Демидовская площадь в г. Барнауле

Демидовская площадь в г. Барнауле

Ансамбль Демидовской площади в Барнауле типичен для сибирского города первой половины XIX в. и одновременно неповторим. Размещена площадь на пересечении нескольких улиц. Перспектива, открывающаяся в сторону Барнаулки и заводского пруда, устраняла ее замкнутость. Раскрытие в сторону заводского пруда дало возможность включить в ансамбль не только зеркало пруда у подножия горы, но и каменную церковь исторического Нагорного кладбища, построенную к 1857 г. на высоком речном берегу (ныне не сохранившуюся). Первое название площади, которое встречается в документах, – «площадь, предназначенная для обелиска».

Обелиск в честь 100 летия горного производства на Алтае (Демидовский столп)

В 1825 г. исполнилось сто лет горному производству на Алтае. В предверии этого события, в 1818 г., начальник Колывано-Воскресенских заводов П. К. Фролов внес на рассмотрение Горного совета вопрос о строительстве в Барнауле памятного обелиска. Здесь уместно вспомнить Петербург: на берегу Невы, рядом со зданием Академии художеств, в сквере среди дубов и лип установлен гранитный обелиск высотой 17 м в честь Румянцевских побед. Именно по его подобию был спроектирован памятник для Барнаула. Только высота его была уменьшена до 14 м. Памятник сложен из 12 блоков серого гранита разного размера. Блоки высекали и обрабатывали в деревне Беловской Колыванской волости, на плотах сплавляли вниз по Чарышу и Оби до Барнаула. Для прочности сооружения при строительстве обелиска были применены свинцовые прокладки. Гранитные блоки соединяли между собой железными штырями. К постаменту обелиска прикреплены памятные доски: «Памятник архитектуры 19 века. Ансамбль площади создан в 1821–1861 гг. по предложению П. К. Фролова. Архитектор Попов Я. Н. Охраняется государством»; «Памятник столетию горного производства на Алтае (1725–1825). Воздвигнут по предложению П. К. Фролова в 1831–1839 гг. Архитектор Попов Я.Н. Охраняется государством».

Первоначально на гранях обелиска были установлены чугунные литые доски с посвятительными надписями: «Столетию Колывано-Воскресенских заводов, свершившемуся в царствование императора Александра I лето 1825 г.», «Колывано-Воскресенские заводы основаны статским советником Демидовым в 1725 г. Вступили в собственность Императорского Величества в царствование Елизаветы 1747 г.».

Обелиск был заложен 24 июня 1825 г. на Конюшенной площади и окончен строительством в 1839 г. Все обелиски со времен наполеоновских войн обычно устанавливались в честь военных походов. Барнаульский обелиск посвящен трудовой деятельности, в этом его уникальность.

Архитектурный ансамбль площади с 1819 по 1852 г. создавали архитекторы А. И. Молчанов, Я. Н. Попов, Л. И. Иванов, И. Н. Шрейбер. Ансамбль включает здания Горного госпиталя (пр. Красноармейский, 19), Горного училища (ул. им. А.С. Пушкина, 82), заводской богадельни с церковью Дмитрия Ростовского (пр. Красноармейский, 14).

Горный госпиталь в г. Барнауле

Самой ранней постройкой на площади является здание Горного госпиталя (по проекту А. И. Молчанова). В первоначальном проекте госпиталь был одноэтажным. В 1819 г. П. К. Фролов распорядился о создании проекта 2-этажного лазарета. Завершено строительство в 1845 г. Бывший госпиталь является одним из лучших памятников архитектуры классицизма в Барнауле.

Перед Октябрьской революцией здесь находилась мужская гимназия. В годы советской власти в здании размещалась артиллерийская школа, советско-партизанская школа, средняя школа, в 1942–1944 гг. – эвакуированный госпиталь, затем учебные аудитории Алтайского сельскохозяйственного института (ныне аграрный университет).

Ведущее положение в архитектурном ансамбле площади занимает здание бывшего Горного училища. Здание намечалось построить на северной стороне площади и ему отводилось центральное положение в ансамбле. По конфигурации оно представляло собой два прямоугольных двухэтажных корпуса, соединенных между собой прямым углом. Главный вход намечался с Конюшенного переулка (ныне просп. Красноармейский) с большим парадным вестибюлем (1828 г.). Главный фасад, выходящий на площадь, решен на высоком профессиональном уровне со столичным размахом. Но после отъезда П. К. Фролова из Барнаула строительство было прекращено. Горное начальство проект перестал удовлетворять.

В 1846 г. на существующих фундаментах было решено построить Горное правление и музей. Два проекта Я. Н. Попова не были утверждены.

В 1851 г. переработка проекта была доверена И. Н. Шрейберу. Справедливости ради следует заметить, что в новом варианте за основу был взят третий проект Я. Н. Попова. План здания остался без существенных изменений, внешнее же оформление получило совершенно иную трактовку. Композиция фасада решена уже не в классическом стиле, а в форме эклектики. Этот стиль, распространившийся в Петербурге в 1840-е гг., характерен отходом от ордерных композиций, более пластичной разработкой фасадов. Построенное здание стало первым образцом нового стиля в архитектурном облике Барнаула.

Церковь св. Дмитрия Ростовского. г. Барнаул

В ансамбль площади вошла домовая церковь Святого Дмитрия Ростовского, соединенная крытой галереей со зданием богадельни. Церковь заложена 6 августа 1829 г. Построена на средства Колывано-Воскресенских заводов архитекторами А. И. Молчановым, Л. И. Ивановым, Я. Н. Поповым. Выполненная в строгих формах классицизма, она отмечена особенностью, состоящей в том, что вместо колокольни «имеет каменные столбы, на коих колокола висят». Церковь была закрыта 4 июля 1920 г. В 1921 г. по инициативе Алтайского художественного общества в бывшем храме открыли музей изящных искусств, просуществовавший до середины 1920-х гг. Одно время в здании располагались различные спортивные общества, цирк, кинематограф, склады. Затем здание пустовало, у него обрушился купол. В настоящее время храм восстанавливается.

Демидовская площадь – памятник русского классицизма, только в здание Горного училища архитектор И. Н. Шрейбер привнес черты эклектики. После установления на постаменте обелиска чугунного барельефа с портретом А. Н. Демидова площадь получила название Демидовской. В 1926 г. она была переименована в площадь Революции, позже – в Пионерскую, в начале 1990-х гг. – вновь в Демидовскую.

Застройка Демидовской площади формировалась почти полвека. Шесть зодчих, яркие индивидуальности, воспитанники разных школ, несмотря на трудности, создали большой архитектурный комплекс – удивительный, во многом поучительный пример преемственности в воплощении первоначальной градостроительной идеи.