Барнаул

БАРНАУЛ – административный центр Алтайского края с 1937 г. Расположен в зоне лесостепи, на левом берегу Оби в устье Барнаулки. Абсолютная высота над уровнем моря – 130–250 м. Климат – континентальный.

Барнаул – крупнейший транспортный узел, через который проходят Южно-Сибирская, Туркестано-Сибирская железные дороги; автомобильные трассы связывают город с населенными пунктами края, с Новосибирском, Кузбассом, Казахстаном; воздушные линии – со многими городами России, ближнего и дальнего зарубежья. Есть речной порт. Барнаул – промышленный центр, в котором преобладают предприятия машиностроения, химической и легкой промышленности. Площадь города – 321 км2. В его составе 5 административных районов: Железнодорожный, Индустриальный, Ленинский, Октябрьский, Центральный. Население – более 670 тыс. человек. В городе около 750 улиц, проспектов, переулков, проездов, их общая длина – 684 км. Действуют 47 лечебно-профилактических учреждений, 7 государственных вузов, 14 средних специальных учебных заведений,19 ПТУ, 108 общеобразовательных школ, 152 детских дошкольных учреждения. Работают 4 театра, 3 музея, около 10 выставочных залов и галерей, 34 муниципальные и 3 государственные библиотеки, 4 кинотеатра.

Памятники: на общественные средства в городе установлен памятник А.С. Пушкину к 200-летию поэта в 1999 г. (Автор памятника – скульптор М. Кульгачев); широко известны памятники В.М. Шукшину, В.С. Высоцкому, И.И. Ползунову, Мемориал Славы, историко-революционные памятники и др.


Барнаул – город-завод строился в XVIII — первой половине XIX в. по образу и подобию Санкт-Петербурга.

Город-сад

Интересным фактом в истории дореволюционного Барнаула является попытка создания города-сада. В 1902 г. английский футуролог Эбинер Говард выпустил книгу «Города-сады будущего», в которой дал графическую схему своей идеи. Идея Э. Говарда получила широкое распространение в русском градостроительстве того времени. Россия являлась членом «Международной ассоциации городов-садов и городской планировки», в Петербурге было организовано «Русское общество городов-садов». Отдел этого общества действовал и в Барнауле, его председателем был управляющий Алтайской железной дороги А. М. Ларионов, а членами общества – известный краевед Григорий Дмитриевич Няшин, городской архитектор Иван Феодосиевич Носович и общественные деятели города. В Барнауле предпринималась попытка создания такого проекта. Это был образец нового города. Город-сад имел форму круга, в центре располагалась круглая площадь, обсаженная деревьями. Ее окружали кварталы застройки и круговые улицы, пересекаемые бульварами, один из них был направлен на железнодорожный вокзал (ныне пр. Строителей). В жилых кварталах строились коттеджи с садами, цветниками, огородами, а по внешним границам заводы и фабрики.

В пожаре 1917 г., вошедшем в историю как последний крупный пожар дореволюционной России, выгорело 60 кварталов, 25 улиц, более тысячи жилых и общественных зданий (телеграф, электрическая и водопроводная станции, магазины, склады и т. д.). Больше 10 тыс. человек лишились крова. После пожара появилась возможность реализовать идею строительства города-сада, т. к. потребовалось срочно разместить пострадавших. Желающим строиться предъявлялось восемь основных требований: на участках до 200 квадратных саженей не разрешалось строить дома более двух этажей; каждый дом на одну семью; не менее 4/5 площади должно быть свободно от построек и находиться под садом, огородом, цветником и т. д. Домики начали строиться в пределах современных улиц Профинтерна, проспекта им. М. И. Калинина, парка «Изумрудного», ноэто были не капитальные дома,а скорее лачуги. Городские власти не способны были финансировать этот проект, не все желающие смогли выкупить участки, и он не был реализован. В деревянной жилой застройке возле парка сохранились следы планировки города-сада.

Официальный сайт города Барнаула