Мифология древнего Алтая
Mиф о сотворении мира
Не было ни неба, ни земли, был один Ульгень.
Он носился и трепетал над безбрежным морем, и не имел твердого места, где бы остановиться. И ощутил он голос внутри себя: «Впереди хватай, впереди хватай!». Простерши руку, охватил он ею перед собой. И попался ему камень, высунувшийся из воды. Сел он на этот камень и думал, что творить и как творить.
Ульгень ощутил в себе мысль и произнес: «О! Сотвори землю!». И земля сотворилась. Ульгень взглянул вверх и произнес: «О! Сотвори небо!». И по слову его небо сотворилось. Ульгень продолжал говорить до окончания создания всех тварей. Его слова «впереди хватай» отразились в человеке. Поэтому человек не ходит задом и все делает перед собой, а не позади себя.
Когда человека еще не было, Ульгень усмотрел на море плавающую массу земли, а в ней кусок глины, похожий на остов человека. Ульгень взял глину и сказал: «Что это такое бездушное? Пусть это будет человек!». И стало так. Ульгень назвал эту первую разумную тварь Эрлик (мужественный).
Эрлик сначала был товарищем и меньшим братом Ульгеня. После стал с ним равняться и даже возвышаться мыслью перед ним. Эрлик с завистью помышлял: «Ах, как бы я, такие же твари, как я, создал или еще лучше!». И все больше и больше отдалялся он от Ульгеня сердцем. Наконец, Эрлик сделался противником и врагом Ульгеню и всем его тварям.
На место Эрлика Ульгень создал себе другого товарища, богатыря Мангды-шире. с этого времени Мангды-шире всегда был с Ульгенем и противоборствовал Эрлику. Кроме Эрлика и Мангды-шире Ульгень сотворил множество других слуг, поселенных в иных мирах. В нашем мире он сотворил семь человек мужского пола и столько же деревьев. Остов людей Ульгень сотворил, сделав кости из камыша, а тело из глины. Затем он дунул в уши и нос, — и человек стал жив и разумен. Когда дунул в уши, тогда душа вошла, а когда дунул в нос — ум вошел. Ульгень создал еще одного мужчину и одно дерево и поставил их на Золотой горе. Прежде чем вдунуть в этого восьмого человека душу и ум, Ульгень сказал ему: «Что я сотворю, доброе ли, худое ли, ты над всем властвуй. Ты все знай!».
Создав 8 человек и 8 деревьев, Ульгень на 7 лет оставил их без наблюдения. После этого времени, посмотрев, увидел: как было 8 человек, так и есть, а на 8 деревьях выросло по семи отраслей. И сказал Ульгень: «Почему это так, дерево множится, а человек нет?». Тогда восьмой человек, поставленный на золотой горе, отвечал: «Из чего вы¬ расти, когда скважины нет. Как множится?». Ульгень сказал: «Иди к остальным семи. Я за тобой приду через три дня». Восьмой пришел к семи и подумал: «Мне Ульгень говорил: ты знай, ты знай! Теперь я буду знать, что делать!». И он начал творение женщины так же, как Ульгень творил его самого: из камыша — кости, из глины — тело. Но состав этот стал у него разваливаться. Тогда он сорвал траву, измял ее и, держа на ладонях, дунул в нее, — сделалась змея. Змеею восьмой и обвил творимый остов женщины, чтобы не разваливался.
В это время пришла от Ульгеня собака с письмом в зубах. Восьмой, взяв письмо, прочитал: «Будь имя твое Майдере, всем ты заведывай».
На третий день, когда Ульгень шел к Майдере, и когда устроенная женщина была еще бездушною, Майдере поспешил навстречу к Ульгеню, перепоручив собаке стеречь свое творение. Эрлик того и ждал: пришел к этому неоконченному творению и дунул в нос из железной трубы о семи ладах и в оба уха дул, играя на железном инструменте о девяти язычках. Так он вложил душу и ум в сего человека женского пола. Но человек этот был не таков, как должно быть человеку: душа злобна, как змея, и всегда на 7 ладов, ум на 9 разноголосых языков и, вдобавок, тело смрадное.
Майдере, не зная этого происшествия, встретив Ульгеня, сказал: «Ты мне говорил: ты знай, и по надежде на это я сотворил человека- женщину, но души еще нет в нем. Я пришел спросить: велишь ли ты творить его дальше или нет?». Ульгень сказал: «Иди скорее, беги назад!». Майдере возвратился и, видя человека своего уже одушевленным, сказал своему приставнику: «Собака, так собака и есть! Зачем ты допустила Эрлика? Как он обманул тебя?»
Собака отвечала: «Эрлик сказал мне: Я дам тебе шубу, которая летом от воды не будет ссыхаться, зимой от стужи не будет мерзнуть. Я дам тебе обувь с подковками, которая никогда не износится, дам вкусную пишу, которая всегда будет вокруг тебя».
Майдере произнес на то: «Шуба, которую обещал тебе Эрлик, это шерсть, которая вырастет из шкуры твоей. Обувь с подковками — это будут когти на лапах твоих. Вкусная пища — это будет всякая худая пища». И проклиная собаку, Майдере прибавил: «Питайся же ты человеческими отбросами, изношенною обувью да падалью. Человеческой пищи тебе не будет отселе. И не живи с этого времени в жилище человека, будь за дверьми его и карауль снаружи».
По слову Майдере так и стало. А прежде собака жила и ела вместе с человеком и не имела ни шерсти, ни когтей, понимала ясно слова человека и сама могла ясно передавать человеку свои мысли и чувства.
Потом Майдере призвал 7 мужей и, представив им одушевленную Эрликом женщину, сказал: «Кто из вас возьмет эту женщину?». Все молчали. Майдере стал спрашивать по одному и, взяв одного из семи за руки, подвел к женщине. Но подведенный сказал: «Образ этого человека иной и дух от него иной, худой, несносный». Майдере подвел еще двух, но и они отказались. Затем эти трое бежали и скрылись.
Между тем пришел Ульгень. Из числа четверых оставшихся мужей выбрал одного, взял из обоих боков его по две реберных косточки и гут же сотворил из них женщину. Потом Ульгень сказал всем живым существам: «Кому какие травы, мхи, ягоды и другие плоды нравятся, того и ешь». А Майдере сказал: «Что захочешь творить, скота ли, зверей ли, людей ли, или что иное, меня не спрашивай, сам твори». И ушел на Золотую гору.
Майдере велел своим помощникам написать и отнести к Эрлику приказ: «Приди, возьми свою женщину и уйди с нею прочь отсюда. А если не возьмешь, то ее и тебя сошлю в землю, где не светит солнце и куда не доходит свет луны». Эрлик отказался. Тогда Майдере собрал всех людей, народившихся от жены, одушевленной Эрликом, и прогнал ее со всем домом и самого Эрлика в землю.
Эрлик, чтобы излить свою злобу, сотворил в море чудовище, нечистого духа Андылма-Муус. Это чудовище выбрасывало свой язык из мо¬ря, схватывало людей и пожирало. Богатыри Ульгеня решили убить Андылма-Мууса. Олин из богатырей по имени Тюран-Музыкай сошел с неба на землю и сделался человеком, родившись от девицы. Тюран пой¬мал четырех медведей, содрал с них шкуры. Из двух шкур сделал рукавицы, из двух — обувь на ноги. Надел кожан, намазался салом и пошел на берег.
Когда Андылма-Муус выбросил из воды свой длинный язык, Гюран с хватил его, намотал на рукавицу, а другой рукой ухватился за гору. Затем он так сильно потянул чудовище, что земля погрузилась в море. Чтобы не потопить землю, богатырь начал пить воду и вскоре ноги Андылма-Мууса оказались на виду. Тюран, схватил его за ноги, вытащил из моря, осколком скалы разбил чудовищу голову. Потекли реки крови. Кровь у чудовища была разных цветов и застыла она цветными кам¬нями, превратилась в золото, серебро, медь. Тюран, согнув остов Андылма-Мууса как лук, ножом исстрогал его на мелкие стружки. Оттого сделались разные черви, мошки, пауки, комары, саранча и другие насекомые.
Эрлик стал просить Ульгеня дать ему место на земле во владение. Ульгень согласился дать столько места, чтобы Эрлик мог поставить коней своей палки. Эрлик взял свою палку и забил ее в землю. Затем выдернул и вытащил из земли кабана, схватившегося за палку зубами. За его хвост держалась змея, за змею прицепилась лягушка и множество других нечистых гадов. Вытянув из земли такую цепь гадов, вредных животных, Эрлих сказал: «Все вы будете враги человеку». Ульгень, видя то, разгневался и вернул Эрлика на землю.
Источник: Мифы и шаманизм Алтая / сост. В. Арефьев. – Барнаул, 2002. – С. 19–22.