2009
2009 – Опубликован роман «Литерный на Голгофу» Станислава Васильевича Вторушина (9 мая 1938 года, Барнаул). «Литерный на Голгофу» – не столько исторический роман, сколько психологическая драма. Автор пытается разобраться в причинах революции и, как следствие, в причинах жестокой, поистине изуверской расправы над Николаем II, последним русским царем, его семьей и приближенными.
Из предисловия «Еще раз о русской трагедии» Анатолия Байбородина: «Речь в романе о последних сибирских днях причисленной к лику святых царской семьи, но вернее, о судьбе России на кровавом историческом и духовном переломе, подобном церковному расколу времен царя Алексея Тишайшего и патриарха Никона. Исподволь рождается в романе кровавая картина братоубийственной гражданской войны, порожденная многовековым непримиримым противостоянием русского простонародья и русскоязычной прозападной элиты, правящей Российской империей…
Мастерски, с нравственной силой, исполнены в романе духовно-психологические рисунки двух героев – Император Николай Второй и большевик-романтик Яковлев, искренний русский, и мировоззрения их даны в развитии и через взаимодействие. В сокровенных беседах вчерашние враги, подобно ранешним славянофилам и западникам, столь глубоко пережившие, судьбоносно осмыслившие русскую трагедию, становятся соратниками, поскольку оба были призваны национальной совестью служить русскому народу, и оба совершили роковые ошибки на трагическом переломе русской истории. За что и поплатились. Яковлев попытался искупить революционную вину, воюя в белой армии, царь, поскорбев о скоропалительном отречении от престола, искупил грехи дома Романовых и всей правящей дворянской элиты кровью, обретя венец мученика за Христа…
…Верховное же достоинство романа “Литерный на Голгофу” в том, что писатель осмысляет гражданскую войну не с “белой” либо “красной” точки зрения, чураясь полуправды, но с неколебимо истинной – простонародно-православной».
Отрывок из романа: «Государь думал о России, которая не без его участия оказалась ввергнутой в катастрофу. Ему не удалось сделать своих подданных счастливыми. Сделают ли их счастливыми те, кто так фанатично рвется сейчас к власти? Или, может быть, власть нужна этим людям для того, чтобы сделать счастливыми самих себя? Он внимательно смотрел в лицо Юровского и стоявших рядом с ним людей. Как они были напряжены, каким волчьим огнем горели их глаза! “Неужели человек может стать счастливым оттого, что у него появилась возможность убивать других? – подумал Государь. – неужели и это счастье?”»