Фролов Петр Козьмич (1775-1839)

Фролов Петр Козьмич родился 16 января 1775 г. в поселке при Змеиногорском руднике. Отец, почти 50-летний изобретатель-гидротехник Козьма Дмитриевич Фролов, был женат третьим браком на поповской дочери Февронье Максимовне, бывшей младше мужа почти на 20 лет. От предыдущих браков у отца было две дочери. В третьем браке старшим ребенком был сын Павел, младше Петра были Татьяна и Гаврило.

Портрет Фролова Петра Козьмича. Неизвестный автор. АГКМ. ОФ 6042.

В шестилетнем возрасте, с 27 апреля 1781 г., вместе с 10-летним братом Павлом Петр числился в штате Колывано-Воскресенской команды унтер-шихтмейстером, но оба брата находились «на отцовском содержании». Отец, желая дать сыновьям горное образование, озаботился их определением в недавно открытое Горное училище в Петербурге (позже преобразованное в Горный институт). Получив в конце 1783 г. назначение в караван серебра, К. Д. Фролов отвез Павла и Петра в столицу. Там в 1784 г. братья были устроены в подготовительные классы Горного училища, а в 1786 г. зачислены в воспитанники на казенный счет.

Окончив в мае 1793 г. обучение, Петр Козьмич в чине шихтмейстера вернулся на Колывано-Воскресенские заводы, поступив на руководимый отцом Змеиногорский рудник. Здесь он занимался поверхностными и внутренними горными работами, совмещая их с обязанностями «по маркшейдерской части», связанными с геодезической съемкой горных работ и выполнением чертежей. В 1795 г. П. К. Фролов уже самостоятельно руководит группой рудников Змеиногорского края – Гольцовским, Семеновским и Лазурским. В мае 1797 г. он был назначен в Сузунский завод. На нем в течение почти года он надзирал за надворными работами, отвечал за приемку руд, угля и других заводских припасов. На этом месте службы в феврале 1798 г. Петр Козьмич получил чин берггешворена 12 класса.

Судьбоносной для П. К. Фролова стала командировка на Нерчинские заводы для закупки и транспортировки свинца на Колывано-Воскресенские заводы. Ему поручалось найти способы удешевления этой доставки. За два с половиной года, с мая 1798 г. по октябрь 1800 г., Петр Козьмич на практике реализовал перевозку свинца водным путем по Ангаре, Енисею, Кети и Оби с двумя сухопутными перегрузками. По результатам этой транспортировки Фролов составил описание пути, выполнил его подробные карты, на которых также обозначил промеры глубин и полезные ископаемые по пути следования каравана свинца. В свободное от основного поручения время Петр Козьмич составил описание всей Нерчинской округи с «подробнейшими замечаниями… о всех горных и заводских действиях» и сведениями «до обитателей тех стран, их нравственности и вообще до физического состояния всего тамошнего края». Дополняли их выполненные П. К. Фроловым карта округи, многочисленные чертежи и «рисованные виды рудников и заводов».

По возвращении в Барнаул с октября 1800 г. Петр Козьмич стал состоять «при Барнаульской чертежной и библиотеке» и в январе 1801 г. получил очередной чин гиттенфервальтера 10 класса. Вскоре после этого последовала заслуженная оценка результатов нерчинской командировки. В марте 1801 г. Берг-коллегия, рассмотрев описание пути из Нерчинских в Колыванские заводы, составленное «с таким рачением, подробностью и точностью», присвоила П. К. Фролову чин маркшейдера 9 класса. В июне 1801 г. за описание и картографирование этого пути высочайшим указом Фролову был пожалован следующий чин бергмейстера 8 класса и назначена ежегодная пенсия в размере 280 руб. Представленное в Кабинет его императорского величества описание Нерчинских заводов с чертежами и рисунками не только восполнило недостаток информации, но и свидетельствовало о знаниях и навыках Фролова. Поэтому в знак высочайшего благоволения от имени императора он получил в подарок бриллиантовый перстень.

В июле 1801 г. последовало поручение Кабинета Е. И. В. составить планы и виды Колывано-Воскресенских рудников и заводов. Возложенное по должности на Фролова, задание было выполнено к январю 1802 г. и включало 65 чертежей и 8 видов рудников и заводов. Они в очередной раз подтвердили талант П. К. Фролова как отличного рисовальщика и чертежника. В Петербург их доставил сам Петр Козьмич, назначенный в 1802 г. сопровождать караван серебра в столицу. По возвращении в Барнаул в мае 1803 г. он был назначен на должность форстмейстера – руководителя лесов всей Колывано-Воскресенской заводской округи. По-видимому, этим шагом руководство выражало признание Фролова как умелого организатора в сферах, связанных с обеспечением горнозаводского производства.

В это же время П. К. Фролов женился на дочери полковника Дегаррига Марии Ивановне, падчерице начальника заводов В. С. Чулкова. Обращаясь к нему в письмах со словами «любезнейший батюшко» и называя себя сыном, в его лице Фролов, несомненно, нашел покровителя и единомышленника. Это подтверждает активная проектная деятельность Петра Козьмича, пришедшаяся на период руководства заводами В. С. Чулкова и К. К. Бэра. В 1804–1805 гг. под руководством П. К. Фролова проходили испытания его проекта перевозки руды сплавом по Иртышу на судах специально разработанной им конструкции. Водная доставка руд с отдаленных Бухтарминских рудников на Змеиногорскую площадку облегчала дальнейшую их перевозку на заводы. За внедрение этого способа перевозки руд в сентябре 1805 г. П. К. Фролов получил орден св. Владимира 4 степени.

Успех водной перевозки руд по Иртышу расширил проектные начинания П. К. Фролова. В марте 1806 г. он предложил в строившемся Змеевском заводе соорудить чугунно-рельсовую дорогу между заводом и рудником. Проект получил одобрение, и в течение летних сезонов 1806–1809 гг. дорога длиной 1867 м (В. С. Виргинский) была построена. Летом 1809 г. П. К. Фролов проводил испытания дороги. Движение по «чугунке» трех вагонеток с рудой на конной тяге началось 24 августа 1809 г. После дополнительных поправок осенью 1810 г. в Петербург было сообщено об окончании сооружения дороги. Дорога включала виадук, мост, выемки, являясь, таким образом, сложным инженерным сооружением. Петр Козьмич Фролов по праву носит имя одного из пионеров железных дорог в России.

Подпись П.К. Фролова. 1828 г. ГААК. Ф. 1. Оп. 3. Д. 52. Л. 587.

Проект чугунно-рельсовой дороги был лишь частью транспортных предложений П. К. Фролова. В 1806 г. он изложил проект «о заведении водяного сообщения между заводами и рудниками». Развитый в 1807 г., он предусматривал организацию заводских перевозок из Змеиногорского рудника до Барнаула по Оби, Алею, Чарышу, создание судоходных каналов и строительство рельсовых дорог в качестве подвозных путей к пристаням. В мае 1806 г. начались промеры глубин Алея и Чарыша, нивелировка местности. После окончания строительства чугунно-рельсовой дороги П. К. Фролов переключился на осуществление проекта транспортной коммуникации. В 1808 и 1809 гг. проводились не вполне удачные опыты судоходства по Алею. Но уже в 1810 г. новый начальник заводов И. И. Эллерс остановил опыты по предложенному проекту.

Во все время проектирования новых транспортных коммуникаций П. К. Фролов продолжал числиться при Барнаульской чертежной и инспектором заводских училищ. Этим занятиям он посвящал преимущественно зимние периоды. Одним из значительных результатов его деятельности стала новая система организации Барнаульской казенной библиотеки. Начатая в феврале 1809 г., эта работа была завершена в мае 1809 г. Была введена новая система учета, хранения и книговыдачи.

В сентябре 1811 г. П. К. Фролов был переведен на службу в Петербург начальником чертежной Департамента горных и соляных дел. Столичная должность, однако, как и предыдущая деятельность Петра Козьмича, сопровождалась многочисленными командировками. В 1812 г. он был направлен к устью Камы для осмотра места строительства соляных складов. Значительное время в 1812–1813 гг. ушло на поручения по Эльтонским соляным промыслам. Фролов провел нивелирование местности, изучал проекты доставки соли от озера Эльтон к Волге, предложил собственный проект чугунно-рельсовой дороги, изучал положение солевозцев. Транспортные предложения не получили утверждения, а итоги остальных поручений стали основой дальнейших бюрократических решений. В 1814 г. Фролов был отправлен на Старорусский солеваренный завод для изучения его восстановления, а в следующем году изучал жалобы крестьян на Белорецком заводе Пашкова. В целом петербургский период службы получил высокую оценку со стороны руководства: «Все сии поручения, требовавшие отличных познаний и деятельности, выполнил с таким успехом и совершенством, каких только ожидать можно от чиновника отлично усердного и сведущего». В вознаграждение выполненных поручений Фролову было выдано 2000 руб., но «высочайших благоволений ему объявляемо не было». За это же время П. К. Фролов получил лишь повышение в чине до берггауптмана 6 класса в порядке выслуги установленного срока. По оценке биографа Фролова Н. Я. Савельева, «способного и прекрасно знающего производство инженера превратили в государственного ревизора».

В январе 1817 г. Петр Козьмич Фролов был назначен начальником Колывано-Воскресенских заводов. За годы управления его предшественника И. И. Эллерса заводское хозяйство действовало со сбоями и нередкими периодами авралов, что, по оценке высшего руководства, ставило заводы в «затруднительное положение, в каком они прежде не были». Как опытный организатор П. К. Фролов должен был стабилизировать их положение. Приемка заводов прошла летом 1817 г., а уже осенью состоялся Горный совет, утвердивший основные направления по упорядочению и стабилизации заводского хозяйства. Упор был сделан на создание в заводах запасов сырья для стабильной работы и внедрение соразмерной плавки богатых и убогих руд. Тем самым заводы переводились на равномерный режим работы. Конечно, это не прекращало проведения различных опытов и проектов, но они в итоге не получали широкого значения. С санкции высшего руководства П. К. Фролов начал наводить жесткий порядок в управлении, преследуя злоупотребления чиновников и их небрежение по службе. Одним из первых предписаний начальник заводов заявил, что «за неисправность, нерадение, упущение и дурные поступки взыскано будет наистрожайше».

Хотя деятельность П. К. Фролова на посту начальника заводов сопровождалась новыми проектами и реализованными начинаниями, они почти не касались производственной сферы, остановившейся в уровне своего развития. По мнению историка В. В. Ведерникова, этому способствовало превращение в эти годы России в мирового лидера по производству серебра, что оказывало успокаивающее воздействие на власти. В результате изобретатель-рационализатор уступил место администратору-консерватору.

Уже по итогам первого года службы в должности начальника заводов П. К. Фролов в 1818 г. был награжден двумя орденами – св. Анны 2 степени и св. Владимира 3 степени. В августе 1820 г. заводской регион посетил М. М. Сперанский. Он окончательно подтвердил безошибочность назначения П. К. Фролова на пост начальника заводов. В письме управляющему Кабинетом Е. И. В. Д. А. Гурьеву он писал: «В господине Фролове вы имеете чиновника во всех отношениях отличного и поистине редкого. Он рожден, кажется, для устройства и благосостояния сего края… Он привязан к заводам каким-то наследственным чувством, как к своей родине». Позже, в июле 1822 г., за отличную службу в должности начальника заводов П. К. Фролов получил орден св. Владимира 2 степени.

Качества талантливого администратора обеспечили новый виток в служебной деятельности П. К. Фролова. В июле 1822 г. в ходе проведения Сибирской административной реформы были совмещены должности начальника Колывано-Воскресенских заводов и томского гражданского губернатора. Эти посты занял П. К. Фролов. И хотя на этом поприще он также добивался выполнения поставленных задач и сбережения казенных средств, тем не менее, сказывалось отсутствие опыта гражданской службы, о которой Фролов, по оценке начальства, «имеет весьма слабые понятия». Совмещение должностей обернулось также постоянными разъездами между Барнаулом и Томском. К тому же, за время руководства заводами П. К. Фролов стал одним из немногих руководителей Алтая горнозаводской эпохи, подолгу находившегося по делам службы в столице. Так было в 1818–1819 гг., 1822–1823 гг. и в 1827–1828 гг., когда он принимал деятельное участие в разработке законодательства, касавшегося заводского региона. При этом длительные отлучки начальника заводов не вызывали сбоев в их работе. Это свидетельствовало об умении П. К. Фролова наладить работу всей административно-хозяйственной системы при опоре на надежных сотрудников.

Период руководства Колывано-Воскресенскими заводами высветил еще одну грань П. К. Фролова. Перед отъездом из Петербурга на заводы в 1817 г. он расстался со своей коллекцией рукописей и книг, которую собирал не менее десяти лет. Коллекция была приобретена Императорской публичной библиотекой, став одним из значительных пополнений в период ее становления. В Барнауле, по-видимому, Петр Козьмич вновь продолжил собирать коллекцию книг, различных предметов и живописи, что отмечали путешественники, побывавшие в Барнауле в 1820-е гг. К. Ф. Ледебур, оценивая эту сторону деятельности П. К. Фролова, писал: «Он своим образованием и любовью к искусству дал жизни и вкусам барнаульского общества совершенно иное направление». Фролов начал превращать Барнаул в горный город как культурный центр региона. Было положено начало ансамблю Демидовской площади, при участии Фролова или им самим был разработан проект памятника в честь 100-летия Колывано-Воскресенских заводов. Большой вклад Петр Козьмич внес в убранство Димитриевской церкви. Имя Фролова неразрывно связано с организацией в Барнауле музея.

В апреле 1830 г. П. К. Фролов был отправлен в отставку. Договоренность об этом была достигнута в ходе разработки условий передачи заводов в аренду Министерству финансов. С августа 1830 г. началась передача заводов новому начальнику Е. П. Ковалевскому. В апреле 1831 г. Фролов навсегда покинул Барнаул, уехав в Петербург.

В столице П. К. Фролов в декабре 1831 г. получил чин тайного советника и был назначен сенатором. Несколько позже, в январе 1836 г., он был пожалован орденом св. Анны 1 степени «в награду долговременной и всегда ревностной службы». Но сенаторское кресло не стало для Фролова почетной синекурой. В 1837 г. он стал членом совета Министерства государственных имуществ. В эти же годы Петр Козьмич являлся деятельным членом и председателем разных комиссий, связанных с руководством казенным имуществом.

Скончался П. К. Фролов в ночь на 10 декабря 1839 г. Похоронен он был на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры, в то время одном из самых почетных мест упокоения в Петербурге. Могила его до наших дней не сохранилась.

В небольшой биографической заметке едва ли возможно перечислить все труды и начинания П. К. Фролова. Проявив себя вначале в качестве талантливого чертежника и рисовальщика, он быстро зарекомендовал себя как рационализатора в области транспортных сообщений. Все это сопровождалось безусловным организаторским талантом и умением обобщить наработки предшественников. В итоге, став начальником заводов, П. К. Фролов представил собой тип не начальника-практика и производственника, а руководителя-администратора. Поэтому роль П. К. Фролова состоит не только в конкретных мероприятиях, но прежде всего в стабилизации и упрочении сложившихся до него принципов хозяйственной организации на Колывано-Воскресенских предприятиях.

Источник: Афанасьев, П. А. 250 лет со дня рождения начальника Колывано-Воскресенских горных заводов, томского гражданского губернатора П. К. Фролова (1775–1839) / П. А. Афанасьев // Алтайский край, 2025 г.: календарь знаменат. и памят. дат. Барнаул, 2024. — С. 15-22: портр. — Библиогр. в конце ст. (Текст в формате PDF).