Краснощековский район

Краснощековский район – уникальное, неповторимое место в Алтайском крае, где воедино соединились нити древней истории, природных уникумов, культурно-исторического наследия.

Здесь сохранились остатки крепостей, редутов и форпостов, составляющих так называемую Колывано-Воскресенскую оборонительную линию середины XVIII в. Краснощековская земля хранит следы пребывания древних народов «чудь» и кочующих скифов, Джунгарского ханства и казачьих форпостов, свободных рудознатцев и каторжников-рудокопов. В селах района и сегодня проживают потомки первопроходцев, которые бережно хранят традиции и обычаи предков-казаков.

Краснощековский район часто называют жемчужиной в «серебряном ожерелье Алтая». На его территории спелеологам известно более сотни горных полостей, многие из которых описали видные ученые XVIII в. П. С. Паллас, М. Минье и др. Научная значимость пещер района огромна. Благодаря найденным здесь артефактам ученые работают над воссозданием среды обитания неандертальцев, проживавших на Алтае 50-60 тысяч лет назад.

Административно-территориальное деление

Краснощековский район образован в 1935 г. Административный центр – с. Краснощеково в 285 км от г. Барнаула. Расположен район на юге Алтайского края, граничит с Усть-Калманским, Шипуновским, Чарышским, Курьинским и Змеиногорским районами. По территории проходит автомагистраль Шипуново – Белоглазово – Курья, до ближайшей железнодорожной станции Поспелиха – 105 км. Наиболее востребованной автомобильной трассой, соединяющей село с другими районами края, является трасса Барнаул – Краснощеково.

Площадь 3,53 тыс. кв. км.

На территории района расположены 14 сельских поселений, в состав которых входит 28 населенных пунктов. Наиболее крупные – Карпово-2, Маралиха, Усть-Козлуха.

В районе проживают русские, немцы, украинцы, белорусы.

Природно-климатические условия

Территория района по рельефу представляет собой предгорья и низкогорья Алтая. На севере – равнины, в средней части – сопки, юг занимают горы. Шкала высот начинается с отметки 250 м над уровнем моря. Три горных хребта: Колыванский, Коргонский, Тигирекский.

Климат континентальный: холодная продолжительная зима и короткое умеренное лето. Средняя температура наиболее теплого месяца (июля) – плюс 20°С, самого холодного (января) – минус 14,8°С. Близость горной территории определяет благоприятные условия для образования в среднегорной зоне в холодное время года буферной прослойки теплого воздуха. Склоны хребтов теплее межгорных котловин. Вследствие этого в среднегорной зоне – менее суровые зимы, удлиняется безморозный период.

Северная часть Краснощековского района находится в границах Предалтайской равнины и имеет холмисто-увалистый рельеф. Невысокие увалы разделяют речные долины, вытянутые в направлении, близком к меридиональному. Низкогорная южная часть района – это отроги Тигирекского и Бащелакского хребтов. Самая высокая вершина района – Черный Камень (1002 м).

На склонах горы Мурзинки сохранились демидовские шахты. Народная легенда гласит, что где-то в глубине горы спрятана золотая карета, сделанная Демидовым для императрицы.

Главная река Чарыш с основным притоком Иня. Малые реки: Камышинка, Молчаниха, Громотуха, Ханхара, Тигирек, Чагырка, Горный ключ, Черный камень и др.

Сочетание горных и равнинных элементов флоры в пределах района формирует комплексный и разнообразный растительный покров, обусловленный сложными природными условиями полосы предгорий. Равнинная часть Краснощековского района лежит в поясе луговых степей. Встречаются участки копеечниковых, горичниковых, володушковых и наиболее часто – разнотравных степей.

На территории района, в черневой тайге, сохраняются реликтовые растения: копытень европейский, колокольчик широколистный и другие. Много лекарственных, медоносных, декоративных цветов и трав. В нехоженых уголках встречается родиола розовая – знаменитый золотой корень, много маральего корня, бадана. В Красные книги России и Алтайского края включены лук алтайский, касатик Блудова, колокольчик широколистный и т. д.

В районе насчитывается около 100 видов млекопитающих, около 400 видов птиц, семь видов пресмыкающихся и семь видов земноводных. В тайге водится лесной хозяин – медведь, бродят по звериным тропам лоси и косули. Летом в лесу слышно кукование кукушек и хор прекрасных певцов – дроздов и соловьев. В реках водятся: сибирский хариус, пескарь, щука, елец, плотва, карась, лещ, налим, окунь.

Памятники природы

 

Растительный мир Краснощековского района богат и разнообразен, недаром часть районной территории входит в Тигирекский государственный заповедник. Это один из самых молодых заповедников страны, основанный в 1999 г. На площади чуть более 40 га тянутся невысокие горы с вершинами-куполами («тигирек» и означает «плавный, округлый»).

На территории района находится Чинетинский заказник, расположенный в бассейне р. Ини (нижнее и среднее течение). Площадь – 70 тыс. га. Флора заказника насчитывает около 700 видов сосудистых растений, 18 из которых занесены в Красную книгу Алтайского края.

Особого внимания заслуживают пещеры Краснощековского района. Всего спелеологам на территории района известно более 100 горных полостей. Практически все они красивы и интересны, и ни одна не похожа на другую. 17 пещер являются памятниками природы.

Лог Страшной. Это большой карстовый каньон с многочисленными пещерами. Через весь лог течет ручей, он часто теряется под землей в карстовых воронках. Часть этих воронок является выходами в неизученные пещеры. Растительность лога богата «краснокнижными» растениями. В устье каньона находится пещера Страшная, где выявлена стоянка первобытного человека. Длина пещеры – 38 м. С 1969 г. археологи и историки проводят раскопки. В пещере обнаружены останки пещерной гиены, мамонта, бизона. Во времена палеолита здесь обитали неандертальцы. В культурном слое сохранились остатки наконечников, скребки, кинжалы.

Пещера Логово гиены была открыта в 1969 г. Н. Д. Оводовым. Ее площадь 1,13 га. Расположена в отрогах Тигирекского хребта, в 2,5 км к северо-западу от пос. Тигирек на высоте 737 м и представляет собой небольшую карстовую полость длиной 12 м. Пещера почти полностью освещается дневным светом. Здесь исследователями были обнаружены находки окаменелостей плейстоценовой фауны: лошади, кулана, бизона, яка, сибирского горного козла, архара, благородного оленя, шерстистого носорога, пещерной гиены и др. Их геологический возраст составляет более 30 тыс. лет.

Пещера Летучих мышей. Ценность пещеры заключается в том, что это самая северная точка ареала обитания летучей мыши – остроухой ночницы, занесенной в Красную книгу России. По значимости пещеру можно сравнить со знаменитой Денисовой пещерой. Здесь также обнаружено поселение каменного века, эпохи палеолита, она является одной из костеносных пещер, известных научному миру.

Пещера Загонная представляет интерес благодаря многочисленным находкам фауны, включающим кости носорога, лошади, оленя, быка, ламы, тигра, гиены, собаки, волка, медведя, сурка, крысы, хомяка, зайца, пищухи, горностая, косули. Археологами установлено, что скопление в пещере остатков фауны связано с палеолитической стоянкой.

Помимо Загонной стоянки первобытного человека были открыты в пещерах Водяная, Бастион.

Пещера Ящур отличается наличием известковых натечных образований. Сердце пещеры – большой грот, в который ведут 3 входа и откуда уходят наклонные ходы в глубь горы. Одна из легенд гласит, что когда-то здесь жил сказочный Зеленый Ящур. Спелеологи утверждают, что его окаменевший позвоночник можно потрогать в одном из дальних ходов.

Пещера Большая Прямухинская – памятник природы федерального значения. Находится в устье р. Прямуха и представляет собой редкий на Алтае, а в Рудном Алтае – единственный, пример большой «многоэтажной» пещеры. В ней созданы природой удивительные натечные образования, сталактиты, сталагмиты. Просторные залы сменяются узкими проходами, глубокими колодцами. Протяженность карстовых гротов пещеры 390 м, глубина 40 м.

Пещера Ледяная находится на берегу Чарыша. Это маленькая пещера, ее длина 86 м, ширина 7 м и глубина всего 18 м. Зато весь грот богато украшен кальцитовыми цветами, натеками. Есть даже подземный ледниковый язык, матово мерцающий в свете спелеологических фонариков.

Немало тайн хранят Ханхаринские пещеры на р. Ханхара, пещера Небо под Генералкой, Большая Каменская и Рудничная у с. Усть-Чагырка. Уникальной и единственной на Алтае можно назвать Новочагырскую пещеру-рудник, полость которой когда-то была заполнена богатыми полиметаллическими рудами. Сотни пудов серебра, меди, свинца добывали из нее древние старатели. Ново-Чагырский серебряный рудник был открыт в 1827 г. и состоял из нескольких шахт-рудников, к 1844 г. он дал 737 кг серебра, около 1 т свинца и более 32 т меди. В 1950-е гг. на руднике производилась выемка оставшейся руды из шахты-пещеры, после чего входы были завалены.

Все эти уникальные пещеры являются объектами туризма и, как следствие, нуждаются в охране. Массовое посещение необорудованных пещер приводит к утрате их красот. Так случилось с Большой Дальней пещерой. Пещера является редкой и для Краснощековского района, и для Алтайского края по обилию и разнообразию минерально-натечных кальцитовых образований. По своей зрелищной и познавательной ценности она значительно превосходит единственную оборудованную туристскую пещеру края – Большую Тавдинскую в Алтайском районе. Из-за массового посещения пещеры началось уничтожение ее натечных образований, образование которых шло несколько столетий и даже тысячелетий. Стены «украшены» надписями, закопчены факелами, везде лежит мусор. Пещера – это своего рода «окаменелая» память человечества. Сохранить ее, не загубить – долг разумного человека.

В Краснощековском районе много удивительных горных образований, над которыми в течение тысячелетий трудились силы природы и стихий. Гора Большой Монастырь с пещерой Бастион в долине р. Чарыша объявлена памятником природы федерального значения. Резной останец возвышается над уровнем долины на 100 м, сверкая на солнце известняковыми стенами белых, голубых и розовых оттенков. Рядом стоит гора Малый Монастырь, в склонах которой прячется десяток карстовых пещер, самая крупная из которых – Водяная – имеет внутри небольшое симпатичное озеро с целительной водой. Эту пещеру впервые описал знаменитый путешественник и этнограф П. С. Паллас в 1770 г.

О возникновении горы Монастырь и пещеры Водяной существует легенда. Дочь царя Гор и сын царя Вод полюбили друг друга. Отцы, узнав о любви своих детей, запретили им встречаться. Принца обратили в реку Чарыш, а принцессу заточил отец в пещеру. От ее жемчужных слез образовалось озеро, в котором она и утонула. Чтобы воссоединиться со своим возлюбленным, ручеек проделал трудный путь под землей и соединился с Чарышом. С тех пор люди приходили молиться о счастье влюбленных к этой горе, отсюда и пошло название – гора Монастырь.

Гора Яровская сложена из мрамороризованных известняков. Южный склон покрыт редким лесом: пихтой, березой, кустарником. На вершине, в скалах, гнездятся беркуты, филины, ястребы, когда-то здесь встречались рыси. У подножия горы располагаются курганы, диаметром от 8 до 14 м, цепочкой с северо-запада на юго-восток, выложенные большими, обкатанными валунами. Курганы были открыты Горно-Алтайской археологической экспедицией в 1976–1978 гг. В 10 км от с. Усть-Пустынка вырастает из воды береговой Синий Утес. В солнечную погоду он сияет словно волшебный дворец и виден издалека – это отражают свет в бесчисленных гранях мельчайшие крупицы кварца, из которого и сложен утес. Уникален и Усть-Беловский массив на р. Белой – застывшее мгновение на древнем лике земли. Гранитные громады, пронизанные выходами цветных минералов, создают неповторимый природный ландшафт.

«Суетский купол» – это геологический памятник природы, представляет собой выход горных пород в форме причудливых скал и валунов. Расположен он вокруг с. Суетка, площадь – 600 га.

В перечень памятников природы района вошли опорные стратиграфические разрезы с точками местонахождения палеонтологических остатков. К таким памятникам относятся: терригенно-карбонатная толща ордовика и силура «Чинета», разрез силура «Тигирек», разрез ордовика и нижнего силура «Маралиха». Самый интересный из них – разрез «Тигирек». Он позволяет детально изучить условия осадконакопления, что важно для правильной оценки территории на различные виды полезных ископаемых. С верхнего яруса цвет глины меняется от светлого до более темного. Разрез хорошо охарактеризован фаунистически. Здесь можно наблюдать фауну твердого дна: прижизненное положение кораллов, мшанок, симбиозы водорослей и других микроорганизмов. По особенностям коралловых построек просматриваются колебания уровня моря и климатические условия.

Памятник природы «Яровские скалы с пещерой Кулибина и источником Черный камень» является комплексным и объединяет два созданных в 1998 г. памятника природы «Пещера Кулибинская» и «Родник Черный Камень».

На территории района хорошо развита гидрографическая сеть. Здесь протекает более 18 рек. Они относятся к бассейну р. Чарыша. Название реки связано с древним народом «чорос», обитавшим в долине а. Летом вода в реке такая светлая, что виден каждый камушек. Самыми большими и красивыми притоками Чарыша являются реки Белая и Иня. Они берут начало в горах, поэтому вода в них чистая, прохладная, содержит большое количество ионов серебра и золота.

Родники и источники

Еще одна гордость Краснощековской земли – красивейшие родники и источники. У с. Усть-Пустынки бьет родник Горный ключ, вода в котором по чистоте приравнивается к дистиллированной. Источник не замерзает даже зимой. Расположен в 5 км к юго-западу от с. Усть-Пустынки, на правом берегу р. Чарыша выше впадения ручья Мельничного. Площадь памятника природы – 1 га. Родник Горный Ключ в течение многих лет был источником, из которого брали воду жители одноименного населенного пункта (ныне не существующего).

Неподалеку берет начало родник Черный Камень. Согласно геологическим отчетам, это радоновый источник. Природа вокруг родника очаровывает своей красотой и первозданностью. На незамерзающем источнике Талый Ключ у одноименного поселка зимуют утки; в теплой воде широкого ручья глубиной до полутора метров можно купаться до глубокой осени.

Все родники являются памятниками природы регионального значения.

У кромки Колыванского бора между сосен и берез лежит озеро Казачка, которое также является памятником природы, созданным в 1998 г. Имеет форму блюдца. Это – живописное место, южные берега поросли березами и соснами, северо-западный берег – каменистый, переходящий в яркие цветочные поляны. Несколько лет назад здесь проводились лесопосадки сосны. Сегодня озеро мельчает из-за малого количества осадков, а родники, питающие озеро, покрываются слоем ила, их необходимо чистить. Озеро зарастает водорослями, кувшинками, мхом.

Археологические исследования в районе

Одним из первых случаев сознательного поиска и исследования древних памятников стало обследование в 1771 г. исследователем П. С. Палласом пещеры Семипещеренской, где им были найдены человеческие черепа, изделия из кости и дерева.

На памятнике Чесноково на правом берегу Чарыша близ с. Куйбышево на одной террасе в непосредственной близости найдены орудия каменного века, захоронение андроновской культуры, захоронения и поселение эпохи поздней бронзы, курганы ранних скифов, пазырыкцев и эпохи средневековья. Следовательно, данное место было обитаемо не менее чем 7–10 тыс. лет, из них на протяжении 2,5 тыс. оно почиталось как священное для захоронений и поминальников.

Эпизодические разведки и раскопки, связанные с именами М. Р. Розена и А. П. Окладникова, на территории района проводились на пещерных стоянках уже в 1950–1960-е гг. Значительную работу по изучению пещерных стоянок и выявлению курганных могильников проделал в 1980-е гг. В. К. Вистингаузен. Выборочные разведки проводились В. А. Посредниковым и А. А. Казаковым, некоторые памятники осматривались М. Т. Абдулганеевым, Ю. П. Алехиным и Ю. И. Гельмелем. Новый этап изучения начался с 1992 г., когда от Барнаульского пединститута в район был направлен А. В. Караев для проведения плановых разведки и картографии. При непосредственной помощи жителя с. Краснощеково Н. В. Смирнова им было обследовано и нанесено на карту 32 курганных могильника. С этого же времени на территории района начали проводиться разведки и раскопки П. И. Шульгой. Под его руководством на базе археологических лагерей школьников из Поспелихинского, Чарышского, Шипуновского и Кулундинского районов, г. Славгорода, при участии школьников с. Куйбышево, в 1996, 1998, 2001 гг. проводились раскопки на могильниках Чесноково-1, 2 аварийных курганов эпохи бронзы, скифского времени и средневековья. В 1997 г. сотрудниками Алтайского госуниверситета П. К. Дашковским и А. А. Тишкиным при участии А. Л. Кунгурова и В. В. Горбунова проводились разведки и раскопки курганов скифского времени и средневековья у с. Чинета.

В результате указанных работ в районе выявлено около 100 памятников археологии, спасены для науки десятки курганов, дана характеристика основных исторических этапов. Исследованы пазырыкские захоронения у сел Харлово, Куйбышево и Чинета. Основное их отличие в редкой встречаемости конских подхоронений. В остальном они характерны для захоронений своего времени. Сложенные из камня курганы также располагались с юга на север, представляя собой имитацию юрт. Здесь найдены керамические кувшины, наконечники стрел, чекан, ножи, зеркала и другой инвентарь. Особый интерес представляет украшенная аппликациями из тонкой фольги прическа-парик женщины из Чесноково-1. Этот парик высотой около 70 см имел вставленную в конус железную заколку с золоченным навершением и зубчатую «корону» из золотой фольги, имитирующую горный хребет. Поднимающийся вверх конус парика представлял собой находящуюся по центру страны мировую гору, память о которой сохранилась у многих народов до настоящего времени. Мировую гору имитировали и временные пирамидки, возвышавшиеся в древности на курганах в Чесноково-2. Рядом с конусом размещалась деревянная фигурка оленя с позолоченными фольгой рогами, а на высоком уплощенном выступе – три вырезанные из фольги рыбки. Сам парик состоял из волос, сажистой массы и клейкого вещества. Считается, что позолоченный парик указывает на принадлежность к служителям культа. Рядом с пазырыкцами в Чесноково-1 проживали роды каракобинцев, погребение которых проходило по близкому обряду, но в каменных ящиках и без лошадей.

Интересной особенностью Краснощековского района является его открытость для проникновения проживавших на равнине народов. Так, на могильнике Маяк-1 обнаружен удивительный комплекс из трех примыкающих друг к другу курганов. Один из них представлял собой типично пазырыкский курган с подхоронением лошади. Во втором – три таких могилы располагались вокруг центральной. Такая планировка известна в курганах каменской культуры, ближайшие из которых обнаружены в 100-130 км к западу в Локтевском и Шипуновском районах. В третьем кургане вокруг центральной могилы располагалось по кругу еще шесть с подбоями. Ближайшие аналоги этому обряду и найденному здесь сосуду саргатского типа происходят из Кулунды, Новосибирской области и даже Южного Урала. Намеренное совмещение этих разнокультурных курганов, по всей видимости, означало символический союз пришедших на Чарыш в V в. до н. э. родов Горного Алтая и примыкающей с запада равнины. Подробных ярких свидетельств таких дружественных отношений между народами на Алтае еще не встречалось. Инвентарь курганов также показывает на смешение самых разных традиций населения равнины, предгорий и гор.

Историческая справка

Первые достоверные сведения о проживавших на территории района древних народах были получены русскоязычным населением от рудознатцев во время поиска месторождений меди, серебра и золота в начале 18 века. Рудознатцы первыми обнаружили в предгорьях между Чарышом и Иртышом большое количество горных выработок древнего народа «чудь».

История возникновения сел на территории Краснощековского района связана с горнорудным производством на Алтае – с появлением Колывано-Воскресенских заводов.

Первым поселением на территории современного Краснощековского района считается деревня Перво-Чарышская (ныне с. Карпово), первое упоминание о которой относится к 1714 г.

Наиболее интенсивно заселялись бассейн р. Чарыша и ведомство Белоярской крепости. Первыми пришли сюда беглые и «гулящие люди», которые заводили пашни, платили оброк, становились казаками и охраняли поселения и поселенцев.

К 1910 г. многие бывшие деревни стали называться селами. Они имели свои церкви и школы. В 1926 г. на территории нынешнего Краснощековского района проживало более 50 тыс. человек.

В 1935 г. Покровский район переименован в Краснощековский с центром в с. Краснощеково.

В годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. мобилизованных солдат из сел и поселков Краснощековского района было свыше 11 тыс. воинов. Не вернулось более 4 тыс. человек.

Герои Советского Союза

Лихачев Иван Ильич (04.10.1922–22.10.1987) – житель с. Харлово Краснощековского района, Герой Советского Союза.

Иван Ильич служил радистом роты связи мотострелкового полка 25 гвардейской Краснознаменной Синельниковской стрелковой дивизии, гвардии рядовой. Призван на фронт в 1941 г. В 1943 г. был награжден медалью «За отвагу». 26 сентября 1943 г. при форсировании Днепра проявлял бесстрашие, обеспечивал бесперебойную радиосвязь командования полка с командованием дивизии. Когда бои принимали ожесточенный характер при яростных контратаках противника, И. И. Лихачев, не считаясь с опасностью, одновременно работая на радиостанции, поддерживая связь с командованием дивизии, идя впереди боевых порядков полка, помогал отбивать противника, воодушевляя этим остальных. За отвагу и героизм И. И. Лихачеву присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны И. И. Лихачев жил в Краснощековском районе.

Никулин Павел Ефимович (26.12.1909–25.02.1951) – житель с. Краснощеково, Герой Советского Союза.

Павел Ефимович – командир 1075 армейского истребительно-противотанкового Киевского полка, подполковник. Войну начал на Калининском фронте с июля 1941 г., где воевал до 1943 г., затем был переведен на Украинский фронт. Был ранен, дважды награжден орденом Красного Знамени.

П. Е. Никулину присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Птухин Александр Мефодьевич (1923–1944) – Герой Советского Союза. Родился в с. Верх-Камышенка Краснощековского района, с 1939 г. и до начала войны жил в с. Усть-Пристань Усть-Пристанского района.

Огнев Павел Агеевич (1914–03.02.1978) – полный кавалер ордена Славы.

На фронте – с первых дней войны. В июле 1942 г. назначен командиром отделения 120-й гвардейской дивизии 336-го стрелкового полка. В декабре 1943 г. за форсирование Днепра был награжден орденом Славы 3-й степени. За сражение на Курской дуге был награжден в марте 1944 г. орденом Славы 2-й степени. 24 марта 1945 г. за прорыв обороны вражеских укреплений у г. Белосток в Польше П. А. Огнев был представлен к награде – ордену Славы 1-й степени. Но Павел Агеевич об этом не знал. В одном из боев он получил тяжелое ранение и был направлен в госпиталь. Через пять месяцев после выздоровления в канун победы попадает в другую часть, потом – в учебный стрелковый полк. Через 22 года награда нашла героя.

Населенные пункты

Краснощеково - административный центр района. Первое достоверное известие о селе датируется 1748 г. Первыми поселенцами по преданиям были Дубровины, Волокитины, Паутовы, Пастуховы и другие, всего изначально 10 дворов.

Тигирекский форпост

В 1765 г. на месте слияния Большого и Малого Тигиреков, недалеко от впадения в р. Иню, был построен Тигирекский форпост. Он стал оборонительным пунктом уже новой Колывано-Кузнецкой линии.

Исследователь П. С. Паллас (1771 г.) писал: «Из маленького Тигирека, который делает дугу, прорыт мимо крепости прямой канал из соединения с большим Тигереком произшедшая речка впадает. Между оного и малым Тигиреком выстроено множество дворов на границе стоящих казаков; канал сей называется Воскресенским, потому что гарнизон на оном работал по воскресеньям.

Крепость состоит из Четвероугольного с небольшими бастионами шанца, коей и рвы обложены булыжником и мостовым камнем. В оной крепости имеется один штаб – офицерский дом, несколько обер-офицерских, казармы, так же и конюшни; в оной двое ворот и один караульный дом. Гарнизон здесь состоит из малого числа и находится под начальством единого токмо прапорщика».

Позже, в 1777 г., в окрестностях форпоста, образовалась деревня Тигирек. Возможно, первыми поселенцами Тигирека стали казаки, которые к тому времени «выстроили множество дворов» и обзавелись семьями и хозяйством.

Село расположено в низменном луговом междуречье рек Ини и Тигиреков. С юга его ограждает гора Чайная, с запада – Маяк, по правому берегу Ини протянулись крутые уступы известковых скал. Остатки Тигирекского форпоста сохранились, их можно увидеть в центре с. Тигирека. От форпоста остались мощный и высокий вал (ширина вала 8 м, высота 2,5 м), широкий ров (ширина рва составляла 10-12 м, по дну – 4 м), который со временем оплыл, но бутовый камень подпирает его стены до сих пор. При исследовании остатков форпоста просматриваются трое ворот. Расстояние между двумя бастионными выступами составляет 135 м. А в с. Тигирек и сегодня живут потомки первопроходцев новых русских земель, бережно сохраняющие культуру и обычаи казачества.

Чагирский форпост

Вход в Ново-Чагырское месторождение

В 1745 г. на левом берегу Чарыша, напротив р. Чагырка открылся один из первых рудников, открытых на Алтае, – Чагырский рудник. В нем добывали медную и свинцовую руду. Сначала крестьяне окрестных сел возили руду с рудников на Колыванский завод, который находился в 52 верстах. Позднее – на пристань Кабановскую или Краснощековскую, откуда она на больших судах сплавлялась на Барнаульский завод.

Для защиты рудника в 1744 г. на правом берегу Чарыша была сооружена небольшая крепость, которая стала очередным укрепленным пунктом старой Колыванской линии. Отношения между Россией и Джунгарией были своеобразными. Приграничные джунгарские зайсаны придерживались общей политики согласия, выработанной еще во времена Петра I и Цэван-Раптана. Они не нападали на государственные крепости, чтобы не осложнять отношений с Россией, и в то же время оставляли за собой право совершать набеги на постройки частных жителей, расположенные на их землях.

Владения А. Демидова попадали в разряд «мужичьих строений» и неоднократно подвергались нападению кочевников. И уже в 1745 г. и крепость, и рудник подверглись нападению местных племен. Из донесения в Петербург: «На Чагирском свинцовом руднике в 1744 построенную крепость сожгли и шахту засыпали, где Демидов добывал свинцовую и медную руду».

Деревня Усть-Белая образована в 1782 г. Первоначально называлась Медведево. По преданиям, первым поселенцем был углежог Митрофан. Он построил дом на берегу р. Белой. Со временем рядом поселились другие люди: Усольцевы, Босоноговы и др. В основном раскольники.

Вскоре из одного поселения образовались два: Усть-Белая и Петухов Ключ.

По некоторым современным названиям можно судить о том, что когда-то территорию села занимала вековая тайга. Одна из сопок около Усть-Белой и до сих пор называется Сосновой, а гора в самой деревне – Осиновой.

В течение многих десятилетий самоцветы со знаменитого Коргонского месторождения сплавляли на плотах по Чарышу до устья реки Белой, а по ней до деревни Усть-Белой. Там было сооружено вместительное плотбище, куда и сгружали поделочные камни. Из них на Локтевской и Колыванской шлифовальных фабриках были изготовлены десятки известных всему миру изделий: чаш, ваз, торшеров, колонн и т. д.

В 1825 г. в Усть-Белой появилась гранитовая каменоломня. В ней ломали глыбы для возведения в Барнауле монумента в честь столетия горного дела на Алтае. В 1826 г. заготовленные каменные глыбы погрузили на плоты. Осенью первые тысячи беловского гранита доплыли до Барнаула и пошли на сооружение знаменитого Демидовского столпа.

К началу 19 в. в деревне насчитывалось до 40 дворов. По тем временам это была большая деревня. В Усть-Белой имелась церковь – раскольническая с восьмиконечным крестом. Вначале ее построили на Осиновой горе, но она там трижды горела и после была перенесена на пригорок, недалеко от места, где сейчас находится здание Дома культуры.

Деревня Маралиха

В 1754 г. в нижнем течении р. Маралихи для защиты окрестного населения от набегов кочевников был построен форпост Казанской Богоматери. Это был третий форпост на территории будущего Краснощековского района в составе старой Колывано-Кузнецкой оборонительной линии после Чарышского (Карпово) и Чагирского. Однако место было выбрано неудачно.

«Вешние воды подтопляли казармы драгун, и решено было перенести форпост верст на шесть вниз, ближе к деревне Харловой. Крестьяне деревни Харловой, приписанные к заводской конторе, пожаловались в контору, что военное ведомство задумало перенести форпост на место их пашен, и от этого им, крестьянам, обида. Лучше всего, писали они, перенести форпост несколько выше Землянушке, и тогда «дорогу от Чагырской крепости в Кабанову крепость пересекли бы».

Заводское начальство ходатайствовало за своих крестьян, но военное ведомство не прислушалось к просьбе крестьян и заводского начальства. Крепость была построена на крестьянских землях, неподалеку от места впадения реки Маралихи в Чарыш.

Через несколько лет по соседству с форпостом Казанской Богоматери образовалась новая деревня Маралиха. Датой возникновения Маралихи считается 1765 г. Названа деревня по названию реки, а сама река, видимо, – по обилию маралов в те времена в той местности. Первым поселенцем был Ивлей Суворов с семью сыновьями. Вторым поселенцем стал Белозеров с семьей. Через несколько лет Маралиха стала крупной деревней. В 1811 г., по данным шестой ревизии, в ней проживало уже 75 душ мужского населения, а в 1824 г. – 93.

Село Карпово (бывшая Перво-Чарышская деревня).

1714 годом датируется упоминание о первой деревне на территории Краснощековского района – деревне Перво-Чарышской (ныне – с. Карпово). Алексей Овчинников из Нижегородской области Керженской волости упоминается в бумагах Барнаульского горного архива – «свезен был оттуда матерью за скудностью хлеба в 1714 г. в деревню Чарышскую».

Нехватка рабочей силы побудила А. Демидова переселить на Алтай часть своих крепостных и мастеровых. Мастеровых он оставил на заводе, а крепостных поселил по деревням, обязав их определенное время в году выполнять заводские работы и снабжать заводы и рудники продовольствием. В деревне Перво-Чарышская были поселены 24 души мужского населения и 16 душ женского. По сведениям местного краеведа Н. М. Попова, это были семьи Белоусовых, Рагозиных, Паутовых и др. До перевода на Алтай они были все приписными к Невьянскому заводу Демидова на Урале.

В 1734 г. Кузнецкая воеводская канцелярия провела перепись крестьян Колывано-Воскресенского завода по рекам Чумышу и Алею. В ходе переписи была учтена 131 душа мужского населения, были обнаружены 13 поселений, в числе которых значилась деревня Перво-Чарышская.

По архивным данным за 1735 г., в деревне Перво-Чарышской проживало 49 человек. Из них 40 человек привезли с Урала демидовские приказчики, еще двоих переселили из Екатеринбурга. Таким образом, собственное население деревни составляло лишь семь человек: пять мужчин и две женщины.

По третьей ревизии, проведенной в 1763 г., в деревне числилось 26 душ мужского населения. Побывавший в этих местах в 1771 г. академик П. С. Паллас насчитал в ней 18 дворов. К 1782 г. деревня заметно разрослась. В ней проживало уже 85 душ мужского населения и 102 женских.

В 1909 г. сгорела первая Карповская церковь. Под усадьбу для новой церкви было выбрано возвышенное место между трех селений: «Старой деревни», Засурья и Ключей. Решено было и кладбище разместить вблизи будущей церкви. В 1914 г. здание церкви было построено полностью, но некоторые работы затянулись надолго – началась Первая мировая война.

В церковной инвентарной книге записано следующее: «Георгиевская церковь деревянная построена в 1917 г. на каменном фундаменте вместе с колокольней, покрыта листовым железом и покрашена зеленой масляной краской. Священник Константин до 1914 г. был заведующим церковно-приходской школы».

К 1914 г. в Карпово насчитывалось 480 дворов и более 3 тыс. жителей. Большой приток населения в Карпово вызвало переселение крестьян из центральных губерний России.

Деревня Харлово

Первые сведения о деревне относят в 1747 г. Ее основателем считается Прокопий Поликарпович Харлов, поселившийся самовольно на новом месте. Отсюда и название деревни Харлово.

В 1763 г. деревня насчитывала 11 душ мужского населения и располагалась на острове между старицами и основным руслом Чарыша. По сведениям четвертой ревизии 1782 г., в деревне проживало уже 72 души мужского населения. В 1786 г., отправляясь в свою знаменитую экспедицию на поиски самоцветов, П. И. Шангин выбрал Харлово местом сбора своей поисковой партии и задержался там на несколько дней из-за разлива Чарыша. На следующий год он отправляется в открытое им прошлым летом богатейшее Коргонское месторождение за поделочными камнями. Собранные во время этой экспедиции заготовки (шестнадцать ваз разного сорта, как яшмовых, так и порфировых, пара столов из фиолетового порфира и т. д.) Шангин сплавлял по Чарышу именно до деревни Харловой. Здесь самоцветы выгрузили и уже по суше отправили на Локтевскую шлифовальную фабрику.

В 1874 г. в Харлово была построена церковь в честь Иконы Божьей матери «всех скорбящих радости». Церковь простояла до начала 20 в., сильно обветшала. В 1910 г. из с. Курьи в Харлово была перевезена Курьинская церковь, а там построена новая.

Усть-Пустынка

Название она получила от небольшой речки Пустынки, впадающей в Чарыш. Название же самой речки, гласит народное предание, произошло оттого, что на ее берегу жил отшельник – странник. Его прозвали Пустынником.

Деревня Усть-Пустынка основана по соседству с Чагинским рудником по указу Канцелярии Колывано-Воскресенского горного начальства в 1776 г. путем насильственного переселения крестьян из различных деревень Бердской слободы, видимо, для обеспечения рудника рабочей силой и продовольствием.

Всего было переселено 74 человека: 37 мужчин и 37 женщин. Большинство их них носили фамилию Барсуковых.

Деревня расположена на ровной площадке у подножия горы Монастырь. В этой горе много пещер. Одна из них – Водяная – уникальна подземным озером, которое имеет форму колодца, а по легенде – бездонно. Воду в этой пещере считали святой, а в настоящее время она признана целебной. Другая пещера – Бастион, в которой на глубине 1,2 м археологи обнаружили стоянку первобытного человека. Есть пещеры Проходная, Летучих мышей и др. Этими пещерами серьезно интересовались исследователи П. С. Паллас, Ф. Геблер, А. Кулибин, М. Розен. Неподалеку расположен знаменитый Чагырский рудник.

Усть-Козлуха

Старожилы села утверждали, что основателем с. Усть-Козлухи был основатель дер. Харлово Прокопий Поликарпович Харлов. Он якобы еще в 1762 г. переехал из Харлово на новое место. В 1764 г. по соседству с ними поселились Поликарп Сидорович Харлов и Яков Иванович Харлов. Позже туда же переехали Чепуштановы и Медведевы. Однако документальных подтверждений версии старожилов нет.

Официальным годом образования села считается 1781 г. Об этом сказано в архивных документах: «По его императорскому величества указу крестьянский десятник Андрей Харлов ноября месяца 1781 г. разрешил поселение Федору Яковлеву – сыну Лихачева, переселившегося по велению Колыванской ведомственной управы из деревни Харлова в возрасте 40 лет, его жену Анну 35 лет, дочь Никифора с детьми.

По велению Колыванского областного управления новое поселение именовать Усть-Козлухинской деревней. Разрешить порубку хвойных деревьев для построек домов и подворья».

Заселение проводилось по устью р. Козлушки. По пятой ревизии 1795 г. в деревне проживало 48 человек: 23 мужчины и 25 женщин. В 1811 г. число лиц мужского населения составило 33 человека, а в 1824 г. – 49. До 1800 г. у жителей Усть-Козлухи было лишь шесть фамилий: Харловы, Медведевы, Акимовы, Чепуштановы, Лихачевы и Травниковы.

В 1909 г. открылась первая школа, до этого детей обучали грамоте на дому.

Деревня Чинета

Первое упоминание о деревне Чинета (Ларионово) датируется 1782 г. По данным ревизии этого года, село насчитывало 40 душ мужского населения. Достаточно крупное поселение для того времени.

Определенно, Чинета возникла раньше 1782 г., но точная дата ее образования пока не установлена. По воспоминаниям старожилов, первых поселенцев было семь дворов. Восьмым поселенцем стал Сидор Романов. В 1750-1760-е гг. он приехал с Ишима и построил здесь дом. Фамилии первых жителей: Усовы, Романовы, Бердюгины и Жертвины.

Деревня стояла в лесу, но вдоль р. Ини встречались и не заросшие лесом долины. С каждым годом местные жители упорным трудом увеличивали их площадь. Сеяли рожь и овес. Основным занятием были скотоводство и охота.

Не вполне понятно происхождение названия деревни – Чинета. Возможно, оно тюркского происхождения, как Чинетка, Иня и др. Ведь до появления русских людей в этих местах располагались кочевья телеутов (белых калмыков), которые сохранили черты древнетюркского языка. Поэтому тюркское название могло закрепиться и за поселением. Старожилы полагают, что название деревни Чинета возникло по названию речки Чинетки.

В госархивах Алтайского края есть сведения, что деревня Чинета раньше называлась Ларионово. В конце 19 в. село стало и официально называться Чинетой.

Верх-Камышенка

В книге «Первые крестьяне на Алтае» Ю. С. Булыгин писал: «Как известно, далеко не всегда, переселяясь на новое место, крестьяне спрашивали согласия властей. Некоторые из них подавали просьбы о переселении, фактически уже состоявшемся, других администрация сама находила на новых местах. Последнее, обычно, происходило во время ревизий». И далее, в числе деревень, основанных без разрешения властей, он упомянул и Верх-Камышенку. Действительно: эта деревня была учтена лишь в 1795 г. пятой ревизией населения Колыванской губернии, хотя была образована еще в 1783 г. В «ревизских сказках» 1795 г. перечислены все крестьяне и члены их семей, самовольно основавшие Верх-Камышенку. Новая деревня была обнаружена властями через 13 лет после образования – в 1795 г., и они не сочли целесообразным разорять ее. Жителей переписали, обложили подушным налогом.

Село Новошипуново

Первый трактор в коммуне "Красный путиловец" в с. Новошипуново

Название село получило по фамилии первого поселенца Федора Шипунова. Но поскольку к этому времени уже две деревни округи носили аналогичное название (нынешняя станция Шипуново и деревня Шипуново Чарышского района), то к названию было прибавлено слово «новая».

Согласно ревизской сказке, составленной писцом Чарышской земской избы Василием Суворовым в январе 1795 года, «… деревня Новая Шипунова заведена в 1785 году (когда) … переехали (сюда) из разных селений той же слободы … крестьяне». Были это «Шипунов Федор Федосеевич с женой Натальей и детьми, братья его Алексей с семьей и не женатый молодой Василий, многочисленная семья Андрона Ладкина с двумя взрослыми, но не отделенными сыновьями Тимофеем и Григорием, две семьи Чернаковых (Григорий и его брат Федор), преклонных лет Чебаевских Федор с семьей, одинокая Дарья Еншина да малосемейный, по тем временам, Григорий Петков». Они переехали на новое место из Бестужевой, Харловой, Чарышской (Карпово).

В 1795 г. село насчитывало 31 мужчину и 29 женщин. К 1824 г. количество мужчин увеличилось до 40, а в 1845 г. в деревне числилось уже 85 мужчин, а общее число ее жителей приближалось к 200-м.

После отмены крепостного права рост населения с. Новошипуново ускорился. В 1880-1890-е гг. сюда прибыло еще 182 семьи из Центральной России.

Согласно «Списку домохозяев, причисленных и не причисленных к селу Новошипунову Покровской волости…» (составлен 26 августа 1917 г.), в селении было 478 хозяйств, двухклассная церковно-приходская школа, Троицкая церковь. Жителей было на день переписи 3 291 человек, мужского пола – 1683 и несколько менее 1608 – женского пола.

Деревня Акимовка была основана в 1887 г. Поселенцы обосновали для своих усадеб лог в районе рудника возле бьющего из земли родника. Сибирские зимы в те времена были лютыми, снежными. Дома переселенцев сильно заносило снегом. Поэтому некоторое время спустя они перебрались на другое место, где позже и выросла новая деревня.

Фамилия первого поселенца Акимов и дала название деревне – Акимовка. А лог у рудника до сих пор называется Акимовским ложком.

Деревня расположилась по берегу р. Таловки.

В 1906 г. начался новый приток переселенцев на Алтай. В том числе и в Акимовку, где было обилие птиц, рыбы, а главное – большое количество свободной плодородной земли. Жители выращивали: ячмень, пшеницу, овес, рожь, просо, гречиху, лен. Одежду изготавливали изо льна.

Березовка

Годом основания Березовки считается 1880 г. В это время здесь стали обустраиваться первые переселенцы из центральной части России. Но раньше эти места облюбовали старообрядцы. Здесь все радовало глаз: на горе – березовая роща, под ней – речушка, вокруг – нетронутые плугом поля с жирным черноземом.

Несмотря на не слишком дружелюбные взгляды староверов, переселенцы начали рыть землянки, рубить березы на дрова. Так на месте кержацкой заимки появилась деревня Березовка. Первыми поселенцами были Легостевы, Кудрявцевы, Головины.

За счет переселенцев Березовка росла очень быстро. Уже в 1894 г. Березовка стала центром Покровской волости. Были построены церковь (1894), здание волостного управления, школа (1905), питейное заведение.

Исчезнувшие села

Поселок «18 Марта» образовался в 1929 г. Первыми председателями коммуны, названной в честь победившей французской революции – «18 Марта», были Михаил Ефремов и Григорий Яковлев. Вместе со всеми сподвижниками они определили место размещения поселка и хозяйства. Оно сочетало склоновые сопки, бескрайние поля, полноводную речку Березовку. Начинали с разметочных колышков будущих сараев, домов, производственных построек.

Пашни около 3-х тыс. га, птицеводство, крупнорогатый скот, пчеловодство. За новой жизнью потянулись новоселы из других сел. Рубили срубы домов, делали засыпное жилье. Образовались две улицы. Был построен и первый коммунальный дом, двухэтажный на 20 квартир. Посреди – клуб, начальная школа.

До 1957 г. поселок входил в состав Тракторного сельсовета Березово-Чарышской МТС, а после передан в Березовский сельсовет. В 1969 г. был «причислен» к Карповскому сельсовету.

Второе дыхание поселок получил в годы освоения целинных земель, когда в хозяйство поступило много техники, расширился посевной клин. Обновился и поселок. Его подключили к государственной ЛЭП с круглосуточной подачей электроэнергии, работал радиоузел.

В конце 1950-х гг. начались новые реформы. Маленькие поселки было решено переселять на центральные усадьбы. Из поселка «18 Марта» стали уезжать жители. В 1964 г. поселок покинул последний его житель. А в 1972 г. территория бывшего поселка была распахана под ячменное поле.

Поселок Рассвет - образован в 1926 г. при соединении Ефимовского и Хохловского поселков. Семей здесь проживало немного. Председателем был Черкасов Василий Иванович. В 1939 г. в поселке проживало 172 человека.

Экономика и культура

Экономика

Основное направление экономики – сельское хозяйство: производство зерна, мяса, молока, племенное животноводство.

В районе артелью «Поиск» ведется добыча золота на Акимовском руднике. Имеются обрабатывающие производства (маслосырзавод ООО «Предгорье», ОАО «Краснощековское ХПП»), производство пищевых продуктов – хлебопечение, производство круп и макаронных изделий; обработка древесины и производство изделий из дерева – мебельный цех по изготовлению мягкой и корпусной мебели «Прайд-мебель». Но в большей степени район является сельскохозяйственным. Организовано 31 фермерское хозяйство и 14 крупных сельскохозяйственных организаций.

Развивается туризм. По территории района проходят трассы маршрутов «Большое Золотое кольцо Алтая» и «Казачья подкова Алтая». Развитие туризма осуществляется в рамках туристско-рекреационного кластера «Горная Колывань».

Герои Социалистического Труда

Максимов Адам Федорович (20.05.1911–16.10.1973) – Герой Социалистического Труда (1957), проживал в с. Аверенка Краснощековского района, работал комбайнером Краснощековской МТС, намолотил рекордные 15 тыс. ц зерна.
Щербинин Григорий Илларионович (1895–1969) – Герой Социалистического Труда (1950), уроженец с. Березовки Краснощековского района. Активно занимался семеноводством трав, масличного льна, проводил опыты с посевом озимой пшеницы. Ему удалось довести урожайность семян масличного льна до 13 ц с га. Г. И. Щербинин неуклонно трудился над выращиванием сортовых семян.

Культура

Краснощековская детская школа искусств

Краснощековская детская музыкальная школа (ныне детская школа искусств) была открыта 1 сентября 1970 г. Первым директором был А. Н. Шихолев. Первый филиал музыкальной школы был открыт в с. Березовке, затем появились филиалы в с. Карпово, Харлово, Маралихе.

В 2003 г. в детской школе искусств открылось художественное отделение.

Краснощековский историко-краеведческий музей

Краснощековский историко-краеведческий музей был создан по решению бюро райкома партии 24 июня 1979 г. Большая заслуга в этом – первого секретаря райкома партии П. И. Бестужева. Первым директором музея была М. Г. Терехова. Местом сбора материалов и первых предметных экспонатов была небольшая комнатка в Доме пионеров в здании, где ныне размещен Сбербанк.

В октябре 1974 г. было принято решение о передаче здания военкомата под музей, где он находится и сейчас.

Район в художественной литературе

Стихи о районе

Николай Васильевич Смирнов – журналист, поэт, заслуженный эколог Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

В родном селе

Ну что с тобой, скажи, Пустынка.
Родное ты село мое?
Судьба твоя на паутинке
И кто-то дергает ее.

Идут опять плохие слухи,
Но этим слухам ты не верь,
Что ждет тебя судьба Кислухи –
Судьба умерших деревень.

Я тоже слухам тем не верю,
Но почему ж тогда окрест
Все чаще забивают двери
И в окнах доски – крест на крест?

Тебя давно уж продали,
Свели из общего двора
И за долги весной забрали
Машины, скот и трактора.

И стало сразу: все «до фени»,
Небесной манны будто ждут,
Ни в поле, в цех, или на ферму –
На биржу мужики идут.

В горсти сжимая эту «манну»,
Стыдливо потупляют взор,
И пахнет воздух здесь обманом,
А в душах, как «Мамай прошел».

Давно уж не играют свадьбы,
Веселья нету над рекой.
Я тоже в чем-то виноватый,
Живу лишь мыслями с тобой.

Родники
Без малой родины
Нет родины большой –
Ты это осознаешь всей душой,
Когда вдруг к чуду прикоснешься
И в жаркий день у родника напьешься.

Есть родники «Холодный», «Теплый», «Талый»,
«Святой», «Березовый»,
«Большой» и «Малый».
Вот – «Белый камень», «Горный ключ», «Рассветный».
Считают их, как звездочет – планеты.

Мой край родной и родниковый!
Я с каждым ключиком знакомый.
Слова мне – «родники» и «родина» – созвучны.
Они близки, как братья, благозвучны.
Без них и жизнь свою не мыслю,
Я, как сухое дерево в лесу, без листьев.

Уеду в край другой,
он для меня – чужбина.
Грызет тоска, как черная година.
И с каждым днем
любовь та возрастает.
Склонсь над родником –
и силы вырастают.

Ах, хороша ты,
Хороша, водица!
Все пью и пью –
и не могу напиться...

Сон матери-земли
меня питает...
И впору песни петь,
стихи витают.
Здесь истину я познаю,
она – одна:
Мне с малой родины
Россия вся видна.

Литература о районе

Литература

 Сокольский Д. П. Мастер колхозного семеноводства, Герой Социалистического Труда Григорий Илларионович Щербинин. – Барнаул, 1957. – 29 с.

Краснощеково – 250. – с. Краснощеково (Алт. край) : [б. и.], 1998. – 23, [1] с. : ил., портр., карты.

Очерки истории Краснощековского района / [редкол.: М. И. Ханин (отв. ред.) и др.]. – Барнаул : Алт. дом печати, 2005. – 174 с. : ил.

В краю светлых родников: Краснощековский район // Алтай: знакомое и неизвестное. – 2006. – № 4 (9). – С. 49–50.

Вспомним Героев, наших земляков // Районный вестник. – Краснощеково, 2007. – 27 апр. – С. 5.

О Героях Советского Союза из Краснощековского района.

Платунов Е. Почетный житель Твери // Два слова, 2007. – 5 сент. (№ 35). – С. 15 : портр.

О заслуженном враче России, уроженце с. Верхняя Камышинка Краснощековского района В. М. Часовских.

Алтайский край – край пещер // Этим гордится Алтайский край: по материалам творческого конкурса. – Барнаул, 2008. – С. 68–80.

Алтай туристический / Гл. управление экономики и инвестиций Алт. края; сост. О. В. Дойнеко и др. ; под ред. М. П. Щетинина. – Барнаул : ООО ТЛ «Красный угол», 2009. – 352 с. : ил.

Земля пещер и родников : путеводитель по Краснощековскому району Алтайского края / [сост. С. Н. Кузнецова]. – Барнаул, 2009 (Красный угол). – 59 с.

Вистингаузен В. 2009 год. Снова в пещерах Чарыша // Природа Алтая, 2009. – № 11/12. – С. 41.

Смирнов Н. Демидовские шахты // Природа Алтая, 2009. – № 11/12. – С. 23.

Землей рожденный человек // Районный вестник. – Краснощеково, 2011. – 20 мая. – С. 1–2 : фот.

О Герое Социалистического Труда А. Ф. Максимове.

Краснощековский район // Памятники природы Алтайского края. – Барнаул, 2011. – С. 38–65.

Попов Н. На диком бреге Чарыша : исторические очерки образования и развития села Карпово Краснощековского района Алтайского края. – Барнаул : Концепт, 2014. – 138 с.

Обыденных Л. Н. 270 лет со времени первого упоминания с. Краснощеково – административного центра Краснощековского района // Алтайский край, 2018 г. : календарь знаменат. и памят. дат. – Барнаул, 2017. – С. 138–140. – Библиогр. в конце ст.

Санаров В. Полнославный защитник Отечества // Районный вестник. – Краснощеково, 2017. – 7 дек. – С. 4 : фот.

Об участнике Великой Отечественной войны, кавалере трех орденов Славы П. А. Огневе.

Харламов С. В. Краснощековский район / С. В. Харламов; Н. Ф. Харламова // Туристская энциклопедия регионов России. – Барнаул, 2017. – Т. 1: Алтайский край. – С. 284–286.

Краснощековский район // Харламов С. В. Туристское регионоведение: районы Алтайского края : учеб. пособие / С. В. Харламов, Н. Ф. Харламова. – Барнаул, 2017. – С. 46–50.

Вистингаузен В. К. 80 лет со дня рождения кандидата биологических наук, палеозоолога Н. Д. Оводова (1939–2017). 50 лет с начала раскопок пещеры Страшной в Краснощековском районе // Алтайский край, 2019 г. : календарь знаменат. и пам. дат. – Барнаул, 2018. – С. 102–108 : фот. – Библиогр. в конце ст.

Романова-Муратова О. Чинета // Районный вестник. – Краснощеково, 2019. – 15 авг. (№ 33). – С. 22 : фот.

Из истории с. Чинета Краснощековского района.