2013
2013 – Ушел из жизни ставший легендой Михаил Тимофеевич Калашников, великий конструктор-оружейник. Писатель Анатолий Степанович Муравлёв (24 июля 1951 года с. Колыванское Павловского района) написал о земляке документальную повесть, которая называется просто, но емко «Михаил Калашников».
Книга «Михаил Калашников» была издана в 2015 году в серии «Алтай. Судьба. Эпоха». Этот губернаторский издательский проект посвящен выдающимся личностям Алтайского края, внесшим значительный вклад в российскую историю и культуру. «Михаил Калашников» – третья книга в серии «Алтай. Судьба. Эпоха». Она содержит много интересных материалов о знаменитом оружейнике, которые раньше нигде не публиковались, познавательны прежде всего сведения о переезде Калашниковых – отца и матери Михаила Тимофеевича с родителями и старшими детьми – на Алтай. Губернатор Алтайского края Александр Карлин так отозвался о повести Анатолия Муравлёва: «Эта книга соответствует лучшим традициям жанра художественно-документальной прозы. Здесь, кроме всего, есть немало аспектов, которые показывают связь Михаила Калашникова с его малой родиной, помогают понять истоки душевных личных качеств этого человека. И для нас, земляков, наверное, это самое ценное!»
Дмитрий Марьин о книге: «Написать биографию великого земляка для локального издания – непростая задача. Автору нужно не только осветить основные этапы жизни замечательного человека, но и подчеркнуть его связь с малой родиной, не умалив при этом масштаб личности, степень принадлежности ее к культуре и истории всей страны, а то и целого мира. Здесь требуются особый такт, профессиональный опыт, умение видеть главное. В целом авторам первых двух книг серии «АСЭ» это удалось… Удалось это и Анатолию Муравлёву. Рассказывая историю жизни знаменитого конструктора, автор смог донести до читателя, что работоспособность, упорство, честный труд, стремление к простому решению сложной задачи – вот главные качества характера Михаила Калашникова, способствовавшие многочисленным изобретениям, в том числе и самому знаменитому — автомату, который стал самым распространенным стрелковым оружием в мире…
Есть в книге попытка открыть новые факты в биографии Калашникова, по ряду причин в советское время скрывавшиеся от широкого читателя: ссылка семьи в Нарымский край в 1929 году, бегство Михаила в родную Курью, работа в Казахстане на станции Матай, служба в армии, затем война, возвращение в Матай, где будущий конструктор создает свой первый образец пистолета-пулемета и находит свою первую жену, впервые становится отцом… Именно семейные тайны Михаила Калашникова стали тем новым, что открывается читателю в книге Анатолия Муравлёва. Остальное – перипетии работы над АК-47, обстоятельства послевоенной службы – уже достаточно известная информация и без лишних хлопот может быть почерпнута в «Википедии». Но ведь и это важно: именно в семейных отношениях раскрывается для нас этот засекреченный человек. Падает пелена тайны, и читатель видит обыкновенного, в сущности, человека, который, как и все мы, умеет любить, заботиться о своих близких, теряет и находит родных людей, верит в будущее, противостоит тяжелой болезни. Конечно, пока не все мы знаем о Калашникове: инерция прижизненной закрытости еще долго будет давать о себе знать. Но все, что можно было сказать о нем сегодня, автор книги постарался открыть читателю.
Традицией серии «Алтай. Судьба. Эпоха» стало обязательное наличие в книге главы, посвященной сохранению памяти о великих земляках. Вот и Анатолий Муравлёв подробно рассказал нам о строительстве музея М. Т. Калашникова в Курье, о реконструкции сельского храма, в котором когда-то был крещен будущий изобретатель и конструктор стрелкового оружия. Все это важно и является тем мостиком, который прочно и зримо связывает героическое время свершения подвигов на благо России, которое стало судьбою великих земляков, с сегодняшним днем, живущим своими проблемами и заботами».
Отрывки из книги:
«По сути дела, благодаря Столыпину Алтай стал переселенческим, миграционным центром страны. А трудолюбие и самоотверженность его жителей, включая новоселов, придали нашему региону высокий статус житницы Сибири…»
«Калашниковым выделили участок земли для обустройства на самой окраине Курьи, у быстрой речки Локтевки, огород спускался вниз к ее берегу. Каждый член семьи в меру своих сил помогал обживаться на новом месте: строить дом, скотный двор, растить скот, ухаживать за малыми детьми и за выделенной землей.
В воспоминаниях новоселов звучало удивление от их щедрости. “Земля у старожилов вольная, немереная”. А землемер, взойдя с мужиками на пригорок, спрашивал их: “Видите вон там березу? А вон там колок? Хватит дотуда земли?” Мужики радовались – такое приволье после России!
Ведь здесь: селись – где хочешь, живи – где знаешь, паши – где лучше, паси – где любче, коси – где густо, лесуй – где пушно!»
«Большого богатства работа на земле не давала, но и бедными трудолюбивые алтайские крестьяне не были. Правда, для достижения достатка приходилось трудиться ежедневно, кроме религиозных праздников, изнуряя себя. А ведь кроме работы на своей пашне и во дворе, были еще и “отработки” – ямские, по исправлению дорог, лесные, заводские, общинные…
В хозяйстве [многодетных] Калашниковых через несколько лет после приезда на Алтай, согласно сельскохозяйственной переписи 1917 года, имелось 28 голов скота, в том числе семь рабочих лошадей, две коровы, овцы, козы, свиньи и их молодняк.
Тимофей и Александра [отец и мать Михаила Калашникова] имели также пашни 70,6 десятины (десятина – единица площади в России до 1918 года, равная 1,0925 гектара), из них под посевами – 63,3 десятины. Плюс семь десятин под покосами и одна сотка – под усадьбой.
В 1917 году Калашниковы сеяли 37 десятин яровой пшеницы, 25 – овса, а также от сотки до десятины проса, бахчей и картофеля. Данных о выращивании конопли и льна в ходе переписи не зафиксировано, хотя вряд ли семья обходилась без них – крестьяне и их дети не обходились без льняных и конопляных одежд и постельных принадлежностей. Да и Михаил Тимофеевич в одном из интервью рассказывал, что у них в семье, как, впрочем, и у других крестьян, было натуральное хозяйство – все делали сами. Покупного, по существу, ничего не было. Сами пекли хлеб, сами ткали на ткацких станках, сами льняную и шерстяную пряжу делали – веретеном, на специальных прялках. Потом из нее изготавливали одежду».