1 мая в Барнауле
1 мая 1920 г. в Барнауле прошел первый массовый субботник.
Решение о праздновании 1 мая как ежегодного дня рабочих демонстраций было принято в 1889 г. Парижским конгрессом II Интернационала в знак солидарности с чикагскими рабочими, организовавшими 1 мая 1886 г. забастовку с требованием 8-часового рабочего дня и демонстрацию. В Российской империи день 1 мая впервые был отмечен в 1890 г. 10-тысячной стачкой рабочих Варшавы. Характерной формой празднования Первого мая в России в конце XIX – начале XX вв. были нелегальные собрания, сходки, маевки.
Первой на Алтае по-настоящему организованной была маевка 1905 г., инициаторами которой были руководители революционных кружков города Барнаула.
Чтобы не рисковать и не привлекать внимание полиции к большому скоплению народа, маевку провели одновременно в двух местах: в лесу, в районе 18-го разъезда, где состоялся митинг 200 рабочих против эксплуатации местных предпринимателей, и в противоположном конце города на берегу Оби в районе, где находилась овчинно-меховая фабрика. Здесь приняли участие до полуторасот человек.
В годы первой русской революции 1905–1907 гг. и после ее поражения маевки продолжались, и не только в Барнауле, Бийске, Павловске. Не оставались в стороне и крестьяне, выступления которых начались с 1905 г. в селах Барнаульского и Змеиногорского уездов. Митинги там проводились под революционными лозунгами «Долой самодержавие!», «За 8-часовой рабочий день в городе и демократические преобразования в деревне!». Год от года маевки собирали все больше участников, несмотря на репрессии и массовые аресты.
1 мая 1917 г. был первым легальным праздником в стране. Барнаул украсили кумачовые флаги, пестрели плакаты с лозунгами борьбы не только с самодержавием, но и с буржуазией, за прекращение войны, за землю. Со знаменами, цветами, песнями, музыкой колонны из разных концов города двинулись на Соборную площадь (ныне пл. Свободы), где должен был пройти праздничный митинг.
Рабочие двигались профессиональными организациями, самую внушительную колонну представляли металлисты, затем водники, пимокаты, железнодорожники. Веселой и шумной гурьбой шли вперемешку реалисты с гимназистками. С красными бантами в петлицах шествовала революционно настроенная городская интеллигенция — чиновники, телеграфисты, преподаватели.
А вот 1 мая 1920 г. было особым. По решению IX съезда РКП(б) этот день был объявлен Всероссийским субботником-маевкой. Призыв партии провести 1 Мая как праздник труда был с энтузиазмом встречен на местах.
Коммунистический субботник как одна из форм добровольной бесплатной работы трудящихся на благо всего общества зародился в депо Москва-Сортировочная Московско-Казанской железной дороги в ответ на обращение В. И. Ленина улучшить работу железных дорог. Он состоялся 12 апреля 1919 г.
Когда железнодорожники депо Москва-Сортировочная проводили первый в истории субботник, на далеком Алтае гремела гражданская война. Она завершилась освобождением Барнаула от колчаковцев 10 декабря 1919 г., а уже 20 февраля 1920 г. газета «Алтайский коммунист» публикует статью «Коммунистические субботники».
Статья звала к новым, еще не известным на Алтае формам труда и созидания.
20 марта 1920 г. в той же газете появилось сообщение: «Бюро РКП(б) предлагает всем своим членам и сочувствующим явиться в субботу, 20 марта, в 4 часа вечера в Рабочий Дворец для устройства субботника». В этот же день был проведен субботник и на станции Барнаул, в котором участвовало 150 человек. Это был первый в Барнауле и на Алтае коммунистический субботник.
Алтайское бюро РКП(б) вынесло специальное постановление о проведении «грандиознейшего субботника». Накануне праздника, 30 апреля, газета «Алтайский коммунист» опубликовала состав комиссии по организации работ на коммунистическом субботнике в Барнауле. Таким образом, первомайский субботник в Барнауле был частью необычайно массового Всероссийского коммунистического субботника.
1 мая 1920 г. город Барнаул выглядел необычно. Часов с семи утра от всех фабрик и заводов, учреждений и казарм Барнаульского гарнизона двинулись на сборные пункты колонны рабочих и служащих, красноармейцев и учащейся молодежи, вооруженные ломами, топорами, лопатами, метлами и другим инвентарем. Гремели оркестры, раздавались революционные песни, над колоннами развевались кумачовые флаги и лозунги. Так начался в городе Всероссийский первомайский субботник, первый массовый субботник в стране и на Алтае.
Субботник начался в 8 часов утра и продолжался до двух часов дня с небывалым трудовым подъемом. Решающим участком трудового фронта в те дни был транспорт. Сюда были направлены главные усилия и на субботнике в Барнауле. К вокзалу, кроме железнодорожников, двинулись колонны городской комсомольской организации, служащих губревкома, рабочих ряда заводов, курсанты совпартшколы. Не меньшее значение было уделено и водному транспорту. Здесь вместе с водниками трудились слушатели курсов красных учителей, рабочие пимокатных, сапожных и шерсточесальных мастерских, красноармейцы. Много было сделано в этот день и по благоустройству города. В этом участвовали работники военкомата, отдела народного образования, здравоохранения, соцобеспечения, красноармейцы, рабочие лесопильного, дрожжевого заводов и некоторых других предприятий.
В этот день отремонтировали десятки паровозов, вагонов, платформ, катеров и барж. Проведена огромная работа по благоустройству дорог, мощению улиц, исправлению деревянных тротуаров, вывозу мусора. Только на одном Косом взвозе горы трудились 175 человек, 960 человек работали над восстановлением пострадавшего от пожара в 1917 г. Дома революции (ныне здание городской администрации), 346 человек были заняты на строительстве рабочего клуба под Гляденом. А всего в Барнауле участвовали в субботнике более 25 тысяч человек, то есть практически все взрослое население города.
«Работа за 1 мая выполнена даже сверх программы и превзошла все ожидания», — отмечала газета «Алтайский коммунист».
Вечером во всех театрах и клубах Барнаула состоялись бесплатные спектакли и концерты для участников субботника, большой митинг-концерт с участием артистов Московского передвижного театра прошел на празднично убранной Демидовской площади.
Новое социальное содержание пролетарского праздника как нельзя лучше прозвучало на Барнаульской городской уездной конференции РКП(б) в мае 1920 г.: «Это было грандиозно, величественно, я никогда не видел ничего подобного… Работа кипела», — говорил один из ораторов.
После трудовой маевки 1920 г. вновь произошло размежевание двух пролетарских праздников: субботника и Первомая.
В. В. Кокшенев
Источник информации: Барнаульский хронограф. 2000 г.: календарь знаменат. и памят. дат. Барнаул, 1999. С.18-20 (текст в формате pdf)
1 Мая в Барнауле: по воспоминаниям жителей города
– Выходишь на улицу, встречаешь знакомых, друзей, идешь в колонне и поешь песни, – вспоминает Татьяна Вагонова. – Когда появились магнитофоны, то на демонстрацию стали ходить с ними. Большой «Романтик» заменял живое пение, и это уже было не так душевно. В послевоенное время, когда шли с гармошкой, могли постоять, поплясать – чудесное было время.
В городе витало праздничное настроение. Каждый житель города знал, что будет демонстрация. Демонстрация – это не просто шествие толпы, пройти надо было красиво.
Демонстрации начинались в 9-10 часов утра, но народ приходил задолго до начала. В назначенное время выстраивались колонны, чтобы пройти мимо трибун. В 1960-е гг. центральным местом проведения демонстраций была площадь Октября. Партийное и советское руководство приветствовало барнаульцев с трибуны, установленной перед клубом меланжевого комбината (ныне Молодежный театр Алтая). После постройки здания крайисполкома (краевой администрации) шествие переместилось на проспект Ленина и проходило через площадь Советов. С разных улиц колонны вливались в главную; например, многие шли сначала по ул. Новой (ныне – пр. Строителей), через Октябрьскую площадь, а школьники Железнодорожного района – по улице Молодежной.
Возглавляли колонны руководители районов, предприятий и учреждений. Передовики несли портреты, флаги и отличительные знаки. Транспаранты передвигали на велосипедных колесах, машинах или несли на руках. Участники колонны несли бумажные цветы, флажки, живые гвоздики, воздушные шары (страшный дефицит того времени) и веточки деревьев.
В каждой семье накануне первомайской демонстрации ставили в вазах срезанные ветки деревьев, чтобы к празднику на них распустились листочки, а затем прикрепляли к ним яблоневые цветы, вырезанные из бумаги. В шествии участвовали целыми семьями, папы усаживали малышей на плечи и маленькие демонстранты размахивали маленькими флажками. В честь Первомая на многих предприятиях давали праздничные наборы, в магазинах появлялись дефицитные товары, а на улицах работали буфеты. После официальной части праздник отмечали дома или шли в гости, а вечерами смотрели московский праздничный концерт по телевизору.
Литература
Григорьева Л. Первые ростки коммунизма. Из истории коммунистических субботников на Алтае // Молодежь Алтая. 1972. 15 апр.
Григорьева Л. Шестидесятилетие великого почина // Агитатор Алтая. 1979. № 6. С. 20-25.
Гришаев В. Праздники коммунистического труда // Алтайская правда. 1980. 1 мая.
Кузнецов Н. Д. Наследники великого почина // Алтайская правда. 1982. 7 нояб.
Саблин И. Истоки традиций // Молодежь Алтая. 1985. 1 мая.
Саблин И. …И поднимались знамена // Алтайская правда. 1986. 1 мая.
Козодой О. С гармошками и песнями на демонстрациях было весело // Комсомольская правда. 2007. 27 апр. С. 24 : фото.
Власов В. Н. Барнаул начала XX в. // Краеведческие записки. Барнаул, 2011. С. 123-128. – Из содерж.: Воспоминания о демонстрации и митинге в городе Барнауле в мае 1917 года.