2012
2012 – Издана книга «Таежная вечерня» писателя Александра Владимировича Пешкова (22 февраля 1959, с. Тальменка). В книгу вошли две повести «Таежная вечерня» и «Первое имя», а также шесть рассказов.
Повесть «Таежная вечерня» написана на основе реальных событий. Бывший детдомовец однажды в тайге увидел гибель двух медвежат от рук браконьеров, похоронил зверят, построил часовню на их могиле и остался жить рядом. Это повесть о сложных отношениях главного героя с полуприрученной медведицей, с пришедшими из монастыря священниками для освящения часовни, с туристами и праздными людьми, с девушкой Катей, искавшей в нем защиту. Уже в заглавии повести «Таежная вечерня» проявляется авторская философия, по которой Природа суть Храм Божий. Человек ищет и обретает гармонию души, подлинную семью в Природе. Так, детдомовец Санька Соловей находит «мать» в осиротевшей медведице.
Отрывок из повести:
«Пришло лето.
В русле стоял нескончаемый шепот травы, полощущий в быстрой воде распущенные зеленые косы.
По утрам у него опять возникало давнее ощущение бездомности, уходящее в детство. Туда, где впервые очнулось его сознание, ныряя и возвращаясь из неизвестности, без всякого порядка и вех взросления, которые устанавливают обычно детям их родители.
Саня разглядывал на ладони еле заметный рубец, будто и в нем искал какую-то отгадку. В его детдомовском “Деле” было написано: “Поступил в возрасте трех лет с ожогами на ладонях и коленках, которые мальчик получил от печки. Видимо, родители оставляли в доме без присмотра. В детдоме мальчик ведет себя дико, расцарапывает ожоги до крови и часто произносит слово: угоинь!”
Таежный художник загрунтовал доску и провел на ней контур женской головы в платке.
Пугающий ночной голос резанул в памяти. Его будили: “Вставай, к тебе пришли!” Он бежал к ограде детдома и видел силуэт женщины, низкий клетчатый платок, лицо в тени. Саша вцепился в железную сетку, но женщина, постояв с минуту, скрылась за темной сосною.
“Кто это был? – кричал он обступившим его мальчишкам. – Какое у нее лицо?”‒ “Да не было никого! Мы пошутили”. ‒ “Нет, была! Вы просто ее не видели!” ‒ “Скажи лучше, как тебя поймали?” – Его брали в кольцо и вели от ворот.
Один мальчишка держал Сашу за руку, спотыкался и опускал голову. Он изображал чью-то приемную мать, которая хоть и вернула приемыша обратно в детдом, но все еще прощала бы и прощала: “Дай только слово, и мы вернемся! Дай слово!” Другой пацан корчил из себя учительницу, глуповато раскрыв рот и покачивая головой: “Никто не пришел, не объяснил! Время было упущено!” А здоровый парняга-переросток изображал капитана из детской комнаты милиции. Он хмурил брови и прикидывал, через какие дыры в заборе удерет беглец в следующий раз:
“Вот откуда следы-то ведут!..”
“Дай только слово, и мы вернемся!”
“Никто не пришел, не объяснил! Время было упущено!”
В спальне Саша растолкал мальчишек и молча лег. Пацаны обступили его кровать: он, оказывается, плакал во сне и звал маму. Вот его и пожалели таким образом!.. Была ночь, но никто не спал. Дух побега витал в темной палате. Крикни сейчас: айда! – и рванули бы все вместе».
Повесть «Первое имя» – о неожиданном повороте в любовной истории двадцатилетнего парня, приехавшего в деревню работать в доме-музее поэта Серебряного века, жившего здесь в ссылке. Главный герой находит дневники ссыльного поэта, он пытается понять его судьбу и сравнивает чувства, описанные много лет назад в дневнике, со своей влюбленностью.
Шесть рассказов посвящены природе и людям Сибири. Их герои – охотники и рыбаки, художники и бродяги – люди, попавшие в сложные жизненные ситуации.