Плато Укок

Это сакральное место выделяется среди других достопримечательностей Алтая. У него особые красота и аура, привлекающая многочисленных туристов. Каждый ищет здесь свое: силу, знания, просветление, видения. Но все находят, прежде всего, себя. Говорят, тот, кто попадает сюда, уже не будет прежним.

Если другие достопримечательности Алтая посещают десятки и сотни тысяч туристов, то Укок остается труднодоступным местом. Пропускной режим приграничной территории, высокие перевалы, постоянно меняющаяся погода стоят на пути туриста. Здесь нет отелей, и все путешествие осуществляется на внедорожниках в экспедиционном режиме. Только те, кто не обращает внимания на отсутствие комфорта, а концентрируется на высоких и тонких материях, может полюбить эти места.

Ландшафты плато Укок уникальны. Здесь нет деревьев, поскольку плато находится выше границы леса, а скудная трава высокогорных пастбищ колышется под напором холодного ветра. Недаром к Укоку применяют эпитет «небесное пастбище». Плато поднято природой на физическую и духовную высоту, и внешняя простота и неприхотливость ландшафта жива и одухотворена. По мнению многих, такого звездного неба, как на Укоке, нет нигде. Время замедляет свой бег, а то и вовсе останавливается. Даже скептики, завороженные закатом, сумерками и звездным небом на Укоке, говорят о необычных чувствах, о сильной энергии этого места. Кто-то видит необычные сны, кто-то общается с духами.

Некоторые исследователи считают, что слово «Укок» переводится с тюркского языка как «небесный, священный род». Если же связывать название плато с монгольским языком, его можно перевести как «Слово Неба». Ученые полагают, что плато являлось одним из сакральных центров цивилизаций скифов, гуннов и других народов Центральной Азии. Плато Укок всегда было окружено ореолом священности, здесь даже кричать считается святотатством и оскорблением духов. Для местных жителей Укок означает «конец всего», по их поверьям, пастбища Укока лежат в преддверии небесного свода.

Николай Рерих допускал, что загадочная Шамбала, Страна гармонии, может находиться где-то на Укоке. Последователи учения Рериха, полагая, что именно на Укоке расположен вход в Северную Шамбалу, периодически предпринимают попытки найти ворота, которые якобы открывает загадочная пещера под ледником Потанина. И сравнительно недавнее открытие геоглифов, огромных рисунков, видных лишь с высоты птичьего полета, дало повод для смелых предположений о связи древних жителей Укока с инопланетным разумом.

С древних времен через Укок проходили караванные пути, ведущие на территории современной Монголии, Китая, Казахстана. Здесь расположены несколько несложных перевалов, через которые караванщики и кочевники переходили между долинами. Это перевал Улан-Даба, ведущий в Монголию, Канас, за которым расположен Китай и несколько перевалов в Казахстан.

Самые древние археологические находки относятся к каменному веку, а большая часть памятников датирована ранним железным веком – эпохой скифов на Алтае (8–10-е века до н. э.).

Всего на плато Укок расположено более 600 археологических объектов, которые представлены скифскими и афанасьевскими курганами, тюркскими каменными оградками, стелами, балбалами, буддистскими обоо, петроглифами и надписями. Одним из интереснейших памятников археологии является Бертекская писаница, расположенная на скале Кызыл-Тас, на берегу Ак-Алахи. Большая часть рисунков относится к раннему железному веку. Здесь можно увидеть изображения охотников и оленей, всадников и верблюдов, собак и быков. Скальное окружение придает этому месту особый облик, благодаря которому Бертекская писаница является одним из самых популярных экскурсионных объектов на Укоке.

Большая часть археологических памятников в мире – это не отдельно стоящие объекты, а целые комплексы, выстроенные в определенном порядке. И горно-алтайские ученые, составляющие археологическую карту Укока, пришли к выводу, что существуют общие закономерности между комплексами на плато Укок и знаменитыми объектами мирового археологического наследия, в том числе Стоунхенджем и мегалитическими сооружениями на острове Пасхи. Это заключается в схожей астрономической ориентации объектов.

Уникальные природные условия сформировали во многих курганах на плато Укок ледяные линзы. Почти сразу после погребения курган заполнялся водой, которая замерзала, а за короткое горное лето не успевала оттаивать. Поэтому в курганах сохранились вещи, которые в других условиях не смогли бы дойти до нашего времени. Здесь было найдено множество изделий из дерева, войлока, кожи, одежда и даже остатки пищи.

Находки из комплекса курганов Aк-Алаха-3 в начале 90-х годов прошлого века взбудоражили археологов всего мира. Здесь экспедицией была найдена мумия знатной скифской женщины, получившей имя Алтайской принцессы. На ее левом плече хорошо сохранившаяся татуировка изображала сакральный знак – так называемого алтайского грифона.

Уникальность захоронения еще и в том, что вместе с женщиной была погребена шестерка коней рыжей масти. Согласно китайской мифологии, такие кони именовались «цилинь» – небесные, способные вознести человека к заоблачным высотам. Они представляли собой смесь с грифоном и ассоциировались с образом Богини-матери, породившей весь людской род.

Благодаря мерзлоте в кургане мумия хорошо сохранилась, что позволило изучить ДНК скифов, а после реконструкции лица ученые получили лицо с европейскими чертами. Оказалось, что наиболее близкими потомками алтайских скифов являются народы Севера России – ненцы и селькупы.

Облачение скифянки было весьма необычным: одежда из тончайшего шелка, материала, практически не применявшегося в этих краях, обрамлена толстым красным поясом. Археологи считают, что такой пояс – знак воина и посвященного. Высокий головной убор с золотыми накосниками сложной формы говорит о магической силе Принцессы Алтая, богини, которая, согласно древним поверьям, хранила тайны сотворения мира и бессмертия. На поясе мумии был обнаружен косметический набор, куда входило бронзовое зеркало, кисточка из конского волоса и синий порошок. Анализ показал, что порошок состоит из вивианита и продуктов его окисления. Примечательно, что сам вивианит впервые был описан лишь в 1817 г. ученым Дж. Вивиани и назван по его имени.

Местные жители утверждают, что они всегда знали о захоронении на плато Укок своей прародительницы по имени Кадын, но не смели тревожить священный сон. После обнаружения принцессы Госсобрание Республики Алтай приняло постановление о запрете проведения в Горном Алтае археологических изысканий, а плато Укок было объявлено зоной покоя.

Решение о «зоне покоя» впоследствии было отменено. А в сентябре 2012 г. сбылись чаяния тысяч алтайцев: в сопровождении шаманов мумию вернули на «малую родину». Теперь саркофаг с «Принцессой Укока» хранится в Национальном музее им. А. В. Анохина в г. Горно-Алтайске. Здание музея отреставрировали, а для «принцессы» соорудили отдельную пристройку.

Мистический образ Алтайской принцессы является источником вдохновения многих творческих людей. Так, например, барнаульский художник Леопольд Цесюлевич создал цикл работ, посвященных ей: «Царица», «Великая Царица Алтая», «Храм Великой Царицы Алтая».

Источник информации: Гранд В. Укок. «Небесное пастбище» // Автограф. – Барнаул, 2013. – № 3. – С. 47–49: фото.