Легенды и были Чуйского тракта

Чуйский тракт… Его история – неотъемлемая часть истории Алтайского края. Она уходит в глубь веков. Когда-то эта дорога была вьючной тропой, ответвлением Великого шелкового пути, «китайской дорожкой», как ее называли. Уникален сам тракт, уникален и музей Чуйского тракта (ныне отдел Бийского краеведческого музея им. В. В. Бианки), основанный в 1992 г. начальником Бийского дорожно-строительного управления № 10 Юрием Дмитриевичем Никишиным.

На крутых поворотах

Общество Союзтранс 1 июля 1930 г. направило первую автоколонну, груженную мукой, из Бийска в Кош-Агач. Головной машиной управлял опытный шофер Петр Криницин. Девять дней пробивались через Семинский перевал, а всего этот рейс длился около месяца. Все девять машин вернулись в Бийск и все… без кабин. Как рассказывали водители. они столкнулись в пути с бандитами. Отстреливаясь, уходили на большой скорости. АМО переворачивались на крутых поворотах. Их ставили на колеса, и колонна шла дальше.

Группа шоферов «СовМонгТорга». В рамке – Мария Панкова, первая женщина-шофер на Чуйском тракте. г. Бийск, 1931 г.

Невозможно не упомянуть о легендарной Марии Панковой, которая была первой женщиной-шофером на Чуйском тракте. В 1930 г. она получила права и четверть века провела за баранкой. Мария пришла в контору «Союзтранса» и сказала: «Берите шофером! Разве юбка причина для отказа?» А с виду была – челка на лоб, косички по сторонам… И все-таки взяли. Сказать, что работа была тяжёлая, значит – ничего не сказать. Как-то раз, например, в Курайской степи (за перевалами, уже близ Монголии) окружили ее машину голодные волки. Заглохший мотор не запускало! со стартера. Кругом – ни души, лишь огоньки жёлтых глаз со всех сторон, а пугнуть зверюг было нечем. До утра просидела Мария в кабине, пока не подоспел на помощь случайный грузовик. Работать начала на первых отечественных автомобилях АМО. Сохранились ее воспоминания: «Остановились мы однажды с колонной машин в одном из селений у монгольской границы. К моей машине подошел местный житель и, схватив меня за руку, стал куда-то тащить. Алтаец привел меня в юрту, стал рассказывать что-то на родном языке собравшимся. Наконец я поняла: он удивлен тем, что женщина работает шофером». На фотографии она – единственная в группе мужчин, стоящих на фоне автомобилей. А вскоре появилась у неё и «конкурентка» – Юлия Крюкова.

Начиная с 1933 г., тракт стал заметно военизироваться, служебно-трудовая дисциплина приблизилась здесь к армейской, а работники этой дороги постановлением правительства были «приравнены к славным бойцам Красной армии». На строительстве тракта работали заключенные Сиблага, а среди них – и служители церкви.

Самое активное строительство дороги началось с приезда на Алтай Николая Вишневского, который возглавлял управление Чуйского тракта в 1933-1935 гг. Дорога была сооружена в кратчайшие сроки – за полтора года. 7 ноября 1934 г. рапортовали об окончании основного строительства Чуйского тракта. В июле 1934 г. для проверки построенных участков полотна и эксплуатационных качеств отечественных автомобилей ЗИС-5 был организован первый пробег, показавший современность и надежность трассы.

Но почти сразу же после торжественных митингов были арестованы все руководители Чуйского военизированного тракта как шпионы и диверсанты. Начальник строительства Вишневский, награжденный орденом Трудового Красного Знамени, тоже проходил по этому делу. 67 человек были расстреляны.

Дембельский мост

В с. Иня через реку Катунь за одну зиму 1936 г. был построен подвесной мост. Автор проекта – студент пятого курса Московского автодорожного института Сергей Цаплин, ему было в то время 26 лет. Он сам руководил этим строительством. Уникальной конструкции мост был сооружен из лиственницы местной породы.

У этого моста несколько названий, одно из них – дембельский. Перед заключенными-строителями было поставлено условие: как только будет готов объект, их сразу же отпустят на волю. Зима в этих местах в ту пору выдалась очень суровой. Но, несмотря на лютый мороз, уложились в немыслимо короткий срок. Все, можно уезжать. Но когда одна из машин с освобожденными сиблаговцами отправилась домой, на одном из участков трассы она перевернулась. Погибли 27 человек, в их числе главный инженер управления дороги Бийск-Кош-Агач УНКВД по Запсибкраю А. И. Микрюков. По воспоминаниям современников, Анатолий Исидорович был классным специалистом, по-доброму относился к подчиненным и не погнушался поехать в одной машине со вчерашними заключенными.

Строители сложили печальную песню про Леньку-стажера, который вел эту машину.

Колька Снигирев и Рая

Автор популярного шоферского шансона про «Кольку Снигирёва и девушку Раю», новосибирский писатель-фантаст Михаил Михеев, автор книг «Вирус В-13» и «Тайна белого пятна», в 1930-е гг. работал слесарем в управлении Чуйского военизированного тракта. Он влюбился в девушку, которая стала позже прототипом песенной героини Раечки. Она предпочла слесарю шофера Николая Ковалёва. Михеев в шутку-отместку и сочинил эту песню, переименовав Ковалёва в Кольку Снегирёва, который гибнет по вине девушки. Говорят, песня была исполнена на свадьбе у счастливого соперника, влюбленные не обиделись.

Над обрывом повисла на миг…

С обледенелых и скользких троп срывались в пропасть навьюченные лошади и верблюды зачастую вместе с проводниками. Некоторые купцы сами укрепляли эти участки с отвесными скалами – бомы, на свои средства делали их более проходимыми. К примеру, есть Мининский бом, он назван но имени купца Минина. Есть ручные каменные кладки, уложенные заключенными на бомах, они очень прочные и до сих пор сохранились.

На 400-м км Чуйского тракта на Белом боме ветераны-водители из Новосибирска установили символический памятник легендарному алтайскому шоферу, «положили зеленую штору и согнутый от АМО штурвал». Вот с этой самой кручи, по преданию, и улетел «отчаянный шофер».

«…И, как птица зеленая, АМО

Над обрывом повисла на миг.

Говорливые чуйские волны

Заглушили испуганный крик…»

Станислав Крыжановский был руководителем управления дороги Новосибирск–Бийск–Ташанта в течение 15 лет. Это под его началом прошли самые весомые реконструкционные работы. Под его руководством сделали вторую автомобильную дорогу через многотрудный перевал Чике-Таман, она расширена, улучшена и большой опасности теперь не представляет. Вся дорога раньше была разбита на отдельные участки, за каждым из них были закреплены рабочие дорожной службы, так называемые ремонтеры. Онижили в домиках рядом с трассой. Среди них были легендарные личности. Фатей Мальцев, которого, водители-чуйцы называли дедом, жил в одиночестве и очень добросовестно следил за своим участком. Когда бы ни поехал начальник управления с инспекцией по трассе, Фатей Тихонович всегда находился на дороге, постоянно был при деле, хотя никакой связи тогда не существовало и предупредить его никто не мог. Его избушка с вывеской «Ремонтер» стояла при въезде в Курайскую степь. Мальцев встал на тракт в 1900 г., а умер на этой же дороге в1972-м, держа в руках лопату.

«Дорога жизни»

На победу в Великой Отечественной войне были нацелены все ресурсы, все сферы человеческой жизни, а все дороги, даже расположенные в глубоком тылу, – вели на фронт…

На Алтае такой дорогой был Чуйский тракт. С 1933 г. за ним закреплено название «Чуйский военизированный тракт», а все работники дороги приравнивались к бойцам Красной армии.

Основные работы по обустройству тракта были выполнены еще до начала войны: на смену паромным переправам пришли мосты, на опасных участках, бомах (скалах) и перевалах, расширена проезжая часть, улучшено дорожное полотно.

Первый приказ военного времени, устанавливающий ежедневные дежурства на дороге на весь период мобилизации, был подписан 23 июня 1941 г. начальником Управления дороги «Чуйский тракт» Виктором Федоровичем Андреевым. Им же были подписаны и первые приказы о мобилизации работников управления. Сам В. Ф. Андреев, после долгих и настойчивых просьб в адрес вышестоящего начальства, покинул пост и ушел на фронт в январе 1942-го.

На место мобилизованных работников, специалистов, инженеров, механиков и водителей, вставали, как и по всей стране, женщины и дети. Всего на войну от управления дороги ушли 84 человека. В первые же дни был сформирован 71-й дорожно-эксплуатационный полк, состоявший в основном из высококвалифицированных шоферов и дорожников с Чуйского тракта – из г. Бийска.

Мобилизовали не только людей, на фронт уходили автомобили – почти вся действующая техника. Для городских и загородных перевозок осталось около 40 автомобилей устаревших марок. Груз перевозили на лошадях, быках и верблюдах. Зимой 1943-1944 гг. из Монголии в Бийск было сделано 18 тыс. верблюдоходок – существовал такой термин. Известен случай, когда караваном привезли 120 тонн цветного металла на нужды фронта. Это была высокохудожественная буддийская пластика. Подарок монголов пошел на переплавку и использовался для производства авиационных и танковых двигателей.

Герой труда Монголии Борондонгий Лувсан, будучи 18-летним юношей, возглавлял один из караванов с грузом, шедший по Чуйскому тракту, вспоминал:

«…Конечно, путь был не легок, мы преодолели 13 перевалов и пересекли много рек. Были дни радости, огорчения, и было очень холодно. В эти трудные дни нам помогали русские, которые остались в тылу, – женщины, дети. Однажды был случай, когда наш караван подошел к реке Хатан (Катунь), дедушки, бабушки, женщины и дети подходили и помогали пересечь реку, как могли. Сняв верхние одежды, они раскладывали на льду, чтобы легко было караванам перейти через большую и широкую реку… Одна девушка осталась в белом платье. Ее звали, кажется Тамарой. Ведь она могла бы замерзнуть в мороз 42 градуса…»

Самый большой караван верблюдов в 1 200 голов вышел в ноябре 1942 г. и только к февралю 1943-го пришел в Бийск Он доставил 5 тыс. фуфаек, 10 тыс. полушубков, 22 тыс. пар носков и варежек, 7 тонн сушеного мяса. По поводу прибытия каравана был устроен настоящий праздник ведь переход был невероятно сложным: на перевале Чике-Таман погибло несколько десятков животных. Некоторые просто не выдерживали трудностей пути и низких температур и утром оставались лежать. Местные жители подбирали их и выхаживали.

«Запомните нас молодыми!»

26 мая 2002 г. к 80-летию придания Чуйскому тракту статуса дороги государственного значения в Бийске был открыт памятник первопроходцам тракта. На постаменте стоит ЗИС-5. На улицу Вячеслава Шишкова – начало Чуйского тракта – этот автомобиль прибыл своим ходом.

Источники:

Легенды и были Чуйского тракта // Алтайская правда. 2002. 14 авг. С. 3.

«Есть над Чуей рекою дорога…»: альбом-каталог Всесибирской художественной выставки. Барнаул, 2012. С. 173.

Московский комсомолец на Алтае. 2015. 6-13 мая. С. 22.