Ленинский подарок алтайским хлеборобам
Первым трактором Кулунды был ленинский подарок алтайским хлеборобам. Передал его Владимир Ильич через командира родинских партизан и председателя коммуны «Свобода» (Родинский район) Якова Васильевича Жестовского зимой 1922 г.
Воспоминания руководителя коммуны Я.В. Жестовского, написанных им 1 августа 1946 г. для Центрального музея В. И. Ленина при ЦК КП (б) Украины:
«1922 года в феврале месяце я получил пропуск в приемную тов. В.И Ленина. В 11 часов в приемной была группа ходоков в количестве примерно 70 человек из разных областей Союза, большинство из них прибыли по вопросу земли, леса и др. жизненных вопросов того периода.
Около 12 часов дня к нам вышел В.И. Ленин, который занял место за столом и начал принимать группы ходоков от каждой организации отдельно, с которыми вел беседу на темы их просьбы.
Когда подошла моя очередь, я подал В.И. Ленину ходатайство от коммуны «Свобода» с просьбой отпуска тракторов. Первым вопросом он спросил, откуда я, когда была организована коммуна, из кого в большинстве она организована, про бытовую жизнь коммуны, материальную сторону. Вторым вопросом В.И.Ленин спросил, член ли я партии. Я ответил, что член партии с 1920 и партизан с 1918 года по борьбе с колчаковскими бандами в Сибири.
В.И. Ленин вкратце охарактеризовал всем присутствующим ходокам, что страна находится в тяжелом состоянии после нашествия интервентов.
После этого В.И. Ленин на ходатайстве коммуны наложил резолюцию чернилами: «Высшему Совету Народного Хозяйства отпустить трактор коммуне «Свобода» из трофейных и отгрузить трактор за счет ВСНХ. После этого я обратился с этой резолюцией в ВСНХ, откуда мне дали предписание начальнику охраны трофейного имущества на выдачу одного трофейного трактора. Склад находился за городом Москвой, куда меня повезли легковой машиной, где я отобрал гусеничный трактор иностранной фирмы «Рустон-Проктор» 75 л. с., который не имел некоторых частей, а именно: карбюратора, магнето, свечей, провода и пр. Для доставки его на ст. Северная для погрузки был предоставлен трактор «Катар-Пизар», после чего трактор был погружен на платформу в адрес ст. Славгород, Омской ж.д., с которым я ехал на платформе 30 суток как проводник. На ст. Славгород трактор был выгружен и направлен в механический завод на ремонт, после чего своим ходом был направлен в коммуну «Свобода» расстоянием в 120 верст».
Примечательно, что первый на Алтае тракторист Ефим Тырлыченко сумел перевести этот трактор с бензина на керосин, а потом и вовсе на скипидар. Весной коммунары вспахали и засеяли целинное поле, осенью собрали хороший урожай. Это было первое в Алтайском крае поле, обработанное трактором. Именно его назвали Ильичёвым. В Родинском районе говорят, что и в наши дни, даже в самые засушливые годы, на этом поле получают хороший урожай.
В год 10-летия освоения целинных земель по инициативе краеведов, поддержанной райкомом партии и райисполкомом, на поле бывшей коммуны «Свобода» было положено начало созданию мемориального комплекса «Ильичево поле». В 1974 г. мемориал был торжественно открыт и на долгие годы стал местом старта уборочных работ в районе и посвящения в хлеборобы выпускников Родинского СПТУ. Сейчас на Ильичевом поле стоит колесный трактор, Харьковского тракторного завода выпуска 30-х годов прошлого столетия. А тот, ленинский, в 1924 г. коммунары, переехавшие в Павлоградский уезд Екатеринославской губернии, забрали с собой. В 1938 г. коммуна продала трактор Запорожскому доротделу и его следы затерялись.
Источник информации: В 2014 году мемориальному комплексу «Ильичево поле» исполнится 50 лет / подгот. И. Орехов // Дело Октября. – Родино, 2013. — 29 июня : фот.