Главная » Территории » Белокуриха
Белокуриха
Жемчужина Алтая, алтайская Мекка, чудо Алтая – далеко не полный перечень эпитетов, рисующих портрет Белокурихи. И это не случайно. Природа щедро одарила этот удивительный уголок Алтая.
По количеству солнечных дней в весенне-летние месяцы Белокуриха соперничает с курортами Крыма и Кавказа. Годовая продолжительность солнечного сияния составляет 1,9–2 тыс. часов. Продолжительность благоприятного периода для отдыха в Белокурихе 120 дней в году, когда бывает наиболее комфортная погода. Содержание легких аэроинов в воздухе составляет в верхней части долины 2100–2200 на 1 см2. Это вдвое превосходит показатели лучшего швейцарского курорта Давос.
Белокуриха – город-курорт федерального подчинения. Расположен в 230 км от Барнаула и 70 км от Бийска. В 1920 г. с. Новобелокуриха превратилось в курортный поселок. В 1982 г. поселок получил статус города. В настоящее время Белокуриха является городом-курортом общероссийского значения. Численность населения на 01.011.2020 г. – 15 192 человека. Значительная часть местных жителей обеспечивает функционирование санаторно-курортного комплекса.
Герб создан авторами С. В. Неверовым и С. И. Чековым и утвержден 11 мая 2007 г. Имеет форму французского щита.
Почему город-курорт называется Белокуриха, каково происхождение этого названия? Однозначного ответа на данный вопрос нет, но есть несколько версий, каждая из которых заслуживает внимания. Большую работу над поиском истоков происхождения названия Белокурихи провела руководитель городского музея Белокурихи Т. Батуева. В результате поисков образовалось три версии происхождения названия города.
Многие города, в т. ч. Бийск, Барнаул, Алейск, свои названия получили от названия рек, на которых располагались.
Среди топонимов, обозначающих виды рек (старица, прорва, материк) есть и и знакомое слово «курья» – «залив, русло реки, уходящее в луга или болота». Если учесть , что топоним состоит из двух слов, то получатся «белая курья» – это белая река, или русло реки, уходящее в болота или луга. Это название полностью соответствует внешнему виду и характеру горной речки Белокурихи, которая действительно в незапамятные времена уходила в болота, образованные на месте выхода термальных источников, а ее приток – Малая Белокуриха – убегала в степные просторы.
В книге А. Шапошникова «Белокурихинские целебные источники» (1916) приведена другая версия названия города: белые, курящиеся пары над теплыми ключами, по мнению автора, и дали названия речке и поселению на ее берегах. Жители окрестных сел, направляясь санным путем на лесной кордон, наблюдали, как над горячими ключами и вниз по течению горной речки курился белый пар. Речка в те годы не замерзала даже в самые сильные морозы. В низовьях речки Белокурихи и появилось село Белокурово, ставшее потом Белокурихой. Эта версия считается наиболее распространенной.
Первым усомнился в этой версии бывший директор курорта А. Н. Булычев. В 1963 г. он сделал запрос в краевой архив, и Н. Савельев ответил следующее: «…Я давно сомневался, что Белокуриха получила наименование от «курящихся» паров. В нашем архиве есть карта начала 19 века, где в устье этой речки показана заимка Белокурова, выше ее – деревня Белокуриха и вторая деревня Новая Белокуриха. Старше всех – заимка. Ее хозяин свой участок землепользования мог назвать своей фамилией, что и закрепилось в названии речки…». Дальнейшие поиски в т. ч. и по «ревизским сказкам» не подтвердили упоминания человека по фамилии Белокуров. Так что эта версия требует дальнейших доказательств.
По мнению доктора филологических наук И. А. Воробьевой название «Белокуриха» – все-таки гидроним, оно связано с одноименной рекой – «белой курьей».
А вот еще одна версия происхождения названия Белокурихи. Ее придерживается заведующий Мендур-Сокконским филиалом Горно-Алтайского музея Н.А. Шодоев. Он говорит о том, что алтайцы, проживая в наших местах до русских «засельщиков», по своему называли горы и речки, рядом с которыми жили и дарами которых обеспечивали свое существование. У всех местных гор имеются тюркские названия. Речку они называли Беле-Кур. В переводе с алтайского означает это слово «Рябиновый мост». На берегах реки растет много рябины. Склоняясь над водой, кроны деревьев, соприкасаясь друг с другом, образуют своеобразный мост. Вот и получилось красивое название. Когда пришли казаки, название речки уже было, но оно было непонятно им. Сначала они приставили к незнакомому слову русский суффикс, а позднее, с уходом алтайцев, начались попытки как-то объяснить название речки и села. Тут и появились версии с белыми курящимися парами, с первопоселенцем Белокуровым и т. д.
История возникновения деревни Новобелокурихи до сих пор таит в себе немало загадок. Даже дата ее возникновения в отличие от других селений остается спорной. Год основания села не известен, но при 6-й ревизии 1816 г. она уже упоминается. Первопоселенцы – выходцы из центральных губерний России – стремились захватить прежде всего плодородные черноземы. И захватывали. Кто сколько мог. А все зависело, как гласит легенда, от силы, выносливости и сноровки первых поселенцев. Мера земельного надела была проста и справедлива. Земли давалось столько, сколько новоявленный хозяин, сняв сапоги и не сходя с дистанции, мог обежать с первой попытки, как правило, до захода солнца. Чрезмерное усердие и нервное напряжение, говорят, подводило многих. Бывали случаи, что люди падали на меже замертво. Но чаще марафон заканчивался благополучно.
Близость леса, богатейшие сенокосы, обилие грибов и ягод, хрустально чистая горная речка, горячие ключи у самого порога – это же золотое дно для хорошего хозяина.
Уже в 1806 г. в верхней части долины, именуемой Кудрявым логом, появилась первая заимка, обозначенная на старинной карте как «Белокурова заимка», которая стала постепенно расширяться. Росли здесь медоносные травы, скотина нагуливала жир, пополнялись запасы сена. Долина манила к себе, потому что хуторяне прямо-таки воскресали здесь, избавлялись от усталости, «нудьги», застарелых болезней.
В 1846 г. в долине речки Белокурихи возникла деревня Белокурово, ставшее потом Белокурихой, что подтверждается материалами переписи населения, многочисленными архивными документами. В начале 50-х гг. ХIХ в. село Белокуриха получило другое название – Старобелокуриха, которое сохранилось до наших дней.
Описание деревни Новобелокуриха конца ХIХ в. дано в очерке И. Тыжнова: «Селение при первом знакомстве производит… довольно благоприятное впечатление. Особенностью его можно считать особую распланировку усадеб: в линию улиц выходят не дома или надворные постройки, а загороди… Почти каждая усадьба имеет сад. Эти сады в некоторых усадьбах достигают порядочных размеров. В них растут тополя, высокий тальник, береза, черемуха… Это обилие зелени придает селу привлекательный вид».
Историю Белокурихи можно изучать по названиям улиц и переулков. Одна из самых длинных улиц, протянувшаяся вдоль Татарского ручья на несколько километров, носила название Татарская. Татарами называли племена, осевшие лет 200 назад в верхней части Татарского лога. Архивные данные подтверждают, что в те годы татарами называли всех поселенцев, которые жили в юртах и говорили на непонятном языке. Улицы Зеленая, Луговая, Болотная тянулись аж до самого болота, которое постепенно отступало под натиском человека.
Жители этого села были постоянными свидетелями и очевидцами загадочного явления природы – белого курения. Первооткрывателями горячих источников можно назвать первых поселенцев Старобелокурихи. Одним из них, по мнению исследователя Алтая И. Тыжнова, был крестьянин К. Зырянов, а точнее, его коровы. Вот что писал И. Тыжнов в 1905 г.: «Когда К.И. Зырянов приехал в Новобелокуриху на постоянное жительство, а это было более 40 лет тому назад – в селении насчитывалось не более 20-ти дворов. Он поселился в нижнем конце селения, где поставил свой двор и завел хозяйство. Вскоре он заметил, что около одного места постоянно толпится скот… Оказалось, что скот привлекается источником, теплая вода которого имеет особый вкус… К.И. Зырянов расчистил его и приспособил для хозяйственного пользования…» Коровы К. Зырянова отличались отменным аппетитом, высокими удоями, спокойным и добрым норовом. Но воду пили только ключевую, теплую и приятную на вкус. О своих наблюдениях К.И. Зырянов, видимо, никому не сообщил, не придав им особого значения.
Большую находчивость и смекалку проявили крестьяне Елисей Гудков и Семен Казанцев, испытавшие целебные свойства источников на себе и своих близких. Так, С. Казанцев вылечил раздробленную ударом лошади левую руку, а Е. Гудков – болевшие от воспаления глаза. Заметили они, что ключевые воды помогают при суставном ревматизме, золотухе, заболеваниях кожи.
В 1866 г. о своих наблюдениях они сообщили известному ученому, исследователю Алтая, статскому советнику С. И. Гуляеву, жившему в Барнауле. Отложив все дела, он в сентябре того же года прибыл в Новобелокуриху как нельзя кстати. Как раз в это время в селе разразился скандал, разделивший местных жителей на два лагеря. Часть крестьян настаивала на том, чтобы засыпать ключи раз и навсегда, дабы избавиться от кишевших там змей. Другая, в том числе К. Зырянов, убеждала, что ключи – творенье Божье и их надо сохранить.
С.И. Гуляев, обследовав ключи, спокойно сказал: «Источники – есть великий дар природы. Их надо непременно сохранить и обустроить. Потому как в будущем они принесут большую пользу людям». Повторный приезд С.И. Гуляева в Новобелокуриху летом 1867 г. стал поистине историческим. Был заложен первый камень, а точнее – забита первая свая в фундамент будущего курорта. Достоверно известно, что первая курортная постройка, названная потом «Купелью», была сооружена на средства С.И. Гуляева по его задумке и по его чертежам. Первой водолечебницей был деревянный барак, а ванны некоторые клиенты привозили с собой из Бийска. Правда, весной 1868 г. все курортные постройки были снесены весенним паводком. Но С.И. Гуляев настоял на их воссоздании, но в другом месте. Была построена дамба, чтобы защитить берег от затопления. Курорт начал медленно развиваться. В 1888 г. С.И. Гуляев умер. Белокуриха потеряла главную опору.
Полоса неудач продолжалась. В 1898 г. вспыхнул пожар. Постройки сгорели. Курорт пришел в полное запустение. В 1903 г. термальные источники, ставшие после пожара безхозными, переданы во владение главному управлению Алтайского округа. В течение года были построены: новый ванный барак на 18 мест, столовая, солярий, пешеходный мост через речку Белокуриху, улучшены дороги. Как и в былые годы, курорт сдавался в аренду на пятилетний срок, работая только в летние месяцы. Одним из последних арендаторов стал местный торговец В.Н. Суханов, магазин которого до недавнего времени находился в центре курорта.
Печальные события, связанные с пожаром, стали забываться. Только старожилы Белокурихи вспоминали то ли легенду, то ли быль, что поведали им деды и прадеды. Будто накануне пожара пришел в здешние места странник Алексей, которого еще мальчиком привозили в Белокуриху из Барнаула: у него болели суставы. После исцеления на Белокурихинских ключах обнаружился у него дар провидения, и отправился он странствовать по России, предсказывая людям их судьбу. А потом неведомая сила снова привела его к горячим источникам. Потому что было ему видение: бушующее пламя пожара усыпало небо долго не гаснущими искрами. А жуткие всполохи молний озаряли опустошенную землю. И сказал тогда странник, что это беда – не беда, и даже не полбеды, а знак Божий, знамение. Что запылает вскорости вся Россия от края до края. И будет великая смута, которой не видно конца-краю. А ключи останутся навсегда.
Курорт постепенно расширялся и строился. Люди старшего поколения хорошо помнят Белокуриху полувековой давности. Деревянные двухэтажные санаторные корпуса с широкими светлыми окнами, уютные рубленые «дачи» на берегу речки, буйные заросли черемухи и сирени, посыпанные песком дорожки. Особый, неповторимый уют. Сохранился первый «Перспективный план строительства курорта Белокурихи на пятилетие с 1927 по 1931 год», разработанный в 1926 г. главным врачом курорта Н.К. Немшановым. Автора плана хорошо помнят старожилы курорта. Был он человеком отзывчивым, увлеченным, более 50 лет проработал на курорте.
Академик Александр Леонидович Мясников заложил основы научных исследований на курорте Белокуриха. Кстати, одинокую сосну на вершине горы называют Мясниковской. Это символ упорства и несгибаемости духа. Широкий спектр научных исследований, проводившийся под его руководством в 30-е гг. XX в., в 60–70-е гг. под руководством В.П. Казначеева, предопределили стремительное развитие здравницы. Именно здесь, в Белокурихе, зарождалась научная курортология Сибири.
На протяжении многих лет курорт переходил из рук в руки – от крестьянина Зырянова до Сибирского крайздрава, от республиканских до союзных ведомств. Было здесь и безвластие, и двоевластие, и троевластие. Это не способствовало процветанию курорта.
Помог случай. У министра среднего машиностроения Ефима Павловича Славского заболели суставы. Лечился он на лучших курортах страны и Запада. А толку не было. Тогда он по совету друзей приехал в Белокуриху. И случилось чудо. Боли ушли. Помогли азотно-кремниевые термальные источники, чистый воздух. Человек он был общительный, жизнерадостный, нерадивым руководителям спуску не давал. За могучее телосложение его называли Большой Ефим. Он неоднократно лечился на курорте. Его энергия, острый ум, феноменальная память оставалась загадкой для окружающих. Секрет своего здоровья министр объяснял просто: «Это может только Белокуриха». Без особого труда Е. П. Славский убедил членов правительства в необходимости строительства в Белокурихе большого современного курорта. В Белокурихе помнят его. Е.П. Славский – почетный гражданин города. К 100-летию со дня его рождения, в октябре 1998 г., у здания Главной водолечебницы установлен памятник – гранитная глыба, символизирующая его духовную и физическую силу.
В годы Великой Отечественной войны в Белокуриху был эвакуирован Всесоюзный пионерский лагерь "Артек". В это время здесь жил писатель К. Г. Паустовский. Природа города покорила писателя. «Места здесь – сказочные! – писал он в одном из писем своему другу. – Смесь Крыма и Кавказа с Солотчей, с нашими лесами. В горной речке Белокурихе я ловил с московским доктором Кулагиным хариусов. Налавливали по 80-100 штук. Сидел на мраморных скалах, заросших цветами и березами, и удил из бассейнов, как из ванной…».
Курорт Белокуриха. За несколько десятилетий курорт преобразился. На месте древних строений в долине горячих источников вырос современный курорт, крупнейший на территории от Урала до Тихого океана. Даже в самые трудные годы экономического спада не прекращались строительные работы. Сегодня курорт включает санатории ЗАО «Курорт Белокуриха»: «Сибирь», «Катунь», «Белокуриха» и ведомственные санатории: «Россия», «Алтайский замок», «Здравница Кузбасса» и др. Специалисты относят Белокуриху к курортам европейского уровня с высоким качеством лечения и обслуживания. Здесь отдыхают и лечатся гости из всех уголков России. Высоко оценивают лечебные факторы курорта гости из Японии, Франции, Монголии и других стран. Становится традицией проведение в здравницах Белокурихи региональных конференций, съездов, спортивных соревнований. Местный климат очень благоприятен. Круглый год не бывает перепадов температуры. Лето умеренно жаркое (июль +20 °С), зима солнечная и почти безветренная (январь –16 °С). По количеству солнечных дней в весенне-летние месяцы Белокуриха соперничает с курортами Крыма и Кавказа. Годовая продолжительность солнечного сияния составляет 1,9–2 тыс. часов. Продолжительность благоприятного периода для отдыха в Белокурихе 120 дней в году, когда бывает наиболее комфортная погода. Содержание легких аэроинов в воздухе составляет в верхней части долины 2100–2200 на 1 см2. Это вдвое превосходит показатели лучшего швейцарского курорта Давос.
Богат и разнообразен растительный и животный мир Белокурихи. Близость тайги, обилие грибов и ягод. В окрестностях города произрастает около 700 видов растений. Есть растения, занесенные в Красную книгу России, в книгу «Редкие и исчезающие растения Сибири». Только в долине реки Белокурихи реликтовый вид – наперстянка крупноцветная. Свою лепту в разнообразие растительности этих мест внес и человек. В окрестностях города поднялась дубовая роща, в центральном парке курорта растут маньчжурский орех, серебристая ель и другие редкие породы деревьев.
В Белокурихе хорошие условия для внедрения одного из новых методов современного лечения – ландшафтотерапии. Лучшим прогулочным маршрутом считается удобная пешеходная тропа, ведущая к Старой мельнице.
Белокуриха зарекомендовала себя и как горнолыжный курорт. В августе 2003 г. здесь отдыхал Президент России В. Путин. Горнолыжный комплекс«Благодать» представляет собой сеть взаимосвязанных трасс различной степени сложности. Склоны оборудованы установками искусственного оснеживания. Это позволяет продлить сезон до конца апреля. На вершину горы Церковка любителей экстремального катания доставит канатно-кресельная дорога. Оборудованы 5 трасс. Они расположены на разных склонах, что позволяет кататься в течение всей зимы и даже в вечернее время по освещенной трассе. Весь путь наверх к началу горнолыжной трассы (она самая длинная на курорте – 2,6 тыс. м) занимает около 3 минут. На сегодняшний день горнолыжный курорт имеет 4 бутельных подъемника (по 700–900 м) и 1 кресельный (2,05 тыс. м). Пропускная способность – 3 тыс. человек в час.
Символом «старого» курорта по праву считается историко-архитектурный комплекс «Живая вода» (Змеиный колодец и водолечебница, построенная в 1938 г.) и скульптурная композиция «Олени». Храмы города – Святого Пантелеймона и Мемориальный комплекс Поклонный крест и Колокол (на месте старой церкви).
Музеи города – Белокурихинский городской музей им. С.И. Гуляева, где представлены все периоды развития курорта; Музей алтайской культуры и быта, который представляет собой юрту конусообразной формы. Именно в этих жилищах проживали в долине реки Белокурихи первопоселенцы этих мест – телеуты.
О целебных источниках. Пришел некогда на Алтай казак Данила Белокуров с невестой своей Дуняшей да не с пустыми карманами; всего богатства – три камешка красоты неописуемой, что в наследство от деда достались. Говорил дед, что все камешки волшебные и в большой беде помочь могут, но только единый раз. А как и когда, дед не сказал.
Долго ходили Данила с Дуняшей, доли искали. Вот остановились они в красивой долине у горной речки. И тут что-то засвистело, загрохотало, и налетела черная птица-туча и унесла Дуняшу. Бросился Данила на поиски и нашел Дуняшу в роще бездыханную. Заплакал Данила. Вспомнил про волшебные камешки. Бросил один в траву. Родник брызнул. Омыл Дуняшино лицо, и девушка ожила, улыбнулась. Остальные камешки Данила разбросал рядом, и пробились новые теплые ключи. Так и возникли целебные источники.
Сказка о горячих ключах Белокурихи. Хозяин Алтая очень любил своих детей и горько сожалел, что пришлось превратить их в каменные изваяния. Но особенно он жалел младших своих дочерей – Аруу-Кут и Ак-Кем, которые вместе с матерью превратились в ледяную гору Белуху. Холодновато и неуютно было им в царстве вечного льда и снега. И вот однажды решил он подарить своим дочерям немного тепла и радости: взял Капельку Воды из реки Аргут да Капельку Воды из реки Аккем и полетел с ними через горы и долины в место, где когда-то жили они все вместе большой и дружной семьей – в долину речки Белокурихи. Обнял хозяин Алтая четверых своих дочерей, полетел к братьям-близнецам Тоту и Кыпу. Около них решил Хозяин Алтая передохнуть, полюбоваться на бескрайние просторы своей горной страны, которая в этих местах как бы встречается со степным раздольем. Капельки же превратились в два легких белоснежных облачка и спустились вниз, к речке. Капли пронеслись по цветам, напоили их чистой водой, пробежали по речке, украсили ее разноцветной искристой радугой. Их пение сливалось с пением птиц, и отец не мог налюбоваться на повеселевшую долину. Так играли беззаботно Капельки, как вдруг у высокой скалы увидели красивого, статного мужчину. Только глаза у него были странные – холодные и злые. Тревожно стало Капелькам. Только хотели они превратиться в облачка и улететь к отцу, подальше от неприятного незнакомца, как он вдруг шагнул к ним, взял на руки и прижал к своей ледяной груди. Холодом повеяло на Капелек, задрожали они, заискрились колючими льдинками. А незнакомец засмеялся грозно: «Разбудили вы меня, Князя Гранита, своим пением. Будете теперь моими пленницами. Милости прошу в мое подземное гранитное царство!» – и топнул Князь Гранит ногой. Разверзлась земля под ним, и Капельки вместе с Князем стремительно полетели вниз.
Разгневался Хозяин Алтая, так грозно закричал, что дал гранит трещины, начал разламываться. А Хозяин Алтая еще грознее кричит, собирает над долиной огромные тучи. Полил из них проливной дождь, потоки воды устремились по трещинам вниз, заливая подземное царство Князя Гранита. Испугался Князь и отпустил Капелек. Понеслись они с потоками воды вверх, к солнцу и теплу. По пути были открыты темницы, в которых томились пленники Князя Гранита. Особенно понравились Капелькам два пленника - красивые, стройные Азот и Кремний. Полюбили они друг друга, прижались друг к другу крепко-крепко, и устремился вверх, к солнцу, поток, согретый их горячей любовью. Теплыми родниками вышли они на поверхность земли, где Хозяин Алтая благословил их на счастливую жизнь.
Камень желаний. То, что в Белокурихе находится уникальное месторождение радона, известно почти всем, а про местное чудо знают немногие. В Белокурихе есть гора Церковка, на которой лежит волшебный камень. Если положить на него руку и загадать желание, оно исполнится! Но только нужно просьбу хорошо обдумать, потому что воспользоваться услугами камня можно лишь раз в году. Говорят, здесь дважды бывал Владимир Путин. В первый раз, еще будучи в ранге премьер-министра, а во второй раз действующий президент поднимался на гору перед избранием его на второй срок.
О соснах-великанах. Давным-давно, когда здесь еще не ступала нога человека, птицы и звери хорошо знали дорогу к целебным источникам. Над долиной кружил одинокий орел, тщетно пытаясь показать людям дорогу к чудо-источникам. Птица была догадливой. Чтобы указать место к горячим ключам принесла в клюве из-за гор высоких сосновую шишку с крупными отборными семенами, да и бросила эти семена на склоны – слева и справа.
И выросли потом на безлесных горных склонах сосны-великаны, обозначив дорогу к теплым ключам. И были видны они за много верст и пешему, и конному, что шли и ехали сюда из ближних и дальних селений. Говорят, было всего четыре могучих дерева-великана. Да не сберегли их люди, проторив свои дороги и тропинки к чудо-источникам. А вот одна сосна сохранилась до наших дней. Стоит она на просторной, светлой поляне. Ей несколько столетий. У могучего дерева еще одна загадка – его целебная сила. Если приложить к сосне ладони, подержать их две-три минуты, появляется сила, чувство бодрости, бесследно проходит усталость, улучшается сон, настроение. Старожилы утверждают, что помогает сосна при тридцати трех болезнях. Но помогает не всякому, а только тем, кто приходит к ней с добрым сердцем, с любовью к людям и природе, отбросив напрочь злобу, ненависть, жадность, зависть.
Сосна любви. Есть в Белокурихе огромная вековая сосна, именуемая в народе Сосной любви. Расположена она недалеко от детского санатория Минздрава. Говорят, посетившие это место становятся еще ближе, а узы, связывающие их, еще крепче.
К Сосне любви ведут два пути. Один более короткий, но и более трудный, так как придется преодолевать крутые подъемы и спуски. Маршрут начинается от церкви Николая Угодника, идти нужно по верху этого склона, по тропинке прямо, никуда не сворачивая, примерно около трех километров. Если идти спокойно и не спеша, то за час можно дойти к желанному дереву. Есть и другой путь. Он более легкий, но длиннее. Мимо санатория «Россия», по лесной дороге, мимо конного двора, прямо и чуть вправо. Идти нужно все время по широкому логу. Протяженность этого пути примерно около пяти километров. Чтобы его пройти не спеша, понадобится 1–1,5 часа. Когда цель будет достигнута, можно смело попытаться обхватить всей семьей ствол волшебной гигантской столетней сосны. И если это удастся, то все ваши сокровенные желания обязательно исполнятся, а сердца наполнятся любовью!
О Большом колоколе. Без малого сто лет назад в Белокурихе был освящен храм святого Пантелеймона-великомученика, привлекавший жителей Новобелокурихи своей красотой и благолепием. На пожертвования верующих были отлиты и освящены колокола. Говорят, их было четыре, а самый большой весил 36 пудов, а кто говорит, и все сорок. Его певучий, мелодичный бас слышен был в ближайших и дальних селах. Радостно звучал он в праздничные дни, гудел тревожным набатом во времена пожаров и вражеских нашествий. В начале XX в. наша страна была ввергнута в кровавую пучину революции и гражданской войны. И когда приходили тревожные вести, набат Большого колокола собирал народ на церковной площади.
Надрывно и жутко гудел Большой колокол, встречая отряды из продразверстки, которые выметали до последнего зернышка пшеницу, забирали скот и птицу, обрекая стариков, женщин и детей на голодную смерть. Гудел, стонал, рыдал Большой колокол. Но всему бывает предел. Старожилы Белокурихи помнят, как была осквернена и закрыта церковь, разграблен иконостас, навсегда замолк Большой колокол. Помнят, как к церковной ограде подъехали подводы. Четверо парней сбросили на землю колокола, погрузили их в телегу. Пытались пудовой гирей разбить на куски Большой колокол. Но затея не удалась. Колокол был крепок, а парни, охмелев от дармовой выпивки, уехали, увозя малые колокола. После пьянки и похмелья вернулись они на третий день, но Большой колокол… исчез бесследно. Было ясно, что увезти или унести такую глыбу не под силу и дюжине здоровых мужиков.
Прошли годы, события минувших лет стали забываться. Но случилось чудо, и Большой колокол загудел снова – далеким, глухим подземным набатом. Случилось это в ночь на 22-е июня 1941 г. Сколько было ударов, точно никто не помнит: одни говорят – четыре, другие – вроде бы, пять. Утром люди подошли к давно опустевшей церкви, обшарили ближайшие кусты, но ничего не нашли. А в полдень 22 июня в село пришла страшная весть: началась война.
Легенда о хозяине Алтая и его детях. Особой горой у алтайцев была гора Аарча (Можжевеловая), которая расположена в 20 км от Белокурихи. Русским переселенцам она больше известна как гора Синюха, или Сумная. Высота ее 1 379 метров, и как раз с нее берет начало речка Белокуриха.
В давние времена гора эта считалась центром Алтая. На ней было стойбище Хозяина всех горных вершин – Духа Алтая – и его жены, богини природы Умай. Было у них шесть дочерей и два сына. Семья была крепкой и дружной. Но прознал Злой Дух Земли Дьер-Дютпу, что непростые дети растут у Хозяина Алтая: повзрослев, они уничтожат Дьер-Дютпу, а их дети и дети их детей положат конец всему черному и злому на Земле. Злой Дух заволновался и решил предвосхитить страшные для него события: расправиться с детьми Духа Алтая. Но недаром Хозяин Алтая славился мудростью и дальновидностью: он узнал о страшных намерениях Злого Духа и поторопился спрятать своих детей. В те далекие времена никто, даже Злой Дух, не имел права разрушать только каменные памятники, которые ставились на могилы умерших. А потому души своих любимых сыновей – Тода и Кыпа – Хозяин Алтая спрятал в два каменных памятника и поставил их на восток от себя, на расстоянии своей правой вытянутой руки. Затем и своих дочерей, Теле-Уут, Теле-Сой, Кума-Най и Теле-Неет Хозяин расположил каменными изваяниями на запад от себя, на расстоянии своей левой вытянутой руки. Жене своей Хозяин Алтая сказал уходить на юг. Подхватила Умай двух маленьких дочек Аруу-Кут и Ак-Кем на руки и пошла навстречу неизвестности. Ураганом налетел Злой Дух Дьер-Дютпа на алтайские предгорья, но уничтожить детей Хозяина Алтая не смог: они стояли вечными памятниками. Взбесилось злое чудовище и наклонило ось Земли! До этого на Алтае всегда было тепло, а тут началось Великое Оледенение. Увидел Хозяин Алтая, что дело плохо, и полетел к Богу Золотой Цивилизации Ульгеню за помощью. Но Бог очень крепко спал и не проснулся... Вернувшись назад, Дух Алтая увидел, что его любимая жена и меньшие дочки оледенели. Поцеловал он Умай, открыла она свои зеленые глаза – и побежала по алтайским горам зеленоглазая Катунь. Дочек тоже поцеловал, и зашумели – загремели чистые горные реки Аргут и Ак-Кем. Уйти от них Дух Алтая теперь не может, живет рядом, охраняет их покой. Алтайцы называют эту трехглавую вершину по-разному: Кадын-Бажы (Вершина Катуни), Музду-Туу (Ледяная гора), Ак-Суру (Белая, Величавая). У русских же народов она известна под названием Белуха. Вершины священной горы покрыты снегами, вниз тянутся языки ледников. Подниматься на нее, по понятиям алтайцев, – кощунство, даже смотреть на нее вблизи нельзя. И это не столько из-за страха алтайцев перед иным миром, сколько из-за понимания своего места в этом мире...
Литература
- Батуева Т. «Окрестили тебя Белокурихой» // Город Белокуриха. 2016. 21 янв.
- Белокуриха - старейший курорт Сибири: [проспект]. Белокуриха: Б.и., [1999]. 14 с.: ил.
- Бенгардт, А. А. Курорт Белокуриха / А. А. Бенгардт, А. Д. Остапов. Барнаул: ОАО "Алт. полигр. комбинат", 2000. 190 с., [8] л. ил.: ил.
- Василевский, М. М. Белокурихинские горячие источники на Алтае / М. М. Василевский, Л. Н. Богоявленский, А. С. Кобзева. Л., 1926. 54 с.
- Город-курорт Белокуриха, 1808-2007 / [ред. совет: А. Ф. Каменев и др.]. Новосибирск: Эфлакс, 2007. 104 с.: ил.
- Казначеев, В. П. Курорт Белокуриха / В. П. Казначеев, Е. Ф. Черняховский. 4-е изд., испр. и доп. Барнаул, 1975. 95 с.: ил.
- Курорт Белокуриха: [альбом] / фото и текст Н. Калинина. Барнаул: Алт. кн. Изд-во, 1968. 16 с.: ил.
- Остапов, А. Д. Белокуриха и здоровье / А. Д. Остапов, А. А. Бенгардт; [авт. текста А. Д. Остапов, А. А. Бенгардт; фото Н. Н. Калинина]. Барнаул: Б.и., 1990. 32 с.: ил.
- Остапов, А. Д. Белокуриха: лечебные факторы и история развития курорта / А. Д. Остапов, А. А. Бенгардт. Барнаул: Анна ПООМ и К', 1992. 112 с., [8] л. ил.
- Остапов, А. Д. Курорт Белокуриха: история, лечебные факторы, поиски и открытия. Барнаул: Алт. полигр. Комбинат, 2003. 155 с., [4] л. ил.: ил.
- Шапошников, А. И. Белокурихинские целебные источники. Барнаул, 1916. 83 с.
- Тюленева Т. Г. 150 лет со дня образования курорта Белокуриха // Алтайский край, 2017 г.: календарь знаменат. и пам. дат. Барнаул, 2016. С. 123-129. - Библиогр.: с. 128-129. - Текст в формате PDF