Заринский район

Географическое положение

Заринский район расположен в северо-восточной части Алтайского края, граничит с Кемеровской областью. Площадь – 5280 кв. км. По данным на 2016 г. население района составляет 18 210 чел. По территории района проходят автомобильные трассы Барнаул—Залесово, Заринск—Кытманово, железнодорожная магистраль связывает Алтай с Кузбассом.

Природно-климатические условия

Климат континентальный. Средняя температура января минус 18,1°, июля плюс18,5°С. Годовое количество осадков 450 мм.

Гидрологическая характеристика

Гидросеть района разветвленная и полностью принадлежит к бассейну верхней Оби. Самая крупная река — Чумыш, которая является третьей по длине рекой края, после Алея и Катуни. Ее длина от истока до впадения в Обь составляет 644 км. Площадь бассейна 23,9 тыс. км. Вода в Чумыше пресная, слегка мутная, пригодная для питья.

К крупным рекам района можно отнести Аламбай, Татарку, Тогул, Боровлянку, Уду. Менее крупные реки: Жуланиха, Мишиха, Хмелевка, Каменушка, Мостовая, Юрчиха, Гоношиха, Матвеевка, Сосновка. В долине Чумыша много пойменных озер, наиболее живописные из них: Григорьево, Котешное, Вяткино, Среднекрасиловская Курья, Хомутное и др.

Растительный и животный мир

Черневая тайга Салаира

Растительный мир района разнообразен. Основным типом растительности на дерно-подзолистых почвах лесостепей являются березовые колки, занимающие пониженные, увлажненные участки. Открытые пространства лесостепи сильно распаханы и естественная растительность не сохранилась. На полях наблюдается множество лесополос, состоящих из тополей. На месте исчезнувших деревень разрослись крапива, полынь. В районе встречаются чистые, без подлеска сосновые леса (например, вблизи Гоношихи возраст сосен достигает 120-150 лет), но есть и сосновые боры, которые имеют густой кустарниковый подлесок, представленный плодово-ягодными растениями. В лесостепях на черноземных почвах сплошной травянистый покров. В долинах рек есть согры — заболоченные леса, закочкаренные ивняком.

Ближе к Салаирскому кряжу леса становятся преобладающим элементом ландшафта, в них хорошо выражен подлесок, травянистый покров становится более высоким. Черневая тайга Салаирского кряжа представляет собой тип труднопроходимых темнохвойных лесов.

На территории района водятся такие животные, как лось, медведь, косуля, лисица, колонок, зайцы беляк и русак, крот, ондатра, выдра, барсук. В тайге обитают хорек, горностай, ласка, американская норка. Водятся рыси, волки, иногда встречается и росомаха. В лесостепной зоне много сусликов. В середине XX века в район были завезены бобры, которые отлично прижились.

Из пернатых в районе водятся тетерева, вальдшнепы, рябчики, утки, гуси, обитают журавли, иногда залетают лебеди. В сосновом бору встречаются глухари. Есть также рябчики, перепелки, куропатки, бекасы. Хорошо всем известны грачи, галки, чибисы, соловьи, ласточки, трясогузки, щеглы, воробьи и другие пернатые. Прилетают зимовать снегири. На озерах и берегах Чумыша встречаются колонии чаек: серябрянки сизой озерной. Из птиц, занесенных в Красную книгу, в районе обитают коршун, ястреб, сокол, беркут, сапсан.

Полезные ископаемые

В недрах Заринского района на небольшой площади сосредоточены разнообразные полезные ископаемые. В настоящее время известны месторождения строительных материалов: известняка, талька, строительных песков и глин, бутового камня. Разведаны месторождения гранита, серного колчедана, магнезита, марганца. Известны проявления горного хрусталя в системе р. Сунгай. Добывается золото на Тягун-Таловском, Березовском, Удинском и других месторождениях. В районе Жуланихи обнаружены выходы бокситов.

Недалеко от села Старокопылово расположено обнажение глин – древняя кора выветривания девонского периода. Старожилы помнят, как из осадочных горных пород готовили краску. Это месторождение разноцветных глин имеет возраст более 400 млн лет и занесено в Красную книгу Алтайского края. Из белой глины делают фарфор, красную используют для изготовления кирпича. Месторождение занесено в Красную книгу Алтайского края.

Историческая справка

Первые русские появились на территории современного района лишь в конце XVII в. Прибывали сюда с целью промыслов отдельные крестьяне и беглые, а с начала XVIII в. стали проникать группы «бугровщиков» — искателей кладов в древних курганах. Постепенно переселенцы оседали на новых землях.

Одиночный курган скифских времен близ с. Жуланиха

Первые достоверные сведения о русских поселениях на этой территории относятся лишь к 1716 г. Русский посол Джунгарии Иван Чередов писал в докладной, что в 1716 г. кочевники, наряду с телеутскими юртами сожгли на Чумыше «многие деревни», принадлежащие русским крестьянам. Таким образом, в 1716 г. на территории района уже жили русские крестьяне. В краевом архиве зафиксировано, что в 1722 г. образовалась первая деревня Озерно-Титова (ныне с. Озерное).

В 1748 г. возникло село Сорокино, которое на протяжении многих лет являлось центром района. По материалам Сибирского торгово-промышленного ежегодника в 1914-1915 гг. в селе были: церковь, почтово-телеграфное отделение, камера мирового судьи, сельская пунктовая больница, 2-х классное смешанное училище, церковно-приходская школа, бесплатная сельская библиотека, кредитное товарищество, драматический кружок, сельскохозяйственное общество.

Этнографический состав населения в этом селении крайне разнообразен. Вначале оно было селением чисто старожильческим, затем, как все селения «чистых» сибиряков, приняло постепенно в состав своего общества громадное число пришельцев из Европейской России («самоходов», т.е. новоселов) из самых разных мест и климатов»: тут вы встретите малоросса южных губерний, зыряна-северянина, мордвина с Волги и т.д.

Из крестьян, переселившихся до 1880 г., наибольшее число прибыло из Вятской (345 душ) и Пензенской (96 душ) губерний. Большинство переселившихся в течение 1880 г. по 1 июля 1882 г. были из Вятской (32 души) и Пермской (15 душ) губерний.

«Черневое население» («Чернь», т.е. горная тайга) ехало в село с кедровым орехом, белкой, медвежьей и волчьей шкурой, дичью - словом, с достоянием горной тайги. Русское население снабжало инородцев хлебом, солью и другими припасами и материалами.

Торговцы мануфактурой, скобяными и прочими товарами работали прекрасно, так как в селе привились еженедельные двухдневные базары (пятница и суббота).

Кроме базаров было три ярмарки, по неделе каждая: с 24 июня по 1 июля с оборотом до 100 тысяч рублей, с 1 по 8 ноября с оборотом до 25 тысяч рублей и с 13 по 19 ноября с оборотом до 200 тысяч рублей. Продуктом сбыта на этих ярмарках был хлеб (общий годовой оборот с хлебом до 900 тысяч пудов), семена, мясо, кожи, пушнина, жировые товары, и конечно, в это время шел оживленный сбыт мануфактуры и других фабричных и заводских изделий.

Что касается общественной жизни в с. Сорокино, то вся она едва ли не исчерпывается единственным здесь существующим драматическим кружком, пользующимся для поставляемых им спектаклей училищной залой.

Из промышленных и торговых заведений были три маслодельных завода: купца Макарова, крестьянина Курзинова и артельный; кожевенный завод, пимокатное и шорное заведения Ф.И. Карпова.

Торговцами мануфактурой, галантерейным и прочими товарами были Н. Т. Макаров, И. И. Карпов, Ф. И. Карпов, A. M. Хмелевцев и другие. Земледельческими машинами и орудиями торговал Д. А. Заводский, скупщиками хлеба являлись Ф. И. Карпов, Д. И. Карпов, С. Е. Тонков.

Тракт Сорокино - Барнаул со станциями Ново-Копылово, Голубцово, Бешенцево, Чесноковка составлял 98 верст.

Крестьянам Чумышской волости приходилось исправлять натурой дороги по Барнауло–Салаирскому земскому тракту от станции Белоярской через Бешенцево, Голубцово, Ново-Копылово, с. Сорокинское, Хмелевку в чернь на Алтайское – Зимовье, от станции Сорокина до Зыряновской и от Сорокина до Крутинской, всего на 125 верст; всех дорог на протяжении 193-х верст.

Крестьяне Чумышской волости содержали натурой по раскладке между наличными работниками стоичных лошадей на станциях: Бешенцовой и Голубцовской по одной паре, Ново - Еловской и Тальменской по две пары, Ярковской и Зыряновской по три пары, Белоярской, Хмелевке и Ново -Копыловской по четыре пары, Сорокинской и Озерской - шесть пар, всего 37 пар. Каждому наличному работнику приходилось в течение года простоять на станциях 10 дней.

Опалку кабинетских лесов крестьяне Чумышской волости по расписанию должны производить в Юрманском подлесничестве в Салаирском черневом бору. На эту работу было назначено 686 работников.

Мемориальные доски, посвященные событиям Гражданской войны в с. Жуланиха

Советская власть в районе возникла 6 ноября 1917 г. (на день раньше, чем в Петрограде). Солдаты организовали Сорокинский сельский совет, а на следующий день распустили Чумышскую земскую управу, провели выборы в Советы в селах и деревнях Чумышской волости.

Летом 1920 г. в д. Камышенка (где сейчас коксохимический завод) несколько крестьянских семей объединились в коммуну под названием «Заря коммунизма». Но не довелось коммунарам развернуть работу, вспыхнуло восстание в январе 1921 г. Были убиты 14 коммунаров, среди них погибла жена организатора коммуны Ивана Николаевича Большанина.

Осенью 1921 г. коммунары облюбовали себе новые земли и перевезли инвентарь, дома туда, где сейчас улицы: Революции и Коммунаров. Граница их полей там где теперь мемориал «Поле коммунаров». В 1929 г. на месте коммуны возник колхоз с тем же названием.

4 февраля 1924 г. на основании Постановления ВЦИК на территории Алтайской губернии был создан 41 район. Согласно этому постановлению появился Чумышский район, в состав которого вошли: Чумышская волость с центром в с. Сорокино, Хмелевская волость с центром в с. Хмелевка и Мариинская с центром в с. Жуланиха. К 1925 г. на его территории действовали 10 кожевенных заводов, 71 водяная мельница, маслоартель и 5 машинных товариществ, которые занимались сбытом сельхозинвентаря, школа в Сорокине, церковь.

За год населению было продано 166 плугов, 21 сеялка и столько же жаток, а так же 31 другое сельхозорудие. В том году население волости насчитывало 65 105 человек (для сравнения: на начало 2003 г. численность сельского населения – 21 962 человека). Имелось 197 населенных пунктов (для сравнения: по итогам переписи 2002 г. в районе – 50 населенных пунктов), 12 733 крестьянских хозяйства (для сравнения: по итогам переписи 2002 г. в районе – 7900 личных хозяйств).
В 1927 г. в Сорокине создали коммуну «Красный Чумыш». Началась пора коллективизации, в то время в район прибыли 12 двадцатипятитысячников. Один из них Юлиус Иоганович Метсавас был избран председателем райколхозсоюза. Коммуны были преобразованы в колхозы. Председателем колхоза «Красный Чумыш» стал ленинградский рабочий Семен Петрович Шалагин.

В 1929 г. была построена первая в Причумышье электростанция в Сорокине.

В 1932 г. район был переименован в Сорокинский, в том же году была организована первая в районе Ново-Копыловская МТС. Первый тракторный отряд «Украинец» имел на вооружении колесные тракторы советского производства СХТЗ. В 1936 г. создана Сорокинская МТС, а затем – Афонинская и Хмелевская.

Грозные годы Великой Отечественной войны – особая страница летописи Заринского района. Около 11 тысяч жителей района ушли на фронт. Более половины не вернулось. В конце 1941 г. при Сорокинском военкомате был создан женсовет.

За мужество и героизм более 300 жителей отметила Родина высокими наградами. В их числе – 7 героев Советского Союза (И. И. Евсевьев, А. Н. Калинин, В. П. Сидякин, А. А. Чирков, Г. И. Вахонин, И. С. Сыркин, И. С. Поскребышев), 4 полных кавалера ордена Славы (М. Н. Горяйнов, Н. И. Гуцевич, Г. С. Морозов, Н. А. Шелепов). Их бюсты установлены на аллее героев у мемориала Славы. Память о павших свято хранят жители сел и поселков. В районе действует краеведческий музей, мемориал Славы, школьные музеи, именами героев названы улицы.

В послевоенные годы далеко вперед шагнуло развитие района, изменился его облик. В 1953 г. пересекла район стальная магистраль Алтай – Кузбасс, прошагали по тайге и полям опоры линий электропередач, появилась возможность строительства промышленных предприятий, что способствовало быстрому экономическому развитию всей Причумышской зоны. На территории района создаются крупные колхозы, рождаются совхозы, резко возрастает производство продукции полей и ферм.

Целинная эпопея в той или иной степени захватила все хозяйства. Началась обработка залежных земель, распашка пустырей. Широко велись мелиорационные работы. В 1955 г. ячейка ВЛКСМ Сорокинского района заняла второе место во Всероссийском социалистическом соревновании по заготовке кормов и была награждена Почетной грамотой и мотоциклом М-72.

В 1957 г. создан совхоз «Сорокинский», вслед за ним выросли совхозы «Сибирские огни», «Заринский», «Авдеевский». В 1984 г. был создан пчелосовхоз «Аламбайский». Во второй половине XX в. в районе действовало 2 крупных леспромхоза, льнозавод, известковый завод, 5 сельских строительных организаций, 8 железнодорожных станций, ряд других промышленных предприятий, организаций торговли и быта.

В 1972 г. на территории нашего района начато строительство первенца черной металлургии Алтая - коксохимического завода. Стройка стала Всесоюзной комсомольско-молодежной. Госкомиссия обследовала пять площадок, рекомендованных Сорокинским райисполкомом. «Мы пошли на то, чтобы отдать хорошие земли четвертого отделения совхоза «Сорокинский», - вспоминал впоследствии первый секретарь райкома партии Д.М. Носов, - те поля, где Герой Социалистического труда М.И. Гусельников установил краевой рекорд по косовице зерновых. Отведенная площадка под строительство была ровной. Рядом проходила двухпутная электрифицированная железная дорога «Кузбасс - Барнаул – Западная Сибирь», была ЛЭП. Сама природа подсказывала выгодность строительства именно здесь». 4 декабря 1981 г. был выдан первый кокс.

С 1979 г. район называется Заринским по имени первой коммуны и в память о погибших коммунарах. Центром Заринского района стал город Заринск, а с. Сорокино вошло в состав города, став его Северным микрорайоном.

В настоящее время Заринский район – второй по территории в Алтайском крае.

Экономика

Основное направление экономики – сельскохозяйственное производство зерна, мяса, молока. В районе находится крупный коксохимический завод, предприятия по переработке сельхозсырья, лесодобывающие, лесоперерабатывающие, цементный завод. Площадь пашни – 122972 га, сенокосов – 35572, леса занимают 299911 га (1990). Широкое развитие в районе получило предпринимательство.

Крупные населенные пункты

ст. Аламбай

В архивных документах станция Аламбай упоминается с 1959 г. (из книги Ю. С. Булыгина «Список населенных пунктов Алтайского края»).

Слово Аламбай - тюркское. Большинство жителей села переводят его как «богатый мужчина». Образование поселка Аламбай связано со строительством железной дороги и леспромхоза.

В декабре 1940 г., в целях соединения Кузбасского угольного бассейна с Уралом и центром России более коротким путем и для разгрузки транссибирской магистрали, началось строительство линии Алтай – Кузбасс. Начавшаяся война прервала строительство, уложенный путь протяженностью 61 км был разобран, а материалы были отправлены на военные нужды страны. В 1946 г. возобновились работы по устройству земляного полотна и укладке пути. Строительство велось в очень сложных климатических и рельефных условиях горно-таежной местности Салаирского кряжа круглый год с преобладанием ручного труда.

26 ноября 1951 г. на 165 км строители встретились, произошло соединение пути и с 27 ноября открыто сквозное движение рабочих поездов на всем протяжении от Алтайской до Артышты II с паровозной тягой. За время строительства было построено более 170 искусственных сооружений, в том числе тоннель на перегоне Тягун-Аламбай, большой металлический мост через р. Чумыш, открыто 17 станций и разъездов, построено паровозное депо по ст. Тягун.

1 февраля 1953 г. линия Алтайская - Артышта II была сдана в постоянную эксплуатацию. Первым путейцам дистанции пришлось решать сложнейшие задачи по обеспечению безопасности движения поездов в тот период. В эксплуатационных условиях устранялись крупные недоделки строителей, принимались меры по лечению земляного полотна и укреплению откосов насыпей и выемок. Из-за их неустойчивости и осадок неоднократно прерывалось движение поездов, вводились длительные ограничения скорости до 5-15 км/час. Практически эти работы ведутся по настоящее время, примером может послужить выемка на 163 км. С 23 сентября 1963 г. линия была переведена на электрическую тягу.

В 1949 г. вследствие объединения сырьевой базы распродается Южаковский леспромхоз в Новосибирской области, потому что обеднела сырьевая база. В Аламбай приезжают 30 человек в командировку на своих машинах, со своей техникой и открывают лесоучасток под руководством Луки Савельевича Цепелева. Возле железнодорожного переезда стояли тогда четыре домика, где жили путейцы.

Лесозаготовители выкупили для себя один домик и начали готовить площадку для основного десанта. На тринадцатом квартале проживало несколько семей. Там пустовал барак, который они отремонтировали для себя. Лесник Габов отвел южаковцам деляну в непроходимой тайге, где трава выше человеческого роста.

По окончании командировки бригада уехала. В 1950 г. приезжает комсомольско-молодежная бригада, примерно 50 человек, и начинается строительство леспромхоза. Первым домом стала контора, вокруг которой расчищалась площадка. Вместо домов в одну линию стояли двухосные деревянные вагоны, теперь это улица Титова. Первые переселенцы жили в вагонах, где стояли железные печки и по утрам было неимоверно холодно. Лес постепенно вырубался, шел на строительство домов. На месте выкорчевки разрабатывались огороды.

В 1952 г. в Аламбай приехала семья Екатерины Владимировны Поповой, которая впоследствии стала председателем сельского Совета. Аламбай трудно было назвать селом или даже поселком. Это была расчищенная от деревьев площадка, на которой стояли маленькие дома, похожие на скворечники. Кругом были высокие пни и огромные деревья. Несмотря на это, в деревне было два магазина: леспромхозовский и гареновский. Работали школа, садик, больница, леспромхозовская контора - небольшое, деревянное здание. Здесь же, возле переезда располагались еще 3-4 барака, в каждом 22 комнаты, пекарня, школа механизаторов, где выпускали механиков, десятников и трактористов. Село освещалось в основном от местных электродвижков. Но постоянно свет был только на улице Ленина, ночью она освещалась до самого вокзала.

Жизнь в поселке постепенно налаживалась. Вскоре дети пошли в недостроенную семилетнюю школу, полностью в эксплуатацию она была сдана в 1953 г. В 1953-1954 гг. в село стали привозить финские домики. Позднее был построен деревянный клуб, который существовал до 1984 г., когда его заменил кирпичный Дом культуры. В 1968 г. вступила в строй новая двухэтажная школа, рассчитанная на 300 учеников. По сравнению со старой она казалась храмом науки.

Поселок стал большой, население составляло около 2000 человек. Главной улицей, как и сейчас, была улица Ленина. Сохранились до сих пор остатки улиц Алтайской, Привокзальной, Салаирской, Комсомольской, Аламбайской, Титова и других. Застроен был район Зеленой горы, улицы Победы, которой сейчас нет на карте Аламбая. Поселок тянулся дальше современных границ еще на километр по склонам горы в сторону Кемеровской области.

Отличительной чертой Аламбая 1970-80-х гг. было обилие молодежи. Молодые люди ехали сюда на заработки. Были в селе отдельные квартиры, которые выделяли под общежития для специалистов, работала поселковая гостиница. Старый сельсовет находился на месте сегодняшних развалин вино - водочного магазина. К нему от вокзала был проложен деревянный тротуар.

В настоящее время в Аламбае действуют ООО «Лесная компания», Аламбайский лесхоз. Из объектов соцкультбыта: общеобразовательная школа, детский сад, дом сестринского ухода, СДК, библиотека, пекарня, магазины. Всего в Аламбае проживает 502 человека (по данным на 1 января 2016 г.).

с. Инюшово

Село Инюшово образовано в 1753 г., названо в честь основателя Поликарпа Инюшова. К селу прилегали поселки: Черемшанка, Долгановский, Сухопутный, Волковская мельница и поселок Ивана Федоровича. Было в селе две церкви - православная и старообрядческая. Основная масса населения занималась земледелием.

События гражданской войны не обошли стороной село Инюшово. В декабре 1919 г. погибли партизаны Иван Архипович Клевакин и Савелий Нефедович Инюшов. В память об этих событиях был установлен памятник борцам за советскую власть. В 1920 г. в селе была создана партийная ячейка в составе 30 человек, ее возглавил Николай Тимофеевич Ушаков.

В 1927 г. организовалась первая коммуна под руководством председателя сельского совета Данила Филипповича Романова. Коммуна просуществовала полтора месяца.

В 1929 г. был организован первый колхоз «Красный боец». Его председателем был Иван Ильич Кадетов. Затем было создано еще три колхоза - «Красная волна», «Имени Сталина», «Рассвет», которые занимались животноводством.

В 1933 г. в ближайшем селе Новомоношкино образовалась МТС, и это изменило жизнь сельчан. Многие пошли на курсы трактористов, организованные в с. Новокопылово.

В 1930-е гг. в селе были построены новая школа и сельский клуб.

В 1947 г. в колхозе «Красная волна» появилось электричество.

В 1950- е гг. для селян провели свет, радио, открылась библиотека.

В 1952 г. три колхоза слились в один имени Сталина, председателем которого стал Александр Иванович Шевелев.

В 1961 г. прошла реорганизация колхоза в совхоз «Сибирские огни». С. Инюшово стало одним из семи отделений совхоза. В этом же году в селе осталось только 100 дворов. В 60-е гг. в c. Инюшово проведен водопровод для населения, построен магазин, здание клуба, жилые дома.

В 1975 г. в Инюшовском отделении построили комплекс для крупного рогатого скота.

В 1980-е гг. в селе было построено общежитие, проведено 12 телефонных линий. В 1988 г. в селе проживало 200 человек, имелась восьмилетняя школа, которой обучалось 36 человек, работало 7 учителей.

В настоящее время в селе работает начальная школа, библиотека, магазин, медпункт.

с. Новоманошкино

Село Новоманошкино образовалось в 1810 г. В восьми километрах от Сорокино было село, которое называлось Маношкино. Из него очень давно часть крестьян уехала на новые земли и осела в 35 километрах от Сорокино. Это свое поселение они назвали Новоманошкино. Среди первых поселенцев было много семей, носящих фамилии Маношкины и Койновы.

Вышеприведенное – всего лишь версия, которая имеет право на существование, однако не оспаривает прерогативу быть бесспорной истиной. Другие старожилы утверждали, что село основали крестьяне – староверы, в хозяйствах которых было бесчисленное множество скота. Оттого село в народе получило название Буренское. Позже сюда приехали люди по фамилии Маношкины. Село стало называться Новоманошкино. Хотя его первые жители – Койновы, Закурдаевы, Таловские. Последние не смогли ужиться с соседями, поэтому были вынуждены отделиться на заимку. Даже хоронили они на своем собственном кладбище, которое все остальные называли кержацким. Село постепенно разрасталось. К первым поселенцам присоединились другие – Коваленко, Слободины, Кудрины и другие. По воскресеньям семьи посещали церковь. Новоманошкино гордо именовалось селом. Храм являлся его украшением. По закону к церкви были приписаны земельные наделы.

После Октябрьской революции церковные земли были поделены между крестьянами. С самого здания сняли купол, кресты и приспособили его под школу. В 1941 г. большинство мужчин ушли на фронт.

К 60-м гг. 20 века там, где было когда-то поле, появились сотни домов разных размеров. Была участковая больница, школа-десятилетка, интернат, центральная столовая, Дом быта, гостиница, гастроном, универмаг, продовольственный и хозяйственный магазины. Построена прекрасная двухэтажная контора совхоза. Вскоре рядом выросло большое здание сельсовета. Он объединил несколько сел, в которых раньше были свои сельские советы. Имелись детский сад, библиотека, ветлечебница, аптека. Был построен комплекс на 800 голов дойного стада, а также цех для приготовления травяной муки и кормосмеси.

В. 1961 г. был создан совхоз «Сибирские огни». Этот совхоз молочно-мясного направления был основан на базе сел: Новоманошкина, Инюшова, Голубцова, Новоусольцева, Шпагина, Глушенки. Первым директором совхоза был Николай Петрович Комлев, который проработал на этом посту до 1971 г., потом его перевели в Барнаул, директором маслозавода. В совхозе имелся прекрасный автопарк. Все села были радиофицированы, электрифицированы.

Совхоз «Сибирские огни» успешно развивался. Посевная площадь совхоза составляла около 10 тысяч гектаров, наличная техника: 88 тракторов, 54 комбайна, 12 тракторов К-700, 32 автомашины.

В 1965 г. было получено 250 ц. сахарной свеклы с гектара. Это был рекорд не только хозяйства, но и района. Звеньевая свекловодов Фекла Андреевна Габитова за успехи в работе была удостоена награды – ордена Ленина.

В настоящее время Новоманошкино - это центральная усадьба ООО «Сибирские огни», занимающегося разведением крупного рогатого скота. В селе удалось сохранить почти весь соцкультбыт: общеобразовательную среднюю школу, детский сад, медпункт, аптеку, филиал сбербанка, сельский Дом культуры, библиотеку, почтовое отделение. По данным на 1 января 2016 г. в селе проживает 1284 человека.

с. Смирново

Село Смирново образовано в 1842 г., хотя люди в этой местности жили раньше. Название оно получило от фамилии первого жителя Ивана Смирнова. Занимались они разбоем. В простонародье село называли - Ванечкино (по имени первого жителя) и Таинское, потому что его ниоткуда не было видно.

Первоначально село состояло из одной улицы, первые его жители - преимущественно с Украины. Самые распространенные фамилии - Коробко, Леоненко, Аношко. В период коллективизации было образовано три колхоза. Сеяли лен, коноплю.

Великая Отечественная война не обошла село, много мужиков ушло тогда на фронт.

В селе, как и во многих населенных пунктах района разводили лошадей. Смирновские лошади были специальным военным резервом, который не разрешалось трогать даже в самых сложных ситуациях.

В настоящее время в селе работает начальная школа, библиотека, сельский Дом культуры, фельдшерско-акушерский пункт.

с. Смазнево

Село Смазнево возникло в 1959 г. В 1939 г. началось проектирование железной дороги Алтайская – Артышта, но военное лихолетье приостановило строительство, и оно возобновилось в конце 1945 г. Строителями железнодорожного полотна были жители близлежайших деревень: Журавлихи, Казанцева, Змазнева, Афонина.

В 1946 г. строительные бригады копали землянки, строили бараки, обживали дома. Возник вопрос: «Как назвать поселок?». В то время это был строительный объект - 108 км.

Сначала решили оставить название поселка Змазнево, так как первый проект железнодорожного полотна был спроектирован через деревню Змазнево, но в ходе строительства была внесена поправка, удешевляющая его.

Село Змазнево находится в 3 км от железной дороги, поэтому решили изменить только одну букву, первую. Чтобы не перепутать село со станцией, станцию назвали Смазнево, в дополнение к этому, само название дали по слову смазывать, пропитывать шпалы.

В 1948 г. началось строительство нескольких объектов, в том числе железнодорожного вокзала, столовой, начальной школы, интерната, медпункта. Годом позже началось строительство пункта «Заготзерно», сейчас это хлебоприемное предприятие.

Строительство железной дороги велось быстрыми темпами. Поселок разрастался, и уже в 1949 г. от ст. Алтайская прошел первый паровоз, тогда еще по однопутке. Второй железнодорожный путь был построен в 1966 г.

В возведении железнодорожной магистрали принимали участие семейные династии Колотовых, Табалыкиных, Карачевых.

В настоящее время в селе есть: администрация сельского совета, средняя школа, детский сад, СДК, библиотека, отделение связи, четыре магазина, медпункт, филиал Сбербанка, пилорама, пекарня, КХ «Жмакиных». По данным на 2016 г. в селе проживает 1279 человек.

ст. Тягун

История возникновения Тягуна связана с историей создания Тягунского леспромхоза. В Алтайском крае леспромхозы начали действовать с 1924 г. в основном в районе заготовок в приобском массиве: Боровлянский, Песьянский и другие.

В пятидесятые годы, в связи с сокращением расчетной лесосеки в приобских массивах, лесозаготовки переключаются в Горный Алтай и на Салаирский кряж. Открываются Тягунский, Салаирский и Каменский леспромхозы.

25 июля 1948 г. приказом по тресту «Алтайлес» №223 на базе Аламбайского леспромхоза (с. Хмелевка) начато строительство Тягунского мехлесопункта. Начальником участка был назначен Алексей Васильевич Жданов.

19 ноября 1948 г. приказом по тресту «Алтайлес» № 556 Тягунский мехлесопункт был выделен из состава Аламбайского леспромхоза и передан вновь назначенному руководству Тягунского леспромхоза. Первым директором леспромхоза был назначен Дегтярев (к сожалению, его имя и отчество в анналах истории не сохранилось). С этого момента и началась история села Тягун. С окрестных деревень по оргнабору на новую стройку устремились люди. Одновременно с возведением производственных помещений строились дома для строителей и будущих работников леспромхоза. Предприятие и село развивалась за счет строительства Рассыпнинского, Инкарского и Анатольевского лесопунктов.

В 1949 г. в селе была открыта первая начальная школа. Первым ее директором был Сергей Иванович Карманов. А на следующий год она была реорганизована в семилетнюю. А в то время головное предприятие села, Тягунский леспромхоз, начал осваивать механизированную лесозаготовку, применять трактора для вывозки леса.

В связи со строительством дорог для вывозки древесины был создан строительный участок. Это же подразделение занималось и строительством жилья для рабочих леспромхоза. Отдел рабочего снабжения занимался обеспечением населения продовольственными и промышленными товарами.

В 1952 г. в Тягуне соединили железнодорожную линию Алтай - Кузбасс, в результате чего станция стала одной из крупнейших и наиболее значимых на всем отрезке. В Тягуне построили паровозное депо, где ремонтировали паровозы и формировали составы. Здесь обосновался кондукторский резерв (каждый грузовой поезд сопровождали два кондуктора). К 1953 г. на станции был построен двухэтажный вокзал. Действовало в поселке реальное училище №2, где готовили трактористов, трелевщиков и т.д. для работы в леспромхозе. Население стало пользоваться услугами железнодорожного транспорта, в селе функционировали шесть магазинов для продажи продовольственных и промышленных товаров. Появилась участковая больница на 50 коек, стал работать быткомбинат. Появились дошкольные учреждения, всего здесь было три детских сада. В 1974 г. построены ремонтные мастерские, в 1976 г. - лесопильный и лесоперерабатывающий цеха. Помимо отгрузки деловой древесины, предприятие выпускало шпалу, пиломатериал, комплектную тару, клепку, штакетник, клюшки спортивные и т. д.

Продукция Тягунского леспромхоза пользовалась большим спросом и отправлялась в разные районы нашей страны. В 1969 г. появилось еще одно предприятие - механизированный карьер, который стал выпускать щебень различной фракции, в основном для строительства дорог. Продукция нового предприятия направлялась также в различные регионы страны.

В 70-х гг. поселок имел статус - поселок городского типа с развитой инфраструктурой. Например, в 1979 г. только в леспромхозе насчитывалось 15 магазинов.

В настоящее время село, в связи с закрытием Тягунского леспромхоза переживает не лучшие времена. В Тягуне действует мех. карьер, железнодорожная станция, лесхоз, в его состав входят Тягунский и Аламбайский лесничества. В Тягуне функционируют: сельский Дом культуры, библиотека, школа, киноустановка, врачебная амбулатория. Проживает 1804 человека (2016).

с. Хмелевка

Село Хмелевка основано в начале первой четверти 19 в. Первыми поселенцами оказались Михаил Михайлович Горлов с семьей, Богровы, также беглые крестьяне Калташовы, Кузнецовы. Согласно переписи 1926 г. в Хмелевке насчитывалось 388 дворов, проживало 1 734 жителя.

Первые переселенцы рубили лес, строили избы, используя деревянные гвозди. Печки были из глины, проемы оконных рам затягивали болонью. Воду держали в деревянной посуде.

Главным занятием поселенцев были землепашество и скотоводство. Землю пахали сохами, боронили деревянными боронами, сеяли вручную.

В начале двадцатого столетия на деньги, собранные с крестьян Хмелевки и близлежащих деревень, была построена церковь, а перед ней служебная каморка. В этой каморке учил крестьянских детей грамоте некто Николай Михайлович. Два-три года спустя была построена церковно-приходская школа. Первой учительницей в Хмелевке была Любовь Ивановна Плотникова.

В воскресенье и праздничные дни хмелевцы играли в бабки, лапту. Однако самым интересным занятием в праздники здесь считалась борьба. В ней участвовали как дети, так и взрослые. Применялись правила не только коллективной борьбы, но и устраивались схватки один на один. Самым ловким борцом был Степан Ефимович Богданов. Он укладывал под себя за каждый праздник по 50-70 человек.

В годы установления советской власти одним из первых в Причумышье был создан Хмелевский волостной совет. Первым председателем совета избран житель деревни Савихи Ион Петрович Пушкарев. Но осенью 1918 г. Хмелевский совет был распущен, к власти вновь пришла контрреволюция. Волостным старейшиной назначили Григория Булатова, писарем - Мавара Комиссарова.

Закончилась гражданская война. В 1921 г. в поселке Каменушка была организована первая коммуна «Победа». Через два года в Хмелевке возникла «Парижская коммуна».

Для помощи крестьянам - единомышленникам в обработке земли, в 1928 г. создается большое товарищество (вожаком избрали Федора Петровича Янчука). А на следующий год на его месте была организована коммуна «Новая жизнь».

В апреле коммуна получила первый в районе колесный трактор «Интер-малый» и молотилку - полусушку. Первыми трактористами были коммунары Михаил Самойлович Колташов и Николай Федорович Лялин.

В целях укрепления сельхозартелей при Хмелевском сельсовете создается штурмовая бригада. Эта бригада за очень короткое время добилась слияния двух колхозов: «Батрак» и «Верный путь». Крестьяне видели положительные результаты в работе коллективных хозяйств.

В годы Великой Отечественной войны весь тяжелый труд в колхозе лег на женские плечи. Они пахали, сеяли, возили корма, растили скот. Всего на войну из села ушло 391 человек, 105 не вернулись из боя. Их имена высечены на стене памяти о погибших. С военным временем связано имя Героя Советского Союза, генерал-лейтенанта авиации Ивана Ивановича Евсевьева, который в 20-е гг. XX в. жил с семьей в Хмелевке. В 1937 г. И.И. Евсевьев вместе с группой добровольцев сражался в составе интернациональных войск республиканской Испании, за героический подвиг в этих сражениях ему было присвоено звание Героя Советского Союза. В Великой Отечественной войне он участвовал на Западном, Воронежском и Закавказском фронтах, командовал авиадивизией, авиакорпусом. Впоследствии – командующий войсками ПВО Закавказского фронта.

Послевоенный период характеризуется подъемом сельского хозяйства: в селе построена МТС, на молочно-товарной ферме появилось механизированное доение, пущено электричество, произведена радиофикация. В эти же годы завершилось строительство Дома культуры на триста мест, установлена автоматическая телефонная станция, построено здание участковой больницы на 25 коек. В личном пользовании Хмелевского сельсовета находилось шесть легковых автомобилей, 37 мотоциклов. А в 1972 г. завершилось строительство средней школы на 520 учащихся.

Село является центральной усадьбой Хмелевского сельсовета, из объектов соцкультбыта действует администрация Хмелевского сельсовета, дом сестринского ухода на 15 коек, сельский Дом культуры, медпункт, библиотека, средняя школа, детский сад, хлебопекарня, несколько частных пилорам. Большинство работоспособного населения трудятся в СПК «Хмелевский». Проживает 1 103 человека (2016).

ст. Шпагино

Станция Шпагино своим рождением обязана строительству железнодорожной магистрали Алтай - Кузбасс, а названием - близлежащей деревне. По воспоминаниям Анны Григорьевны Русских, 1915 года рождения, жительницы села Шпагино, в конце 40-х годов прошлого столетия на этом месте были поля колхоза «9 января».

По воспоминаниям Николая Сергеевича Богормистова: «25 ноября 1951 г. тишину станции Шпагино нарушили звуки духового оркестра, исполнявшего вальс «На сопках Маньчжурии». Они быстро усиливались и, набрав полную силу звучания, музыка полилась по логам, над березняками. Так было открыто сквозное движение по железнодорожной ветке Алтай - Кузбасс. В честь этого был снаряжен специальный поезд с огромным портретом Сталина на паровозе, с духовым оркестром и начальником, поздравившим строителей дороги с трудовым успехом. Так началась история станции Шпагино.

Окрестности станции тогда были довольно дикими, ведь поезда еще не ходили, а Сорокинский тракт представлял собой обыкновенную грунтовую дорогу. Население близлежащих деревень называло строящуюся дорогу «трассой», а всех, кто ее строил и жил на станции, именовали «трассовскими». Штаб второго строительного участка стройки № 62 размещался в обширной землянке рядом с насыпью, примерно около того места, где сейчас стоит водонапорная башня. Руководил участком некто Сычков, а мастером был Умар Жумадилов. Станция Шпагино находится на 50-м километре, поэтому ее в годы строительства дороги, да и потом еще несколько лет, по привычке в разговоре называли «Пятидесятый», наверное, чтобы не путать с одноименным селом.

Вскоре станционный поселок разросся примерно до 500 дворов. Люди лепили свои жилища, в основном землянки, из чего попало и как придется. При каждой такой хибаре возделывался огород и разводилось хозяйство. Для отопления домов требовались дрова, поэтому березы в ближайших рощах были вырублены. Село Шпагино восприняло все это как нашествие врага, ведь здесь все в округе было колхозное.

В окрестностях станции Шпагино есть две речки: Малая Черемшанка и Чесноковка. Обе протекали в трех километрах от станции. На Чесноковке в то время был большой пруд, стояла мельница, которую построили жители небольшой деревеньки «Красный пахарь» - бывшая коммуна, отделившаяся от с. Шпагино. На берегу Малой Черемшанки в то время тоже стояла деревенька Портовик.

В это же время появились вокзал, школа, клуб, больница, в здании которой размещался стационар, амбулатория и даже родильное отделение. Школа первоначально размещалась в небольшом деревянном здании, которое не вмещало многочисленную детвору, и позднее построили кирпичное здание. В нем тоже приходилось учиться в две смены, так как классов набиралось по три параллели, ведь сюда приходили дети из близлежащих деревень. При школе в период руководства Сидорова Савелия Степановича имелась отапливаемая теплица, плодово-ягодный участок.

В последующие годы были построены производственные объекты, наиболее значимым из которых было «Заготзерно», переоборудованное впоследствии в свеклопункт. Здесь принимали сахарную свеклу со всего района и производили ее первичную обработку.

Станция Шпагино - родина первого российского покорителя Эвереста Владимира Сергеевича Балыбердина. Его родители Таисия Ионова и Сергей Дементьевич работали учителями, а дед Ион Калинович Моисеенко - фельдшером. Здесь до сих пор сохранился дом, в котором жила семья Балыбердиных. На здании школы установлена мемориальная доска, посвященная памяти нашего знаменитого земляка.

В настоящее время в селе действует администрация Шпагинского сельсовета, школа, медпункт, библиотека, сельский Дом культуры, магазин и т.д. На станции насчитывается 210 хозяйств, проживает 943 человека.

с. Шпагино

В 1867 г. в связи с малоземельем хлынул поток переселенцев из центральных губерний России в Сибирь. В основном это были люди из Калужской области, которых выселяли по переселенческим билетам.

Ими в 1867 г. и было основано с. Шпагино, разбойником по прозвищу Шпак.

По переписи 1911 г. в селе было зарегистрировано 170 дворов, 465 мужчин, 493 женщины. В Шпагино имелся хлебозапасный магазин, мануфактурная, две мелочных лавки, две маслобойни, мельница. Церкви в деревне в то время не было. Жители села ходили молиться в Новоманошкино. Престольным праздником считалась Троица. На нее собирались вместе все родственники, соседи и устраивали гулянья с веселыми песнями, играми, плясками.

Во время коллективизации в с. Шпагино появилось два колхоза: «Политотдел» и «Девятое января». Председателем «Политотдела» был Александр Кириллович Щербаков.

В Почетную книгу Заринского района за добросовестный труд были занесены механизатор Владимир Григорьевич Исаков и телятница Анна Иосифовна Замиралова. Оба они награждены орденами Трудового Красного Знамени.

К Шпагинскому сельскому совету в то время относились: Шпагино, Красный пахарь, Муравей. В селе работала школа, почта, лавка потребкооперации.

В настоящее время в с. Шпагино действует начальная школа, библиотека, по данным на 2009 г. проживает 186 человек.

Исчезнувшие села (Дубасы, Якуниха и Каменушка)


За 100 лет сельское население Заринского района сократилось в 3,4 раза, а количество деревень – в 5,4 раза.

По переписи 1926 г. в Чумышском (с 1932 г. Сорокинский, с 1979 – Заринский) районе было 270 населенных пунктов (включая Сорокино), в которых проживали 72791 человек, числилось 14746 хозяйств. В настоящее время в Заринском районе проживает 21 тыс. чел. в 50 населенных пунктах.

Деревни Дубасы и Якуниха были расположены в салаирской глухой тайге. Предположительно основаны староверами беспоповцами из Костромской губернии.

Дубасы.
Первое упоминание в источниках деревни Дубасы относится к 1908 г. В Дубасах было 15 дворов, находилась она в 3-х км от Якунихи вглубь тайги. (от с. Хмелевки 21 км). Школы не было. Производства никакого не было, землепашеством не занимались. Держали скот, на огородах выращивали овощи. Каждая семья имела пасеки. Некоторое время существовала промартель по сдаче меда. Пушкарев Тит Авдеевич выполнял обязанности председателя промартели. На окраине деревни был лесопитомник, в котором выращивали лес. Женщины и дети ходили полоть молодые посадки леса. Был маленький магазинчик. Муку привозили по 13 рублей куль. Хлеб пекла каждая семья. Последнее упоминание деревни относится к 1959 г.

Якуниха.

Первое упоминание деревни Якуниха относится к 1923 г. Деревня находилась от с. Хмелевки в 18 км. Деревенька была в одну улицу 30 дворов. Дома и все хозяйственные постройки строились под одной крышей, так как зимы были многоснежные, и зверя в тайге много было. Окна в домах были небольшие и располагались высоко над землей – от медведей. В деревне был большой богатый рыбный пруд, рыбу ловили сетями. Недалеко от деревни протекала р. Аламбай.

В Якунихе находилась начальная 4-х классная школа. Учителем работал Чернов Кондратий Фирсович. Учеников – человек 30 из Якунихи и Дубасов.

В деревне была мастерская по дереву. В мастерской изготавливали сани, клепали кедровые кадушки. Все сдавалось в казну. Заведовал мастерской Морозов Иван Митрофанович. Его жена Тая работала продавцом в магазинчике. В их семье было 6 детей.

В деревне также жили Бесперстовы, Бродниковы, Пушкаревы. Тит Авдеевич Пушкарев с женой Ефросиньей вырастили 8 детей. Ефросинья Пушкарева 1923 г. рождения жива, в доброй памяти, имеет 14 внуков и 8 правнуков. Главным в каждой семье был отец – батя. Детей воспитывали в Домострое.

Церквей в деревнях не было, все население: староверы или кержаки-беспоповцы.

В Якунихе при мастерской была конюшня, казенные кони использовались для перевозки товаров, людей. Для лошадей заготавливали на зиму сено. Пожаров не боялись, т. к. курить и пить спиртное запрещала вера.

Больницы не было. Лечились травами, медом. Болели редко. Некоторые мужчины доживали до 140 лет.

Жили в деревне Еремей с женой Марусей. Были бездетными. У Еремея была ярко-рыжая борода, и он прихрамывал. Когда вся деревня разъехалась, дед Еремей с женой остались одни в Якунихе. Кругом пихтач, в округе на 6 км нет ни одного человека. Потом дед похоронил жену и жил один в тайге почти 20 лет, пока не стал совсем немощным. Держал пасеку, лошадь и четырехгодовалую нетель. У деда Еремея было много старинных церковных книг. Был он очень приветлив. Туристы, охотники находили у него приют, чаем напоит, медом угостит. Любил слушать транзисторное радио, батарейки приносили охотники. В его доме были большая русская печь, стол, лавки, железная кровать, много икон в красном углу. Штор, занавесок не было.

Последнее упоминание в источниках деревни относится к 1973 г.

В Якунихе родился в 1913 г. и жил до 1937 г. Герой Советского Союза Поскребышев Иван Сергеевич.

Каменушка.

Деревенька Каменушка располагалась в лесостепи между селом Яново и современной деревней Каменушкой (в 4-х км к юго-западу от Яново). Дома стояли с севера на юг в одну линейку – одну улицу – на горе, а под горой текла речка Каменушка.

В деревеньке было 7 дворов с жителями: семья Ждановых: Игнатия Аферовича и Аксиньи Андреевны с 7 детьми; Овчинниковых: Гавриила Васильевича и Марии Игнатьевны (1908 г. р.) с дочерьми Дарьей, Варварой и Пелагеей; Жданов Григорий с семьей; Переваловы: Федосья и Николай. Все семьи приехали из Вятской губернии в 1900-х гг. Ведяйкин Кузьма с женой и сыновьями (сын Кондрат погиб на фронте); Соловьев Илларион с женой; семья Харитоновых – эти семьи приехали из другого места.

Воду для питья и всех нужд брали с речки Каменушки.
Бани ставили на горе у воды, бани были наполовину в земле, а верх был деревянный, все было приспособлено для сохранения жара, для парения. Пригоны для животных строили отдельно от жилых домов.
Жили в избах. Крыши покрыты были по-амбарному. Ограды у изб и огородов были огорожены длинными жердями для защиты от животных.

Жители Каменушки посудой пользовались деревянной и глиняной. Глиняные корчаги под мед изнутри покрывались воском для сохранения продукта.

По большим престольным праздникам ездили в церковь в Хмелевку.

Все семьи занимались сельским хозяйством. У каждой семьи была земля. Сеяли овес, рожь, пшеницу, просо, горох, лен, коноплю. Из семян конопли давили конопляное масло. Из стеблей конопли изготавливали нити, из которых плели шпагат, делали канаты, мешки. Из стеблей крапивы получали нити, из которых вязали варежки-верхонки. Семенами льна откармливали молодняк крупного рогатого скота. Из семян льна варили олифу. Из стеблей льна получали льняные нити, ткали холсты и шили одежду. Из шерсти овец вязали шерстяную одежду, изготавливали войлок, катали пимы. В каждой семье было несколько коров, подтелков, 2–3 лошади, овцы, кролики, куры, гуси. Была сельскохозяйственная техника: сеялки, веялки, плуги, бороны. Семьи жили зажиточно.

Источники:

Булыгин Ю. С. Список населенных пунктов Алтайского края: справочник (на правах рукописи). Барнаул: б. и., 2000. 237 с. – Из содерж.: [п. Дубасы (п. Дубасовский, д. Дубасы)]. С. 47; [п. Каменушка (выс. Каменушка)]. С. 48; [п. Якуниха (д. Якунина)]. С. 54.

Старцева Н. Исчезнувшие деревни // Заринская реклама. 2012. 26 июля.

Достопримечательности

Храмы

Заринская земля богата памятниками истории и культуры. Среди них немаловажную роль занимают памятники материальной и духовной культуры православной церкви. Интересны Жуланихинский Александро-Невский монастырь и Среднекрасиловский пещерный храм.

Святой источник в с. Среднекрасилово

Сейчас трудно установить, когда началось почитание Святого ключа близ Жуланихи. Документально же известно, что с начала 1900-х гг. жители окрестных деревень уже приходили к этому роднику и пользовались его водой. В народе это место называли «пустынькой».

В 1910 г. крестьянин Федор Разбойников построил здесь церковь, позднее была построена часовня в честь святого Александра Невского.

Растущее число паломников требовало хозяйственного обустройства. Первые постоянные насельники появились здесь в 1912 г., но только через три года епископ Анатолий приписал к Александро-Невской пустыни Жуланихинский приход, и таким образом ее существование было узаконено.
Благодаря вниманию верующих Пустынь быстро развивалась. Если в 1913 г. здесь было 4 деревянных дома и церковь, то к 1917 г. уже появились полукаменные жилые корпуса, два амбара, книжная лавка, баня, барак для паломников. Насельники Пустыни вели большое хозяйство.

Пустынь оказывала благотворное религиозно-нравственное влияние на целый округ: сюда приходили верующие из дальних поселений, в 1916 г. обитель посетили около 10 тыс. человек.

Однако, душа монаха требовала и уединенной молитвы. Следуя древним подвижническим традициям, насельники Пустыни стали рыть пещеры, куда на время удалялись для молитв. В пещерах располагались молитвенные комнаты и кельи.

Монастырь пострадал после революционных событий 1917 г. Предположительно в 1918 г. насельники были расстреляны. Они сами себе вырыли братскую могилу, где их и похоронили после расстрела. Позже по свидетельствам очевидцев было приблизительно установлено место могилы, где в середине 1990-х гг. установили православный крест.

Сегодня большинство пещерных ходов обвалилось, остались местами лишь узкие лазы.

Данилов монастырь

Пещерный храм в окрестностях с. Среднекрасилово был вырыт монахами-отшельниками в XIX в. (монахом Даниилом вместе с прислужником Иваном).

Пещерный храм в окрестностях села Среднекрасилово

Монастырь был вырыт в верхней террасе коренного берега Чумыша. «Центральный вход» располагался в обрывистом склоне откоса в виде грота.

От центрального входа вниз по склону шла тропинка к неглубокому колодцу святого ключа. По рассказам старожилов, вход в храм был из часовни. В часовне могли молиться одновременно до 20 человек.

Внутренний интерьер и подземная архитектура этого памятника представляла собой подобие Киево-Печерской лавры, как по конфигурации ходов, галерей, лабиринтов, так и по технике создания куполообразных помещений и выработке грунта. Самым большим подземным помещением в храме была алтарная комната, почти прямоугольной формы 5x4 м с куполообразным потолком, в которой можно было стоять в полный рост. В центре комнаты находилось прямоугольное земляное возвышение – вероятно, престол.

Особенностью архитектуры подземного храма является созданная монахами система длинных галерей, вытянутых в восточном направлении и заканчивающихся отдушинами. Центральная часть подземного сооружения – сложный лабиринт с системой тупиков и соединительных коридоров. К числу достопримечательностей этой части храма можно отнести пересечение коридоров в виде креста, длинные дугообразные галереи. Особый интерес представляют ниши, врезанные в глинистые стены храма, по всей видимости, это иконы. Их насчитывается около 12. Помимо икон, в подземном храме были и барельефные изображения. Подземный храм залегает в недрах земли на глубине 3–5 м, средняя ширина коридоров 50 см, высота тоннелей не одинакова, где-то можно идти в полный рост, где-то только ползком. Общая длина ходов 250 м.

В настоящее время это единственный существующий храмовый пещерный комплекс на территории Российской Федерации. Он имеет статус памятника истории и культуры, нуждается в реставрации – в раскопках и восстановлении заваленных ходов и помещений. Научно-производственным центром «Наследие» составлен специальный паспорт памятника. Кроме того, Барнаульской и Алтайской епархией монастырь внесен в официальный список мест православного паломничества.

Чумышские ремесла

В 19-м веке в Чумышской волости насчитывалось более 50 разных промыслов.

Много крестьян из деревень Притыки, Янова было занято рубкой леса и дров.

Рубка леса начиналась по первому снегу и оканчивалась в марте. Лес рубился близко к корню, очищались сучья, обрубалась вершина, бревна свозились на берег сплавной реки Аламбай, там складывались в кучи – «бунты». Весной лес по большой воде сплавлялся вниз, в реку Чумыш.

Плотники рубили из леса-кругляка срубы домов, бань, сараев. Вручную двуручной пилой пилили тес, плахи.

Бондари Якунихи, Крапивки клепали кедровые бочки, кадки, маслобойки или другую обручную или вязаную посуду. Бочка – вещь в хозяйстве нужная и никакими чудесами техники и прогресса незаменимая. Спрос на такую продукцию был всегда.

Были в заринских деревнях и корзиночники. Они из прутьев и лучины изготавливали  корзины, короба, верши, мордушки. Из корней деревьев плели плотные футляры для  дорогих в то время стеклянных штофов. Из бересты делали бураки, пестери – которыми  вынимали готовые пельмени, рыбу; пастушьи рожки, солонки, лукошки.

Дегтярным промыслом занимались многие. Петр Карпович Перевалов из Луговика  гнал деготь из березовой коры – бересты. Дегтем смазывали телеги, упряжь, обувь, лечили  людей и животных.

Сетники вязали всякого рода рыболовные снасти: фитили, сети, бредни, наметы.

Каждая крестьянская семья сеяла лен, выращивала, обрабатывала его и ткала из него  льняные ткани, а некоторые еще изготавливали паклю, шпагат, веревки. Кроме холста,  женщины ткали полотенца, скатерти, половики, пояски, кушаки, шарфы. Вся одежда была  домотканой. Холсты скупались купцами и вывозилось из волости.

Маслобойный промысел встречался в притаежных деревнях, где сеяли лен и коноплю,  из семян которых и получается масло. По воспоминаниям М. И. Долгополова, вокруг Хмелевки в 1930-х годах было 17 деревень. Почти во всех сеяли около 50 гектаров конопли, из нитей которой изготавливали для своих нужд дешевую повседневную летнюю одежду, шпагат, веревки, мешки, а тросы закупали заготовители.

Вследствие большого производства холста и пряжи развился и красильный промысел. В кубовой краске – ярко-синей, васильковой красили холст. Кубовая краска составляла важный предмет торговли. Черную и бордовую краску получали из чемерицы, зеленую из крапивы.

Широко были распространены промыслы, связанные с обработкой кожи. Чтобы кожа получилась сыромятной, ее заквашивали в хлебном квасе, затем мяли. Из сыромятной кожи шорники делали гужи к хомутам, шили шлеи, узды, седелки, ремни, плели бичи. Каждодневная конская сбруя была простой, а праздничная – наборной – богато украшенной – наборами из медных или латунных гвоздиков.

Сапоги шили из дубленой кожи. Сапоги для повседневной носки шились по-бахильному. У мужских сапог были голенища, а у женских не было. Обувные гвоздики были деревянные из березы. На выселке Каменушка такие сапоги тачал Жданов Игнатий Аферович. Были мастера, изготавливающие модельную обувь. Они имели разные колодки, сложный набор инструментов. В Хмелевке модельную обувь тачал Владимиров Степан Алексеевич.

Был развит скорняжный промысел – выделка мехов. Скорняков было немного, а вот овчинники имелись во многих деревнях. Из выделанных овчин шили шубы, тулупы, полушубки, зимние рукавицы-шубенки.

Многие занимались обработкой волоса и шерсти. Сюда относились валенщики, сукновалы, шерстобиты, шляпники, щеточники. Шерстобитный и валяный промыслы хорошо были развиты в Сорокино. Валенки, особенно белые, изготовленные в Сорокино, ценились далеко за пределами Барнаульского уезда. Валенки украшались вышивкой. Шерсть били на шерстобитке в Сорокино, а в деревнях были и свои пимокаты. Многие были настоящие мастера своего дела, например, Романов Иван Игнатьевич из Хмелевки. Его валенки были мягкие, теплые, не садились при носке, так как он не использовал серную кислоту при катании шерсти. Он научил катать такие валенки многих мужчин на своей улице.

Гончарное производство было в каждой деревне, где были запасы подходящей глины. Посуда делалась простая и лакированная. На месте бывшей деревни Харламовки пасечники нашли большие глиняные горшки с фамилией мастера Свининых Тимофея Матвеевича. Выжигали и кирпич.

Из разноцветной глины на конопляном или льняном масле варили краску разных цветов. Пол в доме самодельной краской красили только один раз – она не смывалась. Из льняного масла варили олифу.

Шадрик делают – зольничают. Что это за занятие? Собирали по деревне золу, вываривали из нее поташ – щелочную соль. Щелоком в старину стирали белье. Самыми золистыми считают тополевые дрова. Варили хозяйственное «ядровое» мыло.

Корьевщики – корье дерут и продают. Корье – дубильная кора для выделки кож. Самая подходящая – ивовая.

Колесный промысел. «Отрежут от березы болваночку, потом ее обточат, ступка называется. Наколют, высушат и настрогают спицы, потом запиливают шипы, набивают ступицы, надевают обод». Обод колеса изготавливали из длинных тонких брусков, которые распаривали, загибали вокруг «бала» и затем высушивали. Хорошим столяром был Тит Авдеевич Пушкарев, он изготавливал сани. Телеги, брички, кошевки, ткацкие станки «кросна».

Другие мастера из Хмелевки: Николай Иванович Ефремов изготавливал красивые деревянные детские санки. Фомин Иван Иванович ладил сани. На полозья для саней брал березу, распаривал в баке с горячей водой, затем гнул между кольями. Гавшин Фома Ипатович мастерил коромысла, деревянные ведра.

Русская печь обогревала весь дом, еда в ней быстро готовилась и была горячей до вечера. Сложить русскую печь с хорошей тягой было непросто. Николай Петрович Титов был лучшим хмелевским печником.

Семья Инюшовых из Хмелевки умела находить место где близко к поверхности земли находилась вода. Они же подряжались копать колодец, рубить для него сруб.

Кузницы стояли на краю каждого села. Кузнецы были в большом почете. Они снабжали землепашцев сошниками, серпами, косами, топорами. Ковали ножи, иглы, долота, шилья, рыболовные крючки, замки, ключи, гвозди, подковы. Замечательный кузнец из Покровки – Трошин Иннокентий Терентьевич.

Были и редкие промыслы: мельники, пчеловоды, чтецы по умершим, охотники, рыбаки, знахари и лекари, повитухи, коновалы – недоученные конские лекари.

Как память о занятиях предков нам остались фамилии: Овчинников, Бондарев, Скорняков, Кузнецов, Колесов, Смольников, Бочаров, Шадрин, Дегтярев и другие.

Источник: Старцева Надежда Чумышские ремесла // Заринская реклама. 2012. 6 дек.

Знаменитые люди района, уроженцы

Балыбердин В. С.

В мае 1982 г. советские альпинисты впервые покорили Эверест, самую высокую в мире вершину (8848 м). Восхождение проходило по сложнейшему на этой горе юго-западному маршруту. Первыми на вершину мира ступили В. Балыбердин и Э. Мысловский. Владимир Сергеевич Балыбердин – выдающийся советский альпинист, заслуженный мастер спорта, покоритель вершин Эвереста, Чогори, Канченджанги, чемпион СССР по альпинизму - родился 1 октября 1948 г. в селе Шпагино Алтайского края.

 

 

 

 

 

 

Дохоян Ю. Р.

В с. Зыряновка 26 октября 1964 г. родился Юрий Рафаэлович Дохоян – советский и российскийшахматист, гроссмейстер, заслуженный тренер России, главный тренер мужской сборной России по шахматам. Долгое время являлся тренером чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова. До ноября 2011 г. был главным тренером женской сборной России по шахматам.

Легенды, стихи

Рассказывают эту сказку обычно на водопаде в Жуланихе.

Сказка о красных горошинах

Давным-давно здесь было теплое море, в котором жили братья и сестры «алюминишки». Они были очень-очень маленькими, еле заметными в воде. Благодаря своим размерам, они могли проникать везде, были чрезвычайно подвижными и поэтому всюду совали свой нос. Другие обитатели моря-водоросли и кораллы были малоподвижны и завидовали свободе «алюминишек». Однажды, рассердившись на «алюминишек», водные обитатели стали отталкивать их от себя. Собрались «алюминишки» в кучу, сцепились друг с другом и хотели вместе постоять за себя. Но отяжелели, стали падать на дно, потеряли свою подвижность. Падая на дно, они образовали оолиты – красные горошины бокситов. Лежали оолиты боксита миллионы лет на дне. Затем дно моря поднялось и стало сушей. Вода отступила. Пришел человек, выплавил из боксита алюминий и стал делать многие нужные и полезные вещи.

Легенда о происхождении названия реки Аламбай

Двое молодых людей – девушка Аллам и юноша Бай – полюбили друг друга. Родители и родственники были против их брака. Тогда молодые люди решили бежать. На рассвете за ними погнались. Они поняли, что от погони им не уйти. Обнявшись, молодые люди бросились со скалы вниз, превратившись в ручеек, который побежал дальше. С тех пор эту речку стали называть Аламбай.

Туризм

Леса Заринского района еще в последние десятилетия прошлого века стали для алтайских туристов излюбленным местом отдыха в выходные дни. В районе поселков Тягун и Аламбай с годами возник своеобразный центр притяжения самодеятельных туристов; в окрестной тайге ими построено несколько десятков изб, каждая из которых, как правило, служит местом отдыха для определенной компании, имеет свое название, уклад и традиции. А на склонах у села Голубцово уже четверть века обосновались дельта- и парапланеристы.

Самая высокая точка местности в районе разъезда Анатолия – гора Чертовы Пальцы; здесь выходят на поверхность земли черные известняки. В 1,5 км от железной дороги находится заброшенный кварцитовый карьер. Живописные скалы – практически готовый к использованию природный скалодром.

Литература
  1. Гилева А. А. Заринский район // Энциклопедия Алтайского края. Барнаул, 1996. Т. 2. C. 143.
  2. Качанова Ю. Наши в Москве: столичные спортсмены, актеры, режиссеры и общественники с алтайскими корнями // ПолитСибРу. Барнаул, 2012. № 5. C. 22-23.
  3. Легенды, обычаи, обряды, были и байки Заринского района: научно-популярная литература / Зарин. центр. район. б-ка, Центр дет. творчества г. Заринска; [ред.-сост. Т. Р. Елисеева]. Заринск: Новое время, 2005. 62 с.
  4. По родным местам земли заринской: (путеводитель по Заринскому району) / Зарин. центр. б-ка, Центр дет. творчества г. Заринска; [сост. Т. Р. Елисеева и др.]. Заринск, 2009 (Печатный дом). 96 с.
  5. Санникова Т. Покоритель Эвереста из Шпагина // Знамя Ильича. Заринск, 2002. 4 мая. О В.С. Балыбердине - участнике восхождения на Эверест 1982 г., уроженце ст. Шпагино Заринского района Алтайского края.
  6. Туристские ресурсы Алтайского края / [текст: А. Н. Романов, С. В. Харламов, Н. Г. Попова; под общ. ред. М. П. Щетинина; фот.: Т. Азарина и др.; Гл. упр. экономики и инвестиций Алт. края, Упр. Алт. края по развитию турист.-рекреац. и санатор.-курорт. комплексов]. Барнаул: Гл. упр. экономики и инвестиций Алт. края, 2012 (Азбука). 475 с.