Крупные населенные пункты (Алтайский район)
В районе 15 сел и поселков, наиболее крупные – Алтайское, Ая, Россоши, Сараса, Нижняя Каменка, Куяган, Старая Белокуриха. В настоящее время в районе проживают около 25 тыс. человек – русские, немцы, украинцы, казахи, татары, алтайцы, мордовцы.
Район связан с краевым центром и ближайшей железнодорожной станцией (г. Бийск) автомобильными дорогами.
Село Алта́йское – до 2003 года посёлок городского типа Алта́йский – административный центр и крупнейший населённый пункт Алтайского района, единственный населённый пункт муниципального образования «Алтайское сельское поселение».
Население – около 15 тыс. человек.
Основано в 1808 году. Примерно с 1834 года центр Алтайской волости тоже стал называться Алтайским. В XIX веке это было крупное купеческое село; наряду с торговлей в нем была развита и мелкая кустарная промышленность.
Освоение территории современного села вдоль реки Каменки началось в ХIХ веке приписными крестьянами алтайских горных заводов. Изначально деревня называлась Верхне-Каменской и с 1817 года являлась центром Алтайской волости, со временем за деревней закрепилось название – село Алтайское. Приток переселенцев в конце ХIХ–начале ХХ века дал новый толчок развитию села. В 1893 году в селе Алтайское насчитывалось 3082 жителя; здесь располагалось волостное правление, имелись православная и единоверческая церкви, сельское училище, церковно-приходская школа, 9 мельниц, 3 маслобойных и 2 кожевенных завода, винный склад и 7 торговых лавок. Расположение села на старой дороге Чуйского торгового пути, в предгорьях Алтая, приводило в него купеческие караваны и различные экспедиции путешественников – исследователей Алтая и Центральной Азии: В. В. Сапожникова, Г. Н. Потанина, Н. М. Ядринцева, В. Я. Шишкова.
Алтайское — одно из самых больших и протяженных сёл Алтайского края, оно достигает в длину почти 18 километров, расположившись вдоль реки Каменка, в предгорьях Алтая. Село соединено автомобильной трассой с Бийском и Барнаулом. От Алтайского Старый Чуйский тракт ведет до села Черга, расположенного в Республике Алтай. Действует постоянное автобусное сообщение с Горно-Алтайском, Белокурихой, Новосибирском.
На сегодняшний день Алтайское – это крупное село, в котором имеются пять средних школ, два Дома культуры, лицей, филиалы нескольких вузов, механико-технологический техникум, ПТУ, детские сады, школа мастеров сыроделия, крупнейшие в Сибири мичуринские сады, Алтайский винзавод, маслосырзавод. В селе работает известный детский дом им. В. С. Ершова.
Райцентр растет и развивается. Основные свидетельства тому – многократно возросшие за последние годы темпы строительства жилья, открытие новых магазинов, супермаркетов и торговых центров как местных, так и крупных российских торговых сетей.
Село Старая Белокуриха (Старобелокуриха)
Село Старая Белокуриха (Старобелокуриха) образовано в 1802 году. Находится на высоте 232 метра над уровнем моря. Окружают село возвышенности высотой около 300 метров.
Расстояние до районного центра Алтайское около 25 километров.
Население насчитывало 1518 человек (по данным 2009 года).
Старобелокуриха является центром муниципального образования «Сельское поселение Старобелокурихинское», включающего в себя поселок Даниловка. Расположено село по обеим сторонам реки Белокурихи, а также ее правого притока реки Даниловки.
Из истории образования села:
Село Старобелокуриха является, вероятно, наиболее ранним населенным пунктом на территории Алтайского района. Известно, что в мае 1802 года крестьяне Яков Клепиков из деревни Быстрый Исток и Андрей Дорофеев из деревни Зиминой обратились с прошением о допуске их за военную линию к речке Белокурихе для «хлебопашества с построением необходимо нужных избушек». В октябре того же года крестьянин деревни Шубенки Василий Пахомов писал в прошении: «…покорнейше прошу для произведения хлебопашества заимкою уволить меня в залинейную сторону на речку Белокуриху, где таковое хлебопашество производят из деревни Быстрого Истоку крестьянин Яков Клепиков с товарищи…».
Так было положено начало деревне Белокурихе.
К 1808 году, по данным шихтмейстера А. Гаузе «…на заимке Белокурихе оказалось жительствующих крестьян домами и производством хлебопашества 44 мужских ревизских души в 18 семьях». В 1834 году в деревне Белокурихе Алтайской волости насчитывалось уже 405 жителей, из них 192 души мужского и 213 душ женского пола.
Вот что рассказывал об истории села его житель, ветеран войны Н. Меркулов в 2002 году: «В недалеком прошлом в уютных горных местах появлялись иногда кочевые племена тюрков, а позже – алтайцев, главным занятием которых было кочевое скотоводство. В XVI-XVII веках, когда Россия начала осваивать безлюдные земли Сибири, эта территория была покрыта буйной растительностью, лесами. По берегам рек были непроходимые заросли кустарника, леса, мелколесья. Эти реки трудно было перейти даже в летнее время. Промыслового зверя, водоплавающей птицы здесь водилось видимо-невидимо. В долинах, на склонах холмов и гор росли в изобилии съедобные растения, ягоды. Этот богатый участок плодородной земли с умеренным мягким климатом привлек внимание русских поселенцев. Вероятно, наиболее ранним поселением явилось место, где сейчас находится Старая Белокуриха. Известно, что основали ее Клепиков и Дорофеев из деревень Быстрый Исток и Зиминой. Они самовольно заселились здесь 25 мая 1802 года.
Из деревни Шубинки Василий Пахомов писал прошение 2 октября 1802 года: «Покорнейше прошу для производства хлепопашества уволить меня в сторону к рекам Большая и Малая, что в 4 верстах от реки Песчаной и от Смоленской волости в 20 верстах, где такое хлебопашество производят переселенцы. Позвольте переселиться с детьми Степаном, Егором, Герасимом, Семеном и Филиппом».
Поскольку вопрос был не решен между заводскими, губернскими и военными ведомствами, то были и по нему серьезные разногласия, прошения крестьян рассматривались крайне медленно. Только через год, 1 октября 1803 года, было получено согласие на поселение В. Пахомова, но с условием, чтобы он имел в этом селении только избу, хлеб сеял и сено косил подальше, не стесняя местных жителей – приписных крестьян. Но крестьяне все равно заселялись самовольно. Заимка была осмотрена по заданию заводского начальства шихмейстером А. Гаузе, и он доложил, что на заимке оказалось жительствующих домами и занимающихся хлебопашеством крестьян 44 мужских ревизских душ в 18 семьях. В 1805 году сюда приехали переселенцы Шипунцов, Микшин с семьями. Дороги, которые подходили к заимке, были огорожены высокой изгородью. Все приезжающие переселенцы с семьями жили до двух недель за изгородью. После этого староста общины разрешал въезд и указывал место поселения.
С развитием сельской общины и освоением неудобных земель открыли изготовление инвентаря для обработки земли: плугов, борон, телег и саней. Строили дома из леса, который был рядом, а также ездили санным путем на Кордон за лесом, дровами. По течению реки Большой вода зимой не замерзала, и отбившиеся от стай утки и лебеди здесь зимовали. Много звериных троп подходило к горячим ключам. Крестьяне много производили сельскохозяйственной продукции: молоко, масло, сметану, мясо, мед, зерно и т. д. Купцы из разных волостей и губерний скупали все это у населения. Взамен им привозили мануфактуру, обувь, одежду, посуду и т. д. Из личных записей дьячка Кутергина и стало известно о возникновении новой заимки – Белокурове.
В 1802 году приток переселенцев из губерний и волостей России усилился. В 6-й ревизии было учтено уже 99 душ мужского пола, проживающих на заимке Белокурово. Она была подчинена Смоленской волости Сычевского уезда Томской губернии.
Вот краткая хроника освоения южных и юго-восточных районов Алтая. В 1748 году было основано село Катунское, в 1776-м – Сычевка, в 1779-м – Старое Тырышкино, в 1782-м – Ново-Тырышкино, в 1803-м – Старая Белокуриха. В материалах 6-й переписи населения Алтая за 1816 год село Ново-Белокуриха не значится. Но уже в 1824 году на карте Алтая появляется малозаметная точка – Дмитриев хутор, жителями которого были И. Г. Дмитриев и С. И. Богомолов. А спустя несколько лет, в 1846 году, наряду с Белокурихой впервые упоминается деревня Ново-Белокуриха, где поселились выходцы из ближайших сел – Новотырышкино и Сычевка. Впервые поселенцы Ново-Белокурихи обосновались в верхней части долины у места впадения в речку Белокуриху ручья Медвежьего.
Само название Белокуриха до наших дней толкуется по-разному. Не вносит ясности и старая карта почти двухсотлетней давности. На карте начала XIX века (1806 год) примерно в десяти верстах имеется лишь заимка Белокурово (ныне Старая Белокуриха). Что же касается названия села, то причина здесь совсем другая. И Старая Белокуриха, и Ново-Белокуриха обязаны своим названием горной речке Белокурихе, на берегах которой появились селения. И речку Белокуриха назвали по той же причине. Жители окрестных сел наблюдали, как над горячими ключами и вниз по течению горной речки курился белый пар. Отсюда и название – Белокуриха.
Значатся также одна церковь Покрова Пресвятой Богородицы, школа приходская, две мануфактурных лавки, три водяных мельницы, две маслобойни, три кузницы, сельский магазин, хлебозапасной и винный склады. В 1919 году число дворов было 800, лиц мужского пола – 2 736, женского пола – 2 838, всего – 5 661 человек, удобной земли – 8 168 десятин, не удобной земли – 9 138 десятин. Для работы на пахотной земле на мужскую долю доставалось две десятины. Единоличные крестьяне весной землю пахали на лошадях плугом, вручную засевали зерном поле, боронили несколько раз, после проводили прополку вручную. Выращенные зерновые косили серпом и литовкой, вязали в снопы, ставили в кучи. Весь урожай возили на телегах домой, складывали в скирду. Зимой обмолачивали цепом зерно, подрабатывали на ветру, засыпали в амбары, а солому и мякину скармливали скоту.
Сельская община доводила задание на единоличную душу по сдаче зерна. Хранилось зерно в складе для всякого случая. Если не было урожая, то выдавали на семена, а также для помощи вновь приезжающим. Давали с условием, что семена должен вернуть общине после уборки урожая. Через село проходил старый Чуйский тракт. По этому тракту из Монголии вьючно перевозили на верблюдах и лошадях шерсть и другие товары. Обратно загружались различным грузом из России. Бийск был конечным пунктом. Грунтовая дорога пролегала через село и была распределена между жителями, которые копали кюветы, содержали полотно дороги в проезжем состоянии.
В 1925 году Смоленская волость отделила село, которое подчинялось Сычевскому уезду. Вновь созданную Алтайскую волость с центром в Верхней Каменке (ныне – Алтайское), а потом и волость переименовали в Алтайский район. В состав его вошли села Каянча, Нижний Комар, Каменка, Россоши, Старая Белокуриха, Нижняя Каменка, Ая, Сараса.
В Старой Белокурихе был сельский староста – Иван Петин, избранный жителями. После революции из мелких единоличных хозяйств были созданы коллективные общества: коммуны, ТОЗы, товарищества и колхозные артели. Первая коммуна «Пролетарии» была создана в 1929 году. Сельская власть проводила с единоличными крестьянами жесткую работу по вступлению в коллективные хозяйства, каждый должен был подать заявление, устанавливали сроки, доводили налоги. При сельском Совете была создана «тройка». Если крестьянин не писал заявление, «тройка» давала ему на раздумье несколько дней. После отказа имущество забирали, а хозяина увозили на поселение в другие районы и области. В годы войны на фронт из Старой Белокурихи было призвано 75 человек. Сейчас осталось лишь четверо ветеранов войны.»
Добраться до Старобелокурихи можно из Бийска через Смоленское, после Точильного через 3-4 километра повернув налево.
Село А́я — административный центр Айского сельского поселения. Располагается на левом берегу реки Катунь и растянуто вдоль побережья.
Село было основано при заселении русскими поселенцами правого берега Катуни: в 1812 году переселились раскольники из Пермской губернии, а в 1822 году к ним присоединились оренбургские староверы. Переселенцы очень быстро осваивали на новом месте пашни и пасеки, вырубали леса. По мнению почвоведа Виктора Смирнова, окрестности села до середины XIX века были покрыты лесом из лиственницы.
В настоящее время Ая и соседние населённые пункты не являются полностью старообрядческими, но сильны традиции, свойственные староверам.
Недалеко от села расположено озеро Ая, популярное среди туристов Алтая. В селе Ая размещено множество турбаз и домов отдыха, которые сосредоточены в южной части населенного пункта на въезде со стороны Айского моста. Близ села Ая, согласно распоряжению правительства РФ, будет расположена игорная зона «Сибирская монета».
Легенды о селе Ая
Первая легенда
Люди, заселившие долину около двухсот лет назад, не могли долго придумать, как назвать им свое поселение. Собрались они вместе, стали придумывать. Шум, гам. Спор до самой ночи длился, но так и не смогли придумать ничего подходящего. Темно уже стало, начали люди расходиться. Кто-то споткнулся в темноте и сильно ударил ногу, от боли вскрикнув: «Ай!». Тут из-за туч и луна выглянула, как будто её позвали.
Светло стало кругом, легче по домам будет идти. В благодарность жители село свое именем луны назвали — «Ай», что в переводе с алтайского значит «луна» или «месяц». Впоследствии, для более легкого произношения, село стали называть «Ая».
Вторая легенда
В давние времена жил хан Бабыр. У хана Бабыра была прекрасная дочь. Она очень любила природу и часто прогуливалась по окрестностям своего стойбища. Однажды девушка во время прогулки задумалась и не заметила, как ушла от своего дома далеко в горы. Очнувшись от своих мыслей, она увидела на высокой скале цветок необычайной красоты. Ей очень захотелось сорвать его. Ведь этот цветок был так же прекрасен, как она сама. Только он мог достойно украсить ханскую дочь.
И девушка совсем забыла об осторожности. Потянувшись за цветком, она сорвалась со скалы и полетела вниз, успев вскрикнуть: «Аи-я!»
Так погибла красавица, а хан Бабыр от большого горя превратился в каменную глыбу, которая до сих пор стоит возле места трагедии.
Люди, которые впоследствии заселили эту долину, услышав легенду, назвали свое поселение выкриком девушки — «АЙя».
А чудесный цветок, за которым потянулась девушка, встречается в этих местах до сих пор. Этот цветок называется эдельвейс.
Село Россоши
Из истории образования села:
5 февраля 1812 года крестьяне деревни Усть-Ануйская дали подписку жителям их деревни Михаилу Осокину, Степану Бедареву, Алексею Казанцеву, Анисиму Зубцову, Федору Еремееву, Гавриле Осокину, а крестьяне деревни Тырышкиной — Матвею Тырышкину с семейством о согласии на их переселение на избранное место у «Поперешной Россоши», обосновывая это значительным числом дворов в их деревнях и, в связи с этим, трудностями в пашенных землях и сенокосах. Отпускали всего 26 душ мужского пола с условием, что числиться они будут «по книгам и в сборе податей» по старым местам жительства. Переселявшиеся крестьяне успели к этому времени уже получить согласие (письменный вид) командования военной линии.
23 февраля того же 1812 года Канцелярия горного начальства рассмотрела прошение крестьян с сопутствующими документами, дала указание бийскому управителю Биглову осмотреть избранное место и, если нет каких-либо препятствий, разрешить переселение. Летом 1812 года крестьяне распахали на избранном месте 50 десятин, из них 30 засеяли рожью, построили 5 домов и еще заготовили лес для дальнейшего строительства.
Однако, как писал в прошении от 16 января 1813 года Михаил Осокин, бийский волостной голова Сергеев запретил поселение. На запрос Канцелярии горного начальства о причинах этого бийский управитель Биглов ответил в рапорте в феврале 1813 года следующее: избранное крестьянами деревни Усть-Ануйской место в верховье речки Поперечной хотя и свободно, но на него претендуют в качестве сенокосного угодья жители располагавшейся неподалеку деревни Белокурихи, а также поселенцы на реке Каменка.
Заводское начальство не стало настаивать на выселении крестьян с верховья речки Поперечной. В 1817 году Биглов назвал заимку Россошинскую в числе залинейных селений для включения в предлагаемую для образования Алтайскую волость. В этом населенном пункте насчитывалось 32 ревизских мужских души, а заимкою он назывался потому, что существование его не было еще признано официально и поселившиеся здесь крестьяне продолжали числиться по прежним местам жительства.
В 8-ю ревизию 1834 года в деревне Россошной было учтено 164 жителя, в том числе 85 душ мужского и 79 душ женского пола. Почти все они были переселенцами из деревни Усть-Ануйской. Кроме них оказалось всего 4 ревизских души из деревень Луговской, Савиновой и Белокурихи. В 1893 году в деревне Россоши Алтайской волости в 184 дворах насчитывалось 1173 жителя. В деревне имелись: молитвенный дом, церковно-приходская школа, хлебозапасный магазин и 2 торговые лавки. В 1911 году в селе Россоши было уже 305 дворов и в них 1977 жителей. В перепись 1926 года в селе Россоши Алтайского района насчитывалось 515 хозяйств и в них 3 086 жителей обоего пола. В 1970-1980 годах село являлось центральной усадьбой колхоза «Восток».
В 1992 году в селе Россоши жителей оказалось значительно меньше, всего 1178 человек.
Расположено село Россоши по обеим берегам реки Поперечной, правого притока реки Песчаной, у ее истоков. Окружено возвышенностями около 300 метров. В трех километрах севернее возвышается гора Ягодная высотой 363 метра над уровнем моря. Село Россоши находится на высоте 235 метров над уровнем моря. Расстояние до районного центра Алтайское – 15 километров.
В селе есть несколько предприятий: ООО «Россошь» – маслодельная, сыродельная и молочная промышленность, СХК «Нива» – производство гречихи, подсолнечника, ООО Производственно-перерабатывающий комплекс «Солнечный» – производство цельномолочной продукции, масел животных, ТОО «Восток» – производство и переработка сельхозпродукции, ЗАО Агрофирма «Россоши» – производство мяса, молока, зерновых и зернобобовых, гречихи, подсолнечника. Есть основная общеобразовательная школа.
Село Сараса
Село Сараса расположено в основном по правому берегу реки Сараса (в переводе – «желтая вода»), сразу за впадением в неё правого притока Арбанак.
До сих пор жива легенда о происхождении названия реки и села Сараса: речушка Кыркыла впадала в реку, имени которой никто не знал. Так и ездили караваны с товаром вдоль безымянной реки. И у кого ни спрашивали о названии — все плечами пожимали. Как-то в очередной раз караван с товаром вдоль реки проходил, а до этого гроза в горах прошла, вода в реке стала желтой, мутной. Один из проводников каравана заметил это. Его поразил цвет воды, и он закричал: «Смотрите, сары-суу!», что в переводе означает «желтая вода». Так и прилипло это название к реке. Только как ни старались русские купцы по-алтайски эту реку назвать, все у них получалось «Сараса». И село, которое в этих местах появилось, назвали Сараса.
Из истории образования села:
Одновременно с делом о поселении крестьян в верховьях речки Поперечной (заимка Россоши) заводскими властями рассматривались прошения приписных о поселении в других местах за линией, в частности, у впадения речки Сарасы в Каменку. Туда просились крестьяне Енисейской волости К. Донов, Д. Белокрылов и другие, всего 69 мужских ревизских душ, в том числе из деревни Сверчковой – 37, из деревни Ложкиной – 7, из деревни Марушки – 4, из деревни Новые Чемровки – 21 душа.
23 февраля 1812 года Канцелярия горного начальства приказала управителю Биглову осмотреть избранное крестьянами место и при отсутствии каких-либо противопоказаний переселение разрешить. В феврале 1813 года Биглов сообщил, что крестьяне Енисейской волости, просившиеся к переселению за линию по речкам Карагуж, Барда, Чапча и Сараса, частично начали переселяться, другие остались в своих родных деревнях, а некоторые, переселившись, стали возвращаться назад. Поэтому «по сие время нельзя узнать, кто куда переселится, да и сами они в мыслях своих колеблются». Не состоялось и поселение крестьян у устья речки Сараса. Часть из просившихся туда крестьян поселилась в деревнях Верхней и Нижней Каменках. При образовании Алтайской волости никакой приписной деревни у устья Сарасы не было, не учитывалась она и в 8-ю ревизию 1834 года.
Не было приписных крестьян на том месте и в последующие годы. Однако пустым место не осталось. Здесь появилось поселение государственных крестьян Смоленской волости и алтайцев. Когда это произошло, установить пока не удалось. Достоверные свидетельства о населенном пункте у речки Сарасы, которые известны исследователям, относятся лишь к 40-м годам XIX века. В ведомости о состоянии хлебозапасных магазинов в Смоленской волости за 1842 год названа деревня Сарасинская и в ней 4 мужских души государственных крестьян.
Известно также, что в 1843 году глава Алтайской духовной миссии архимандрит Макарий направил из селения Сарасы в Маюту несколько крещенных им телеутов. Сараса стала одним из первых центров административно-территориального деления в Южном Алтае. В 1893 году в деревне Сараса – центре Сарасинской инородческой управы – насчитывалось 153 крестьянских двора, 56 некрестьянских дворов, 459 жителей, из них 229 душ мужского и 230 душ женского пола. В деревне имелась небольшая церковноприходская школа.
В 1911 году в селе Сарасинском — центре Сарасинской инородческой волости – было 185 дворов и в них 1194 жителя. Поскольку в селе преобладало русское население и по местоположению оно находилось за пределами Ойротской автономной области, то при введении районного деления село Сараса было включено в состав Алтайского района. Согласно данным переписи 1926 года в нем насчитывалось 345 хозяйств. С образованием совхоза «Пролетарский» Сараса была включена в состав Пролетарского сельсовета и со временем стала его центром и крупным населенным пунктом. В 1992 году в селе Сараса было 1120 жителей.
Окрестности села Сараса располагаются на отроге Семинского хребта с многочисленными ответвлениями – логами и хребтами. Многие лога по-своему похожи и в то же время уникальны. Одной из местных достопримечательностей лога Арбанак является «Чертов палец». Это вертикальная отвесная скала, напоминающая поднятый вверх большой палец руки.
В долинах рек много родников. В районе лога Арбанак было обнаружено пять родников, которые дали начало ручью лога. Излюбленным местом отдыха местного населения является Святой родник. Считается, что вода из этого родника обладает целебными свойствами.
В районе села средняя температура января – минус 16,8 ºС; средняя температура июля – плюс 19,2 ºС. Абсолютный минимум января – минус 53 ºС; абсолютный максимум июля – плюс 34 ºС.
Местная флора богата и разнообразна, здесь встречаются многие сообщества растительности – от травянисто-луговой до таежной. Из древесной растительности, образующей на склонах гор лес (первый ярус), произрастают: лиственница, сосна, перемежаясь с лиственными породами деревьев – березой, осиной. Второй ярус леса представлен малиной, смородиной, боярышником и калиной обыкновенной. На склонах гор преимущественно на южной экспозиции произрастает рододендрон даурский (маральник), занесенный в Красную книгу Алтайского края. В логе Арбанак произрастают: купальница европейская (огоньки), адонис весенний, пион уклоняющийся (марьин корень), ревень Алтайский, венерин башмачок, тюльпан алтайский, кандык сибирский и другие растения, занесенные в Красную книгу Алтайского края, которые не являются редкими для данной местности. На склонах гор с южной стороны встречаются такие травянистые растения как лапчатка серебристая, очиток едкий, ковыль волосатик, селезеночник очереднолистный, колокольчик крупнолистный.
Животный мир окрестностей села представлен разнообразными группами беспозвоночных и позвоночных животных. Со слов Владимира Ивановича Копылова, руководителя «Живого уголка» села Сараса, в логу Арбанак обитают следующие виды животных: млекопитающие: лиса, белка, бурундук, суслик длиннохвостый, колонок, барсук, косуля, ласка, еж; птицы: глухарь, рябчик, воробей, синица, сорока, вьюрок, дубонос, снегирь, перепел, ворона обыкновенная, дуплогнездник; пресмыкающиеся: полоз узорчатый, щитомордник, гадюка; насекомые: бражник, шелкопряд, коконопряд, красотка блестящая, перламутровки, бархатица, аполлон, траурница, богомол, орденские ленты, репейница, белянка, голубянка, павлиний глаз, аврора (зорька), желтушка.
В селе Сараса осуществляет свою деятельность сельскохозяйственный кооператив «Пролетарский», основные виды которой: производство мяса, молока, мясных полуфабрикатов, хлеба и хлебобулочных изделий, макаронных изделий.
Расстояние от села Сараса до районного центра села Алтайское 7 километров, до города Бийска – 120 километров, до города Барнаула – 320 километров. Добраться до села можно от райцентра по дороге на юг.
Село Куяган
Село Куяган является административным центром Куяганского сельского совета.
Ранее оно имело название Куера или Куеран, что означает «золотое дно». Основано в 1825 году, история даже зафиксировала имена инициаторов поселения на этом месте – крестьянина Касмалинской волости деревни Востровой Матвея Панова и крестьянина деревни Усть-Волчиха Евдокима Пяткова.
Расположено село Куяган в очень живописном месте между двумя хребтами, в 52 км от села Алтайское, на берегах реки Песчаная, у места впадения в неё реки Куяган.
В 1834 году в селе насчитывалось 274 жителя, из них 141 душа мужского и 133 души женского пола. В 1893 году здесь насчитывалось 200 дворов и в них 940 жителей. В 1911 году село было центром Куяганской волости и здесь насчитывалось 2 259 жителей в 418 дворах. В 1926 году село было уже центром района и здесь проживало 3 469 жителей. В последующие годы население села сократилось. В 1992 году здесь проживал 1221 человек.
В Куягане прекрасно сохранился дом-связь, по улице Советская, 4. Дома такого типа встречаются очень редко.
В селе на сырном заводе производят отличный сыр, а в ТОО «Куяган» занимаются животноводством.
Село небольшое, в нем одна школа, сельский Дом культуры. Население в основном занято в совхозе, школе и ближайших мараловодческих фермах. В Куягане расположен храм, переделанный из здания деревенской школы.
По селу протекает река Песчаная, еще в начале 1970-х годов она стала популярным объектом водного туризма Горного Алтая. В районе села Куяган – Куяганские протоки. В начале села – низкий пешеходный мостик. Раньше под ним можно было проплыть, но сейчас такой возможности нет, так как мост разрушается. Дальше по реке в селе находится автомобильный мост.
Между селами Куяган и Алтайское (в 23-х км от села Алтайское) среди гор расположено красивое место – Дунькина яма. Существует легенда об этой ложбине. Эта легенда относится к более поздним и связана с историей русских поселенцев.
В далекие времена в одном русском селении полюбили друг друга парень и девушка. Звали парня Евсеем, а девушку – Дуняшей.
Пришел парень девушку сватать, а злой отчим не хочет ее отдавать замуж за простого мужика. Запер он свою падчерицу под замок. Да только для настоящей любви нет преград. Ночью прокрался Евсей к любимой и похитил девушку.
Удалось им убежать довольно далеко от родных мест. Нашли они среди гор прекрасную долину, облюбовали себе место под жительство. Ничего не заподозрили молодые люди, не задумались, почему же в таком красивом месте никто до сих пор не поселился.
Отправился Евсей на охоту, а Дуняша осталась хозяйничать. Вдруг налетела огромная черная туча – это злой дух спустился с гор, схватил он прекрасную девушку и умчался вместе с ней в неизвестные дали. Только и успела вскрикнуть девушка своему любимому: «Ищи меня!».
Долго искал невесту Евсей. Нашел он ее среди берез, но было уже поздно: девушка была мертва.
Схоронил жених Дуняшу в этой красивой березовой ложбине. Как только закопал могилку, сразу рядом с ней пробился из земли хрустально чистый родник, как будто слезы девушки, сожалеющей о несбывшемся счастье, вырвались наружу.
С тех пор этот ручей зовут Дуняшиным, а ложбину – Дунькиной Ямой…
Село Нижняя Каменка (Нижнекаменка)
Образовано село в 1807 году. Расположено оно по обеим берегам реки Каменки – левого, самого последнего притока реки Катуни, впадающего у её слияния с Бией. Находится Нижнекаменка на высоте 243 метра над уровнем моря. Окружена возвышенностями около 500 метров. В 5-ти километрах к юго-востоку возвышается гора Чайная высотой 514 метров над уровнем моря.
Расстояние до районного центра Алтайское – 6 км.
Из истории образования села:
В марте 1808 года шихтмейстер А. Гаузе обнаружил за военной линией в 12-ти верстах от заимки Сетовки вверх по реке Каменка на Широком лугу за Мохнатой сопкой самовольное заселение приписных. Выяснил, что летом 1807 года крестьяне деревни Комаровой Бийской волости Андрей Шипунов, Петр Вилюсов, Павел Воробьев и другие нашли это место и построили две земляные избушки, накосили сена (часть его вывезли в деревню Комарову, а остальное не смогли из-за испортившейся погоды и бездорожья), перевели на избранное место лошадей, «на каковой предмет было ими загорожено из жердовнику три двора».
А. Шипунов, И. Вилюсов и П. Воробьев срубили из осинового лесу срубы для постройки изб. Весной 1808 года рядом с ними срубили срубы Яков Третьяков из деревни Плешковой и Агафон Казанцев из деревни Усть-Ануйской. По докладу А. Гаузе Канцелярия горного начальства приказала выселить самовольных переселенцев на их прежние места жительства, но крестьяне не подчинились. Да и горное начальство особенно не настаивало, прорабатывая с военными властями возможность заселения приписными залинейной территории.
В 1811 г. подполковник Шульц выдал билет крестьянам деревень Комаровой и Плешковой Якову Слободчикову с товарищами на право хлебопашества и сенокошения на избранном месте. На поселение крестьян по реке Каменке дал согласие командир Бийской военной линии Глазенал.
Учитывая это, Канцелярия горного начальства приказала бийскому управителю Биглову осмотреть избранное крестьянами место, выяснить, «удобно ль оное для крестьянского продовольствия и к таковому заселению не будет ли от того кому-либо в чем стеснения или другого какого неудобства», и в случае положительного вывода разрешить крестьянам поселиться на избранном месте, а для исполнения заводских и государственных повинностей числить их в ближайших приписных деревнях. Это решение, принятое 22 января 1812 года, по существу, легализовало существование селения Нижняя Каменка. При образовании Алтайской волости оно было включено в ее состав. В ревизию 1834 года в деревне Нижнекаменской было учтено 433 жителя, в том числе 200 душ мужского и 233 души женского пола. С закреплением за Верхней Каменкой названия село Алтайское Нижнюю Каменку стали часто называть просто Каменкой. Под таким названием она фигурирует в официальных списках конца XIX – начала XX века.
На 1893 г. в деревне Каменке насчитывалось в 356 дворах 2198 жителей. Имелись: церковно-приходская школа, молельный дом, 3 торговых лавки, хлебозапасный магазин, 4 мельницы, 3 маслодельных и 3 кирпичных завода. В 1911 году в селе Каменском было уже 518 дворов и в них 3572 жителя. Вместо молельного дома была построена церковь. В перепись 1926 года в селе насчитывалось 831 хозяйство и 5293 жителя. В перепись 1970 года было учтено 2502 жителя. Здесь находилась центральная усадьба совхоза «Советская Сибирь». По данным 1992 года, в Нижнекаменке было 2143 жителя.
12 мая 2011 г. в Нижнекаменке в рамках реализации Губернаторской программы «75х75» началось строительство нового современного здания Нижнекаменской средней школы. Место для строительства определено в центре села, где расположено одноэтажное каменное здание средней школы, введенное в эксплуатацию в 1963 году. Новая школа будет располагать всем необходимым для учебного процесса, включая отвечающие современным требованиям спортивный зал, столовую, оборудованные кабинеты химии, физики, биологии и географии. Согласно проекту, разработанному Алтайским филиалом ОАО «Росгипролес», здание рассчитано на 360 учащихся.