцами, казахами, монголами и китайцами). Последний рассказ снимает нарастающий по ходу чтения «национальный вопрос»: дело не в национальности, а в алчности и беспринципности. Ведь купец по прозвищу Гнус готов убивать своих же соотечественников, если они мешают ему грабить аборигенов.
20. Что искали на Алтае главные герои повести «Алые сугробы» В. Я. Шишкова?
Два закадычных друга, Афоня Недокрытов да Степан Недокрытов, по наказу односельчан отправились искать Беловодье, особенную страну. «Земли в ней тучные, дожди теплые, солнышко благодатное, пшеница сама собою круглый год растет – ни пахать, ни сеять, – яблоки, арбузы, виноград, а в цветистом большетравье без конца, без счету стада пасутся – бери, владей. И эта страна никому не принадлежит, в ней вся воля, вся правда искони живет, эта страна – диковинная».
Share your Results: