2017

2017 – Был переиздан роман «Под знаком Творца» Анатолия Владимировича Кирилина (род. 24 сентября 1947, Барнаул), алтайского писателя с обостренным чувством жизни. Роман объединил три повести писателя: «Человек играющий, «Через игрока», «За Синей горой».

В центре трилогии «Под знаком Творца» – образ журналиста Василия Найденова, своеобразного «героя нашего времени», человека честного, порядочного, талантливого, не примирившегося с деградацией в культуре и экономике постперестроечных времен. Этого героя, вызывающего симпатии как женщин-героинь, так и читателей романа, нельзя назвать борцом с несправедливостью по причине его одиночества и часто подступающего чувства безысходности. В то же время автор книги находит возможность глазами Найденова изображать все «прелести» жизни современной России.

Абсолютная свобода героя, усиленная «перестройкой», становится пагубной: «Страшна в России свобода», «бездомная душа», «различение добра и зла – лишь иллюзии неопытных созданий», «никто в нашей стране гарантий не имеет», «кто мы такие, чтобы противопоставить свои законы общечеловеческим?» и т. д. Рожденный под гармоничным знаком Весов, знаком Творца, герой в эпоху дисгармонии не обретает искомого равновесия ни со второй половиной, ни с самим собой. Герои его повестей пребывают в поисках ответа на вопрос: «Для чего жить?» По мнению филолога Э. П. Хомич, главное в творчестве писателя можно сформулировать так: «Душа мучается – слово живет».

Отрывок из романа (часть вторая «Через игрока»): «…Да, времена изменились. Работая журналистом, он исколесил всю страну, и все было мало. Заработав деньги, тратя их, чтобы опять куда-нибудь ехать. Отправлялся в путь и не мог унять в себе переполнявший его восторг: мир велик и доступен! И так было до той поры, пока однажды не пришел его коллега из соседнего городка, отравленного гигантским химкомбинатом. Лицом черен, губы едва шевелятся, поскольку дрожь в них он унимает изрядным усилием.

– Не могу поехать похоронить мать, не на что.

И Найденов не смог помочь. Мир оказался слишком велик, чтобы быть доступным.

Он предлагал новые проекты, сенсационные расследования и всюду натыкался на один и тот же ответ – не надо. «Нет, эти обстоятельства не могут быть сильнее меня», – твердил он себе и делал новые отчаянные попытки пробиться на страницы и в эфир. Не надо! Вгорячах он прозевал момент, когда случилось, что пресса, очень скоро пройдя этап пьянящего свободомыслия, стала ангажированной пуще прежнего. Только раньше она обслуживала власть, теперь – власть и деньги. Впрочем, как доказывает жизнь, одно без другого немыслимо… Найденов по сей час не может сказать себе с полной уверенностью, что же в большей степени привело его к окончательному тупику – полная невозможность втиснуться в ряды своих собратьев по перу или нежелание прислуживать. Верясов, тот самый журналист из химгородка, сказал бы:

– Полно себе-то врать, всю жизнь прислуживали и вопросов не задавали».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *