2010
2010 – Исполнилось 100 лет со времени написания знаковой картины для культуры Алтая и всей страны – пейзажа «Озеро горных духов» Григория Ивановича Гуркина (Чорос-Гуркина). Полотно стало источником вдохновения для писателя-фантаста Ивана Антоновича Ефремова (10 [23] апреля 1908, дер. Вырица Царскосельского уезда Санкт-Петербургской губернии – 5 октября 1972, Москва), написавшего свой знаменитый одноименный рассказ.
«Озеро горных духов» И. А. Ефремова впервые было опубликовано в 1944 году. Тайны Алтая в рассказе Ефремова, как и в художественном мире Гуркина, охраняют «горные духи» и духи Дены-Дерь. По сюжету рассказа, геолог на Алтае встречает художника Чоросова, видит у него дома картину, на которой изображено очень красивое озеро в горах. После расспросов он узнает, что с этим озером связано много легенд и слава о нем идет недобрая, говорят, что люди, увидевшие его и потревожившие покой горных духов, которые там обитают, быстро умирают. Спустя некоторое время геолог предполагает, что возле этого озера возможно месторождение ртути. Это предположение оправдывается. Так старинная легенда получает научное объяснение. В художнике Чоросове легко угадывается его прототип – алтаец Григорий Чорос-Гуркин, ученик И. И. Шишкина, с которым Иван Ефремов познакомился в 1930-х годах.
Отрывок из рассказа:
«От всей картины веяло той отрешенностью и холодной, сверкающей чистотой, которая покорила меня в пути по Катунскому хребту. Я долго стоял, всматриваясь в подлинное лицо алтайских белков, удивляясь тонкой наблюдательности народа, давшего озеру имя “Дены-Дерь” – “Озеро Горных Духов”.
– Где вы нашли такое озеро? – спросил я. – Да и существует ли оно на самом деле?
– Озеро существует, и, должен сказать, оно еще лучше в действительности. Моя же заслуга – в правильном выражении сущности впечатления, – ответил Чоросов. – Сущность эта мне недешево далась… Ну а найти это озеро нелегко, хотя и можно, конечно. А вам зачем? Небось, на карте отметить понадобилось? Знаю вас!
– Просто побывать в чудесном месте. Ведь такую штуку увидишь – и смерти бояться перестанешь.
Художник пытливо посмотрел на меня:
– А это верно у вас прозвучало: “Смерти бояться перестанешь”. Вы вот не знаете, наверно, какие легенды связаны у ойротов с этим озером.
– Должно быть, интересные, раз они так поэтично назвали озеро.
Чоросов перевел взгляд на картину:
– Вы ничего такого не заметили?
– Заметил. Вот тут, в левом углу, где гора конусом, – сказал я. – Только извините, но тут мне краски совсем невозможными показались.
– А посмотрите-ка еще, повнимательней…
Я стал снова всматриваться, и такова была тонкость работы художника, что чем больше я смотрел, тем больше деталей как бы всплывало из глубины картины. У подножия конусовидной горы поднималось зеленовато-белое облако, излучавшее слабый свет. Перекрещивающиеся отражения этого света и света от сверкающих снегов на воде давали длинные полосы теней почему-то красных оттенков. Такие же, только более густые, до кровавого тона, пятна виднелись в изломах обрывов скал. А в тех местах, где из-за белой стены хребта проникали прямые солнечные лучи, над льдами и камнями вставали длинные, похожие на огромные человеческие фигуры столбы синевато-зеленого дыма или пара, придававшие зловещий и фантастический вид этому ландшафту.
– Не понимаю, – показал я на синевато-зеленые столбы.
– И не старайтесь, – усмехнулся Чоросов. – Вы природу хорошо знаете и любите, но не верите ей.
– А сами-то вы как объясните эти красные огни в скалах, сине-зеленые столбы, светящиеся облака?
– Объяснение простое – горные духи, – спокойно ответил художник».