Шершеневич Вадим Габриэлевич (1893-1942)
Родился 24.01 [05.02] 1893 г. в Казани в семье профессора-юриста Казанского университета и оперной певицы. В Московском университете окончил математический факультет, учился в Мюнхенском университете на филологическом факультете. Первую книгу — «Весенние проталинки» — написал в восемнадцать лет. В 1913 г. создал группу эгофутуристов «Мезонин поэзии». Стал теоретиком и пропагандистом футуризма — перевел книги Ф.-Т. Маринетти, выпустил сборники собственных статей. В 1915 г. был зачислен вольноопределяющимся в автомобильную часть и попал на фронт.
В процессе освоения еще далеко не исчерпанных идейно-художественных богатств русской поэзии Серебряного века нельзя обойти молчанием имя Шершеневича. Оно носит принципиально важный характер для изучения истории, поэтики и эстетики имажинизма. Поэт был одним из соратников С. Есенина и, если бы обстоятельства исторической эпохи сложились более благоприятно, его имя не было бы так неизвестно, как ныне. адим Шершеневич начал печататься с 18 лет, дебютировал книгой стихов «Весенние проталинки» (1911). Сборники стихотворений, выходившие в 1913 г. в Москве в издательстве «Мезонин поэзии», носили явный отпечаток влияния символизма, – «Carmina: Лирика (1911–1912)», «Экстравагантные флаконы» и «Романтическая пудра». Высокую оценку его поэтическому языку дал Н. Гумилев: «Выверенный стиль, интересные построения заставляют радоваться его стихам. <…> Изысканные рифмы <…> не перевешивают строки».
Под влиянием русских и итальянских футуристов Шершеневич стал одним из значительных теоретиков авангардного искусства. В теоретико-критической книгах «Футуризм без маски. Компилятивная интродукция» (1914), «Зеленая улица» (1916), статье «Пунктир футуризма», докладе «Злато-полдень русской поэзии (о футуризме)», прочитанном в Московском литературно-художественном кружке (1913) Шершеневич обосновал закономерность появления искусства, призванного воплотить в принципиально новых формах актуальные темы и современное ощущение жизни. Это были первые исследования о русском футуризме, написанные к тому же футуристом. Библиография автора доступна в электронном каталоге АКУНБ.
В 1919 г. вошел в группу имажинистов (С. Есенин, А. Кусиков, А. Мариенгоф), став ее теоретиком. В начале 20-х гг. редактировал многочисленные альманахи, издавал собственные сборники «Лошадь как лошадь», «Кооперативы веселья», «Одна сплошная нелепость», выступал со стихами с эстрады. В 30-х: переводил на русский язык пьесы В. Шекспира, П. Корнеля, В. Сарду, французскую поэзию 2-й половины XIX в.
Осенью 1941 г., больной туберкулезом, эвакуировался в Барнаул. Сотрудничал с находившимся здесь Московским камерным театром, участвовал в литературных концертах на оборонных заводах и в военных госпиталях. Скончался 18.05.1942 г. после тяжелой скоротечной болезни. Похоронен на Старом кладбище в Барнауле.