Село Тундриха Залесовский район

Село Тундриха

По архивным данным, с. Тундриха Залесовского района основано в 1788 г. Основатель села – первый поселенец Шурыгин. Село первоначально стало называться по его фамилии – Шурыгино.

Избы рубили на месте. Бревна подтаскивали на роспусках. Избы ставили на разных местах, где кому было удобно. Дома ставили добротные, обзаводились хозяйством. Занимались землепашеством. Находили места, свободные от леса, и разрабатывали их.

Постепенно образовалась деревня. Первые ее жители были приписаны к Колыванскому заводу. Они несли определенные повинности, поставляли хлеб.

Несколько позже Шурыгино было переименовано в Тундриху. Свое название она получила за топкое место по течению реки Тундрихи. Чтобы поить скот, носить воду из речки, люди делали настилы по топкому месту из бревен, жердей, сучьев. Со временем русло речки углубилось, эти места высохли.

В 1914 г. произошло перераспределение пахотных земель и угодий по душам в семье (на мужской пол). Выделяли восемь десятин на душу (десятина – 12 соток).

Школы до революции в селе не было. Несколько детей зажиточных крестьян обучались в частном доме. Учили их грамоте крестьянин Алексей Иванович Жигульский и Ефим Васильевич Карих.

Дом Шурыгина Фрола Кузьмича

После Октябрьской революции открыли начальную школу. Ее первым учителем был Константин Иванович Слаутин.

В 1933 г. был заложен фундамент новой типовой школы-семилетки. Школу строили: Кармазинов Федор Ильич, Анучин Дмитрий, Михеев Иван, Пырин Сергей, Завьялов Дмитрий, Новоселов – инженер-десантник. Супруги Фотины, Фитис Антонович и Анисья Владимировна, в поселке Усть-Каменка вручную вдвоем распиливали лес на плахи и тес для строительства.

1 сентября 1936 г. дети и учителя переступили порог нового здания школы. Для них новая школа казалась чудом, дворцом, ведь кроме деревенских избушек многие жители ничего не видели, нигде не были. Приехал коллектив молодых талантливых учителей. Это был период ликвидации безграмотности, когда за парты садились от мала до велика.

В это время директором школы работал Скрылев Василий Иванович, позже его сменил Неупокоев Дмитрий Дмитриевич. Завучем и учителем математики был талантливый педагог Кирюшкин Евгений Ефимович. Среди педагогического коллектива школы: Сергеенкова Анастасия Сергеевна, Шайтанова Вера Евгеньевна и мн. др.

Всего в школе в это время было 276 учеников. Интерната не было, поэтому 60 детей жили на квартирах, но упорно учились.

Колхозы. В 1929 г. в селе значилось по надворной книге сельского Совета 324 хозяйства. Из них 45 хозяйств – безлошадных. 1930–1931 гг. – время массовой коллективизации. В селе было создано четыре колхоза: имени Крупской, Ленина, Фрунзе, Косарева.

Их первыми председателями стали Макаров, Сычугов, Семенов. Колхозы получили первые трактора «Фордзон». На них работали Моисей Бунин, Павел Базарных, Иван Данилин, Петр Савостин.

В 1940 г. в селе на базе четырех колхозов создали два более крупных колхоза – им. Фрунзе и им. Ленина.

Иван Мамаев, которому тогда было 7 лет, вспоминал жаркий июльский день 1941 г., как шел по деревне обоз, в котором лошади везли скромный солдатский запас, а за обозом шли женщины, дети, мужчины. Кто-то из них плакал, кто-то просил писать письма, кто-то быстрее просил разгромить врага, уберечь себя и вернуться домой, при этом играла гармошка.

За домом Сусловых в первый день войны выстроились в шеренгу мужчины с. Тундриха, уходящие на фронт

За огородом дома Сусловых–Шпарагиных было проведено построение всех мужчин, уходивших на фронт из Тундрихи. По Тундрихинскому сельсовету ушли на фронт 365 мужчин. Не вернулись с поля брани 229 человек. Их имена занесены в «Книгу памяти», которая хранится в экспозиции школьного музея.

С началом Великой Отечественной войны ушедших из села на фронт заменили женщины, подростки. Вместе они пахали и боронили на коровах, на обученных быках возили хлеб на тока и даже в пос. Тальменку. В Тундрихе было создано две женские тракторные бригады, которые возглавляли Наталья Егоровна Хохлова и Ирина Михайловна Чепкасова. Члены бригад: Степанида Михеевна Чепкасова, Агафья Нестеровна Копысова, Мария Ильинична Деянова, Анна Гавриловна Карих и др.

Трактористка колхоза им. Фрунзе Мария Ипполитовна Савостина, будучи уже в годах, не хуже мужчины справлялась с нелегкой работой тракториста.

Осенью 1941 г. в село прибыли немцы из Поволжья. Местные жители смотрели на них с удивлением. Внешне эти люди ничем не отличались от сельчан. Женщины с Поволжья были одеты так же, как и русские женщины. Вера Карловна Меркер вспоминала: «В Сибирь мы взяли с собой только самое необходимое. Везли нас в телячьих вагонах 18 суток до рабочего поселка Тальменка. Местные жители в селе встретили нас настороженно. Некоторые могли и фашистами назвать, хотя мы никакого отношения к ним не имели. В селе копали землянки, жили впроголодь. Люди были брошены на выживание. Страшное было время…».

Многие немцы стали работать в артели им. Ворошилова, часть из них была привлечена на работу в колхозы им. Фрунзе и им. Ленина. Со временем они вписались в жизнь села, выполняя все крестьянские работы, одинаково неся всю тяжесть военного времени.

В годы войны в Тундриху был эвакуирован Испанский детский дом № 7.

Тундриха приютила семьи эвакуированных из Ленинграда в 1942 г. Дети-ленинградцы учились в местной школе. Это Вася Королев, Юра Бизин, Толя Павлов, Валя Бельских и др.

Герои войны

В бою с фашистами на Брянщине погиб выпускник Тундрихинской школы Маришкин Николай Селиверстович. В ту ночь в бою за деревню Алешинку погибло 125 солдат. Через 40 лет из бомбовой воронки были извлечены останки тех 125 советских воинов вместе с их обмундированием, кусочками документов и писем-треугольников. По документам установили погибших героев. 5 июня 1985 г. останки бойцов были перезахоронены в Соловьиной роще с. Балдыж в новую братскую могилу.

Участник движения сопротивления во Франции Кривошеин Алексей Федорович родом из Желтухино Тундрихинского сельского Совета. Их было пять братьев: Иван, Петр, Алексей, Василий и самый младший Илья (1927 г. р.). Из пяти братьев четыре были на фронте. Судьба Алексея Федоровича складывалась сложно – три года плена, в 13 лагерях, на оккупированных территориях, в Польше, Германии, Австрии, Франции. Мысли о побеге не оставляли его. Бежать удалось только в июне 1944 г. Он попал во Французский отряд сопротивления, в котором воевал до конца войны и победу встречал во Франции. Как ни звали А. Ф. Кривошеина боевые товарищи остаться на побережье Средиземного моря, на юге Франции, он все-таки вернулся на Алтай. Последние годы Алексей Федорович прожил в г. Барнауле. Кроме советских орденов и медалей за боевые заслуги он имел 4 французские награды. Два раза в год он получал французскую военную пенсию. Последний раз А. Ф. Кривошеин побывал в Тундрихе в 1970-х гг.

В боях за Москву погибли тундрихинцы: Николай Григорьевич Хлыщев, Степан Григорьевич Семенов, Иван Александрович Пономарев, Никита Евстигнеевич Кузнецов.

За боевые заслуги в битве на Курской дуге был награжден орденом Красной Звезды Алейников Роман Трофимович. Морулев Аверьян Ермолаевич также был участником этой великой битвы.

Участником Сталинградской битвы был Любезнов Дмитрий Кириллович, награжденный орденом Красной Звезды.

Наш земляк Таскаев Даниил Харитонович доставлял в блокадный Ленинград по «дороге жизни» продукты и боеприпасы, а оттуда вывозил на своей «полуторке» детей и женщин.

В конце 1940-х гг. в селе появились первые батарейные радиоприемники: на «Шлепке» (район села) – у Лазутина Семена Никифоровича, а в «Жигульском» краю – у Кунгурцева Ивана Елистаровича. Зимой к нему в избу набивалось народу под самую «завязку», а летом он выставлял радиоприемник на подоконник, и все собирались послушать.

Епанчинцева Анна Павловна вспоминает: «Мы боронили поле, когда прибежала к нам женщина и кричала, что закончилась война. Вместе с другими рабочими, мы все бросили и побежали быстрее в село… Люди плакали, обнимались, целовались. В деревне прошел митинг, с приехавшим уполномоченным. Погода словно радовалась вместе с нами. Был теплый майский день. Солнце ярко светило над нами и вторило вместе с нами: Победа, Победа, Победа!».

Среди тружеников тыла с. Тундрихи: Андреев Михаил Андреевич; Баяндин Дмитрий Семенович; Баяндина Капиталина Яковлевна; Зройчикова Елизавета Семеновна; Катина Пелагея Даниловна; Киннер Антонина Федоровна; Кузнецова Клавдия Ивановна; Левин Петр Герасимович; Маришкина Татьяна Даниловна; Минеева Антонина Яковлевна; Судакова Надежда Николаевна; Суслова Зинаида Леонтьевна; Андреева Фекла Ивановна; Беккер Юлия Ивановна; Борисова Анна Федоровна; Гензе Эмилия Самуиловна; Епанчинцева Анна Павловна; Злобина Мария Семеновна; Мельников Павел Назарович; Пьянова Анна Ильинична; Рязанова Анна Алексеевна.

Зройчиковой Елизавете Семеновне, когда началась война, исполнилось 12 лет. Не было таких работ, на которых бы она не трудилась. Сначала полола поля, заготавливала сено, а затем работала прицепщиком. Семь лет проработала на лесозаготовках, варила обеды в бригаде, и даже приходилось водить трактор.

Семья Минеевой Антонины Яковлевны(1929 г. р.) была большой: пять братьев и три сестры. Всех братьев и отца забрали на фронт. Она рано начала трудиться. Антонина Яковлевна много лет работала на ферме. Награждена медалью «За освоение целинных земель» (1957 г.), знаком «Ударник коммунистического труда» (1977 г.), ей присвоено почетное звание «Ветеран труда» (1985 г.).

Маришкина Татьяна Даниловна (1915 г. р.) работала на лесозаготовках в селах Озерки и Кордоне. Заготавливали осину, сосну. Жили в землянках. В них стояли печки-барабанки. Жили небольшими группами по пять-шесть человек. Татьяна Даниловна вспоминала: «Сядем кушать, начнем разговоры, поплачем, а потом песни запоем. Жили надеждой на лучшее, верой в прекрасное будущее».

На территории Тундрихинского сельсовета с 1930-х до 1950-х гг. была создана и успешно действовала промышленная артель им. Ворошилова. Здесь делали и выжигали кирпич, гнали деготь, выжигали известь, плели корзины, торбочки, выжигали древесный уголь для кузнечного дела, делали телеги, сани.

Когда строилась школа, в промартели были сделаны все парты, столы, шкафы, рамы и двери.

Добрая память о промартельцах жива до сих пор. Односельчане помнят ее руководителя Лазутина Семена Никифоровича, Гребе Христиана – отличного столяра и такого же скрипача, и других работников.

По воспоминаниям Юленковой Эльмы Ивановны: «Возили глину, песок, воду в яму, потом мешали все это, раскладывали в формы, уносили в сарай, сушили, а затем обжигали. 1100 штук на 4-х работающих. Кирпич отправляли по организациям. Резали прутья, из них изготавливали корзины и кошевки».

1970–1980-е гг. для села Тундриха ознаменованы расцветом.

В марте 1979 г. на партийно-комсомольском собрании было принято решение методом народной стройки к клубу пристроить фойе. Идея принадлежала председателю профкома Ольге Викторовне Пшеничниковой. Стройку возглавил Семен Никифорович Лазутин, который уже находился на заслуженном отдыхе, но был полон сил и энергии, а главное – имел большой опыт в строительстве. Каждый работоспособный житель села должен был отработать на объекте 2-3 дня, а комсомольцы и коммунисты – по 5 дней. Работали и в выходные дни. Открытие фойе состоялось на Новый год. Ольга Викторовна вспоминает: «Пришло огромное количество людей, а сколько было стареньких бабушек с батожками… то есть интерес к культуре был высок». Художественная самодеятельность нашего села всегда была интересной, многогранной и по-тундрихински особенной. Много знаний, умений этой отрасли отдали О. В. Пшеничникова, супруги Князевы и Финк, М. Х. Фролова, С. Г. Баяндина и др.

Тундриха незыблема народными традициями. Здесь отмечают народные праздники: Рождество, Старый новый год, Крещение, Пасху, Красную горку и др.

Например, в селе традиционно широко и ярко отмечают Масленицу. Важным атрибутом является праздничная еда, обязательно – блины. Сельчане жгут костры, сжигают проказницу-зиму. Жители просят друг у друга прощения, поют песни и частушки, а также играют в игры: прыгают через костер, бегают в догонялки. Празднование заканчивается поздним вечером.

Тундрихинское отделение совхоза «Залесовский» занималось животноводством, полеводством. Руководителем был Виктор Яковлевич Бокий. Управляющим работал Анатолий Иванович Ляйер. Дойное стадо составляло более 500 коров. Передовыми доярками были А. Ф. Лыскова, Л. Ф. Кузнецова, С. А. Бредищева, М. М. Лазутина. Их результаты достигали 2 800 и 3 000 литров на одну дойную корову в год. Среди выращиваемых культур: лён, пшеница, рожь, овес, кукуруза и др.

В ноябре 1982 г. образован совхоз «Современник». Построены животноводческий комплекс, магазин, столовая, контора, улицы Новая, Лесная. В селе пополнялся коллектив специалистов. Население составляло более 1500 человек. Жизнь кипела, бурлила. На заключительной стадии находилось строительство 2-этажной больницы. Планировалось строительство школы, объектов мясоперерабатывающей промышленности. Хозяйство занималось разведением породистых лошадей. Но перестройка внесла свои коррективы. Совхоз «Современник» преобразовывался в ТОО «Современник», в МУСХП «Современник», и в 2005 г. хозяйство обанкротилось.

Местное самоуправление. Тундрихинский сельсовет был образован постановлением Сибревкома от 4 августа 1920 г., переименован из Майского сельсовета решением Алтайского краевого исполнительного комитета (АКИК) от 20.07.1960 г. № 603.

Включен в состав Залесовского района Алтайского края решением Алтайского краевого исполнительного комитета от 15 ноября 1965 года № 671.

С 1 апреля 2021 г. Тундрихинский сельсовет как муниципальное и административно-территориальное образование упразднен в связи с преобразованием Залесовского муниципального района в муниципальный округ.

Численность населения с. Тундрихи на 01.01.2022 г. составляла 250 человек.

Удаленность от райцентра с. Залесово – 15 км.

Церковь в с. Тундриха

В 1910 г. в деревне Тундриха была построена церковь (по некоторым данным – в 1907–1908 гг.). Церковь получила свое название в честь Святителя и Чудотворца Николая.

Здание клуба, перестроенного из церкви

По состоянию на 1904 г. к приходу Думчевской церкви Святителя и Чудотворца Николая относились прихожане села Думчево Барнаульского уезда, деревень Нагина, Большой Калтай, Захарова и Воронская. К Залесовскому приходу к Церкви Святой Живоначальной Троицы относились жители села Залесово Барнаульского уезда, деревень Шмакова, Переборная, Заплывина, Усть-Каменка, Ново-Урапская, Аристова, Бажина, Пещёрка, Плотникова и Обухова.

Построенная в Тундрихе деревянная однопрестольная Церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая стала центром Тундрихинского прихода. При ней усадебной, пахотной и сенокосной земли было 49 десятин 1200 квадратных саженей, расстояние от Томска составляло 360 верст.

Помимо Тундрихи в состав прихода входила деревня Ветохина, находившаяся в 3 верстах. Православных прихожан насчитывалось 1226 душ, помимо этого – 89 человек раскольников. Священником церкви с 1912 г. был Андриан Павлович Головачев, исполняющим должность псаломщика – Симеон Иоакимович Якимов.

По воспоминания местных жителей, церковь была красивой, выделялась из всех деревенских построек. Высокое крыльцо, продолговатые высокие окна, позолоченные купола, увенчанные крестами. В праздники над селом разливался колокольный звон.

В 80-ти метрах от церкви находился дом священника – высокий, добротный, с многочисленными окнами. При церкви было кладбище. В настоящее время – это цветник у здания школы.

Храм играл важную роль в жизни сельчан. Здесь крестили детей, венчались, отмечали православные праздники, провожали в последний путь умерших.

В 1930-е гг. храм и Тундрихинский приход были закрыты. Семья священника была убита. Крест снимал Васильев Иван Кузьмич по прозвищу Цыганок. Ему помогали другие молодые парни. Некоторые иконы из храма местным жителям удалось спрятать на чердаках домов. Иконы сохранились в семьях Катиных, Васильевых, Шемелёвых, Бурцевых. Несмотря на закрытие церкви, верующие собирались небольшими группами в домах Шемелёвых, Михеевой Евдокии и молились. Сохраняли обряды.

С момента закрытия и до 1952 г. здание церкви использовали для хранения зерна. По воспоминаниям местных жителей, в зернохранилище очень часто менялись сторожа, люди неохотно шли на эту работу. Многие после первой смены уходили, рассказывали, что после 12 ночи в бывшей церкви начиналась певческая, под куполом раздавались голоса.

В 1955 г. здание перестроили под сельский Дом культуры. Строительная бригада под руководством Лазутина Семена Никифоровича занимались этими работами. В строительной бригаде работали: Хромин Василий, Рылов и др. У Хромина Василия был очень старенький домик, и руководство решило отдать его семье церковную пристройку. Кроме выстроенного сельского клуба, был построен дом, в котором долгие годы жила Гребе Софья Карловна с семьёй. В настоящее время дом Гребе Михаила перестроен в гараж.

Летом 1955 г. в новом Доме культуры собралась на вечерки молодежь. Играл гармонист. Долгое время никто не осмеливался пуститься в пляс, потому что бабушки наказывали, что тот, кто будет плясать в клубе, бывшей церкви, сразу ноги отсохнут. Три девушки смело стали плясать. В скором времени с ними случилась беда: во время уборки сена три подруги получили серьезные травмы ног. Эти эпизоды надолго сохранились в памяти жителей.

В советское время строго взыскивали с людей, которые следовали религиозным обрядам. Зачастую им приходилось избегать бесед как на религиозные темы, так и на атеистические.

В настоящее время ближайший к Тундрихе храм находится в районном центре Залесово.

***

Коновалов М. Т. Деревня моя – ненаглядная / М. Т. Коновалов. Залесово : Сельский новатор, 1991. С. 46.

Документы по истории церквей и вероисповеданий в Алтайском крае. Барнаул, 1997. С. 6–11, 52–54.

Документы по истории церквей и религиозных объединений в Алтайском крае (1917–1998). Барнаул, 1999. С. 106–107.

Катина П. Д. О церкви // Дебют: литературно-художественный альманах. Тундриха, 2000. № 7. С. 15.

Залесовское Причумышье. Очерки истории и культуры. / Науч. ред. Т. К. Щеглова. Барнаул : Изд-во БГПУ, 2004. С. 353.