История (Алейск, город)

История Алейска тесно связана с близлежащими селами Большепанюшево и Малопанюшево, причем последнее стало частью города. А села эти в свою очередь образованы были около двух трактов, которые проходили вблизи р. Алей. Этими трактами были: почтовый Змеиногорско-Барнаульский и рудовозный – от рудников Колывано-Воскресенских заводов. Официально годом основания считается 1913 г., когда на строящейся Туркестано-Сибирской железной дороге возник пристанционный поселок. Спустя четверть века, в январе 1939 г., Указом Президиума Верховного Совета РСФСР, пристанционному, а затем рабочему поселку был присвоен статус города. Самым старым районом города является поселение Малопанюшево, территория которого начала заселяться и осваиваться в XVII в. Переселенцы в основном были из Курской, Воронежской и Тамбовской губерний. Водой жители обеспечивались из рек Горевки и Алея. В деревне имелись четыре ветряных мельницы, конная рушка, одна лавка. На базары ездили в Боровское и Барнаул в выходные дни. С 1913 г. начал строиться железнодорожный район города. В годы советской власти появились новые районы – Сахзаводской, Центральный и микрорайон Южный.

Алейск. Шпалоукладка. 1950-е гг.

Алейск. Шпалоукладка. 1950-е гг.

Своим рождением город обязан строившейся в начале XX в. Туркестано-Сибирской железной магистрали. На строительство дороги, производство земляных работ были привлечены рабочие, собранные со всего уезда, а также – прибывшие из европейской части России. Рабочие лопатами убирали грунт, укладывали шпалы, на них – чугунные рельсы. Каждый взрослый человек, проживавший вблизи от места строительства дороги, должен был отработать на ней неделю. В 1914 г. неподалеку от строившейся железной дороги появились первые кирпичные сараи, здания депо, водокачки и вокзал. Кирпич для построек делали здесь же. Затем были построены еще четыре здания: телеграф, больница, амбулатория и жилой дом. Некоторые из этих построек сохранились и поныне. В то же время Малопанюшевское сельское общество уже рассматривало заявления частных лиц об отводе в аренду земельных участков вблизи железной дороги с правом возведения построек. Первыми улицами, заселенными жителями, были Бийская, Алтайская, Вокзальная (с 1964 г. – ул. Давыдова). Постепенно были построены не только жилые дома, но и мельница, магазины, библиотека, школа. Так складывалось строительство будущего рабочего поселка Алейский. В 1915 г. по железной дороге пошли первые поезда. Первые паровозы возили до 10 вагонов. Через станцию Алей (таково первоначальное название станции) поезд проходил 3-4 раза в сутки. Остановки приходилось делать очень длительные, так как уголь подавали на паровоз коробками. Порой паровоз придет, а угольщики – дома. Пока придут, пока погрузят – паровоз с составом стоит. Первый пассажирский поезд с тремя вагонами до барнаульской станции ехал 12 часов. Современная станция «Алейская» – крупный транспортный узел Алтайского отделения Западно-Сибирской железной дороги. Помимо железной дороги с юго-запада на северо-восток через город Алейск проходит железная дорога Новосибирск–Ташкент и автомагистраль федерального значения А349 Барнаул–Рубцовск.