Кондратюк Юрий Васильевич (1897-1942)
Кондратюк Юрий Васильевич (настоящее имя Шаргей Александр Игнатьевич) родился 9 (21) июня 1897 г. в г. Полтаве Полтавской губернии в семье обрусевшей шведки баронессы Людмилы Львовны Шаргей (в девичестве Шлиппенбах) и крещенного в католичестве еврея Игнатия Бенедиктовича Шаргея.
В детстве рано потерял родителей и воспитывался в семье бабушки (по профессии акушерки) и ее второго мужа, земского врача Акима Никитича Даценко.
В 1907 г. Александр Шаргей поступил в гимназию на Васильевском острове в г. Санкт-Петербурге. После смерти отца в 1910 г. вернулся в Полтаву. С 1910 по 1916 гг. учился во 2-й Полтавской мужской гимназии и окончил ее с серебряной медалью.
В 1915 гг. Александр Игнатьевич закончил рукописную работу «Тем, кто будет читать, чтобы строить», в которой оригинальным методом вывел основное уравнение движения ракеты. В этой работе он предложил, например, использовать сопротивление атмосферы для торможения ракеты или добывать топливо из лунных пород, используя солнечную энергию.
В 1916 г. поступил на механическое отделение Петроградского политехнического института, но уже в ноябре того же года был призван в армию и зачислен в школу прапорщиков при одном из петербургских юнкерских училищ. До демобилизации в марте 1918 г. воевал на турецком фронте. После Октябрьской революции как офицер царской армии был мобилизован в Белую армию, но дезертировал из нее.
После того как г. Киев был взят Красной армией, попытался пешком уйти за границу, но был задержан и возвращен обратно. Опасаясь репрессий за свое офицерское прошлое, при помощи своей мачехи Елены Петровны Гиберман получил документы на имя Юрия Васильевича Кондратюка, уроженца г. Луцка, 1900 г. р. – под этим именем он прожил до конца жизни.
С 1921 по 1927 гг. Шаргей-Кондратюк работал на Южной Украине, Кубани и Северном Кавказе, начиная со смазчика и прицепщика вагонов и заканчивая механиком на элеваторе. В 1927 г., опасаясь репрессий, он переехал в Сибирь, где было легче скрываться под чужим именем. В г. Новосибирске он работал техником-механиком Сибирской краевой конторы «Союзхлеб» и осуществлял технический контроль и техническое руководство строительства всех хлебохранилищ Западной Сибири и Алтая.
В мае 1927 г. Ю. В. Кондратюк направлен в г. Рубцовск техником на строительство нового элеватора, одного из самых крупных сооружавшихся в Сибири. В это время он часто находился в командировках в гг. Барнауле, Бийске, с. Поспелихе, с. Шипуново.
В 1929 г. Кондратюк на собственные средства издал в г. Новосибирске тиражом 2 000 экземпляров книгу «Завоевание межпланетных пространств», в которой была определена последовательность первых этапов освоения космического пространства. В этой книге автор разработал теорию промежуточных станций (ракетных баз) в виде спутников планет, рассчитал траектории экономического взлета с Земли, предложил использовать в качестве горючего для ракетных двигателей некоторые металлы (например, магний или литий и др.), разработал первый вариант экспедиции на Луну через окололунную орбиту, рассчитал температурный режим при трении об атмосферу.
В г. Камень-на-Оби Ю. В. Кондратюк приехал зимой 1929 г. из г. Новосибирска с конкретным заданием: спроектировать и построить элеватор. В течение 1929–1932 гг. под его руководством, при его участии и по его проектам был построен целый комплекс: элеватор, крупнейший в мире зерносклад «мастодонт», транспортная галерея, две протяженные бревенчатые отгрузочные эстакады, ледорез.
Над элеватором Кондратюка работали артели плотников, которые ранее строили церкви, дома и амбары местному купечеству. Бревна для строительства заготавливали в Сузунском районе, сплавляли по Оби плотами, а также на бортах. Каждая артель плотников выполняла определенную работу и с высоким качеством. Применялась особая технология подготовки бревен. Одна артель стесывала бревна строго определенного диаметра, а другая – обрезала бревна необходимой длины, они же с обеих сторон затесывали «лапу-связь». Причем концы бревен спиливали специальной пилой без развода, чтобы не повредить природную структуру дерева. Затем специальным топором с широким и очень острым лезвием зачищали срез, отчего он получался гладким, будто полированным. Это обеспечивало долголетие дереву, защищало от атмосферных воздействий.
Нестандартность решения, талант инженера-механика, конструктора проявил Юрий Васильевич и при строительстве зернохранилища. Это – единственное в мире деревянное зернохранилище вместимостью 10 тыс. т зерна (первоначальная вместимость до 13 тыс. т). Его размеры составили 60×32 м, транспортная галерея на шатровой крыше расположена на высоте 18 м. При его строительстве для подъема ферм был применен передвижной подъемный «журавль» – по типу деревянного колодца. Впоследствии «журавль» заменили ручной лебедкой, привезенной Ю. В. Кондратюком из г. Новосибирска на пароходе, а «журавль» стали использовать для подъема железных кровельных листов на крышу зернохранилища.
Зернохранилище было впервые спроектировано так, что загрузка его велась совершенно произвольно, тогда как все ранее построенные зернохранилища нужно было загружать симметрично, чтобы избежать большого давления зерна на одну из стен, которое могло повлечь за собой разрушение хранилища. Кроме того, склад был разделен на две половины, совершенно не зависимые в силовом отношении и действующие самостоятельно одна от другой. За фантастическим, изящным сплетением форм, опор и стягов – колоссальные знания и продуманный расчет.
Транспортная галерея на шатровой крыше опускалась к элеватору и была похожа на хобот гигантского животного, видимо, поэтому Кондратюк назвал свое детище «мастодонтом». Крыша-шатер построена под углом естественного откоса, который образуется при засыпке зерна и равен 36 градусам. Отгрузочные эстакады и ледорез были достроены в 1932 г. без участия Кондратюка, так как 30 июля 1930 г. он вместе с несколькими сотрудниками «Хлебопродукта» был арестован по обвинению во вредительстве. Одним из пунктов обвинения было то, что он строил «мастодонт» не только без чертежей, но и без гвоздей. Местное руководство пришло к выводу, что строение не выдержит такого количества зерна и развалится, погубив тем самым 10 тыс. т народного зерна. 10 мая 1931 г. Ю. В. Кондратюка осудили на три года лагерей. На самом деле «мастодонт» простоял более 60 лет и сгорел в середине 1990-х гг. Вместо лагерей Юрий Васильевич был привлечен к работе в специализированном бюро № 14 для заключенных-инженеров по проектированию угольных предприятий, образованном в г. Новосибирске. Там он проработал до августа 1932 г., успев сделать два изобретения в области горно-шахтного оборудования, на которые получил патенты и авторские свидетельства. Им были опубликованы статьи по ряду специальных проблем: ускорение и облегчение проходки шахт с опалубной механизацией бетонных и породоуборочных работ, хранение бетона высокого сопротивления и постоянной крепи шахтных стволов, железобетонный копёр.
Еще работая в бюро № 14, Кондратюк ознакомился с условиями конкурса на эскизное проектирование мощной Крымской ветроэлектростанции (ВЭС), объявленного Наркоматом тяжелой промышленности (Наркомтяжпром). Проект станции был выполнен в соавторстве с П. К. Горчаковым, а позднее к проекту привлекли инженера Н. В. Никитина.
Эскизное проектирование ВЭС было завершено в ноябре 1932 г., и вскоре авторы проекта получили разрешение Государственного политического управления на поездку в Москву. По настоятельной просьбе Наркомтяжпрома в 1933 г. Ю. В. Кондратюка досрочно освободили от высылки. На конкурсе его проект был признан лучшим. В 1933–1934 гг. Юрий Васильевич работал в филиале Института промэнергетики в г. Харькове. Окончательно технический проект был доработан к середине февраля 1934 г. В 1937 г. на горе Ай-Петри в Крыму по подготовленным рабочим чертежам началось строительство фундамента станции. Однако уже в 1938 г. было принято решение о прекращении проектирования и строительства мощных ветроэлектростанций. В связи с этим в последующие два года Кондратюку пришлось заниматься проектированием малых опытных ветровых электростанций в Проектно-экспериментальной конторе ветроэлектростанций (ПЭКВЭС).
В этот же период Ю. В. Кондратюк получал настойчивые и выгодные предложения о сотрудничестве от С. П. Королева, однако отвечал отказом, ссылаясь на обязательства по строительству ВЭС.
Другая версия истории говорит: причина отказа была в том, что работа над военными проектами подразумевала жесткий контроль со стороны НКВД. При проверке биографии мог быть вскрыт факт подделки документов и белогвардейское прошлое – со всеми вытекающими последствиями.
После начала Великой Отечественной войны Ю. В. Кондратюк ушел добровольцем в народное ополчение. Зачислен рядовым телефонистом в роту связи 2-го стрелкового полка 21-й Московской дивизии народного ополчения Киевского района 33-й армии Резервного фронта. После выхода из Вяземского окружения в октябре 1941 г. служил в роте связи 470-го стрелкового полка 194-й стрелковой дивизии, затем он – командир отделения и помкомвзвода во взводе связи 1-го батальона 1281-го стрелкового полка 60-й стрелковой дивизии 49-й армии Западного фронта.
Согласно «Книге памяти погибших и пропавших без вести в Великой Отечественной войне. Том 7», Кондратюк Юрий Васильевич проходил службу в 110-й стрелковой дивизии 33-й армии в должности помощника командира взвода 1291-го стрелкового полка, погиб 25 февраля 1942 г., похоронен у дер. Кривцово Болховского района Орловской области.
26 марта 1970 г. судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РСФСР своим определением № ОС-70-8 реабилитировала Ю. В. Кондратюка за отсутствием состава преступления. Восстановлению его доброго имени посвятил немало усилий его бывший сослуживец и однополчанин, а позже – инженер-конструктор Конструкторского бюро им. С. А. Лавочкина Борис Иванович Романенко.
В художественной литературе Ю. В. Кондратюк стал прототипом героев драмы «Чудак-человек» Л. И. Квина, романа «Конные и пешие» И. А. Герасимова. Его памяти посвящены стихи А. А. Кухно.
Имя Юрия Васильевича Кондратюка, одного из величайших ученых прошлого столетия, навечно останется в памяти поколений как человека, открывшего дорогу в космос, и как талантливого инженера-механика, конструктора, создававшего знаменитый деревянный склад-зернохранилище «мастодонт». Его именем названы улицы и площади в городах, где жил и работал инженер, кратер на обратной стороне Луны, установлены памятник в Полтаве и бюст в г. Камне-на-Оби, выпущены медали, значки, монеты, марки. Аэрокосмический лицей в г. Новосибирске носит имя Ю. В. Кондратюка.
Источник: Малетина, С. А. 125 лет со дня рождения инженера, изобретателя, основоположника космонавтики Ю. В. Кондратюка (1897-1942) // Алтайский край, 2022 г.: календарь знаменат. и памят. дат. — Барнаул, 2021. — С. 83-88 : фот. (текст в формате PDF)