Миленко Константин Данилович (1913–1980)
3 марта 1913 г.
Родился заслуженный артист РСФСР, главный режиссер Алтайского краевого театра драмы К. Д. Миленко
Миленко Константин Данилович родился в г. Мелитополе Таврической губернии. С юности участвовал в любительских спектаклях, работал статистом в местной труппе, пробовал свои силы в заезжих антрепризах. В 1934 г. окончил Одесский музыкально-драматический институт. Профессиональную сценическую карьеру начал актером в одной из лучших на периферии театральных трупп – Саратовском драматическом театре им. К. Маркса. Художественным руководителем театра в то время был Иван Артемьевич Слонов – выдающийся актер и театральный педагог, который привлек К. Миленко к занятиям актерским мастерством со студентами театрального училища. В группе студентов, у которых преподавал Константин Данилович, был Юлий Чепурин, будущий известный драматург. Так началась их многолетняя творческая дружба.
Успешные роли на саратовской сцене и частые гастрольные поездки в Москву способствовали тому, что молодого талантливого актера «заметили» столичные режиссеры. Константин Миленко получил приглашение сразу в три московских театра – театр им. Ермоловой, театр им. Ленинского комсомола и в Малый академический театр. В труппу Малого театра Константин Данилович Миленко вступил 1 сентября 1938 г. и прослужил там более 5 лет. Параллельно с актерской деятельностью начал заниматься режиссурой, открыв для себя притягательную силу этой профессии. С началом Великой Отечественной войны Малый театр был эвакуирован в Челябинск, где работал около года. В Челябинске К. Д. Миленко участвовал в создании новых постановок – «Отечественная война 1812 года», «Партизаны в степях Украины», «Осада мельницы», несколько раз выезжал в составе фронтовой бригады на передовую.
По возвращению в Москву в сентябре 1942 г. К. Д. Миленко, вместе с другими артистами, сразу же активно включился в военно-шефскую работу. На юге страны в это время враг рвался к Сталинграду. С бригадой Малого театра К. Д. Миленко побывал на Юго-Западном фронте, выступал и перед защитниками Сталинграда, еще не зная, что этот город на Волге навсегда войдет в его сердце, станет частью его биографии. Через год, после победного исхода смертельной битвы под Сталинградом, К. Д. Миленко был одним из первых, кто откликнулся на призыв поддержать искусством дух сталинградцев. Он приехал в Сталинград в начале октября 1943 г. с группой артистов московских театров, присланных для усиления труппы Сталинградского драматического театра им. Горького, в котором К. Д. Миленко получил назначение режиссера. Выйдя на привокзальную площадь, увидел разбитые детские фигурки фонтана. Развалины потрясли его. А Волга сверкала… Он пошел на берег, и на обгоревшей колонне увидел черную пробитую пулями афишу… Мечта о возрождении театра в героическом, насмерть стоявшем Сталинграде захватила его целиком, он не знал ни сна, ни отдыха, готовясь к открытию театрального сезона, задумывая новые постановки.
Театр в Сталинграде был разрушен, и некоторое время труппа работала в клубе «Сталгресс». Константин Данилович разделил общую участь всех театральных работников: репетировал до изнеможения, жил в бойцовском блиндаже, помогал в ремонте здания театра, готовил пищу на костре, потом получил комнатку при клубе. В эту комнатку и заглянул к нему друг молодости Юлий Чепурин – участник боев за Сталинград, а ныне – литературный сотрудник фронтовой газеты «Сталинское Знамя». Встреча была судьбоносной и для режиссера, и для начинающего драматурга. Ю. Чепурин принес в театр свою первую, получившую впоследствии широкую известность, пьесу – «Сталинградцы», созданную автором по горячим следам Сталинградской битвы. К. Д. Миленко сразу же взял пьесу в работу. Над постановкой он работал вместе с художественным руководителем театра С. А. Майоровым. В спектакле была занята вся труппа театра, которую не пришлось вдохновлять – все понимали, что эта пьеса должна увидеть свет рампы именно здесь – на обугленной, политой кровью земле Сталинграда, в городе, где фашисты не пожалели ни одной улочки, ни одного дома, и который непобежденным вставал из руин.
Премьера спектакля «Сталинградцы» состоялась в феврале 1944 г., в годовщину победы на Волге. Перед началом спектакля состоялось вручение медалей «За оборону Сталинграда» его защитникам, которое вылилось в большое и волнующее торжество. Среди награжденных были и служители искусства, в том числе режиссер-постановщик спектакля К. Д. Миленко и ряд артистов, создавших неповторимые образы стоявших насмерть советских солдат и командиров. Сам К. Д. Миленко играл в этом спектакле роль Афанасия Кудрова – солдата-сибиряка, полного ненависти к врагу и бесстрашно смотревшего в лицо смерти.
Спектакль прозвучал подлинно театральным гимном всем победителям Сталинграда и открыл триумфальное шествие пьес Ю. Чепурина на сценах страны. В постановке К. Д. Миленко на сцене Сталинградского драматического театра впервые были осуществлены все три пьесы драматурга – «Сталинградцы» (1943), «Последние рубежи» (1947) и «Совесть» (1950), составляющие трилогию «Сталинградцы».
Сталинградский период жизни К. Д. Миленко длился десять лет. За это время режиссер поставил десятки спектаклей, но главной из всех своих постановок считал одну – Праздник Победы, который состоялся 9 мая 1945 г. на площади Павших бойцов в Сталинграде. К этому празднику Константин Данилович за несколько дней написал сценарий с масштабным театрализованным представлением, и даже с фейерверком. А завершалось все величественным факельным шествием. От стен разрушенного театра вся процессия двигалась к Волге, в водах которой факелы и были потушены. Так по замыслу режиссера был погашен костер войны, который унес миллионы жизней, который изменил мир и навсегда разделил историю на до и после войны…
1945 г. стал счастливым и в творческой, и в личной жизни К. Д. Миленко. Он был назначен главным режиссером театра, обрел верную подругу жизни – молоденькая актриса, выпускница ГИТИСа, Юлия Ганина стала его женой и подарила ему дочь.
Но неуемный творческий характер режиссера не позволил ему закрепиться на одном месте и вести степенный образ жизни. В 1953 г. К. Д. Миленко с радостью принимает предложение возглавить театр столицы целинного края в далеком Барнауле – Алтайский краевой драматический театр.
Символично, что первой постановкой нового главного режиссера на барнаульской сцене стал спектакль «Сталинградцы» Ю. Чепурина. Премьера состоялась 7 мая 1953 г. и была посвящена восьмой годовщине со дня Великой Победы. Этим спектаклем режиссер сразу завоевал доверие и труппы театра, и зрителей.
Миленко К. Д. был профессиональным режиссером, деятельным, темпераментным художником. Энергичный живой человек с умными глубокими глазами, удивительно проницательный, верно и точно умел он находить исполнителей для каждой роли. Всегда бился он за мысль, за внутреннее существование в обстоятельствах пьесы. Постановкам К. Д. Миленко была свойственна яркая театральность. Он умел тонко сочетать трагическое с комическим, глубокую мысль с фантазийной формой.
Он был хорошим руководителем, умел добывать для театра все необходимое, умел настаивать, хлопотать, замечательно ладил с актерами. «С труппой он творил чудеса», – вспоминает об этом времени артист А. Н. Самохвалов.
Его захватывающая репетиционная работа, неуемность его фантазии, мастерская помощь режиссерам, талант руководителя подняли театр еще на одну ступеньку творческого роста. К. Д. Миленко был приверженцем современной драматургии, и на сцену театра приходят новые пьесы, отражающие «день сегодняшний». Он привлекает в театр молодую режиссуру, новых авторов. В 1954 г. Алтайский краевой театр драмы впервые обратился к произведению местного автора. Пьеса барнаульского поэта Марка Юдалевича «Ползунов» была поставлена молодым режиссером Б. А. Вахрушевым и явилась подлинным театральным открытием. Трагические обстоятельства случившегося в день назначенной премьеры спектакля пожара в театре не погубили спектакль. По настоянию К. Д. Миленко премьера была сыграна на сцене Клуба Барнаульского меланжевого комбината, туда же на время ремонта театрального здания были перенесены и другие спектакли репертуара.
Большой успех имели осуществленные К. Д. Миленко спектакли по русской и зарубежной классике – «Красавец-мужчина» и «Василиса Мелентьева» А. Н. Островского, «Последние» А. М. Горького и «Разоблаченный чудотворец» Г. Филдинга. Историко-революционная тема в творчестве К. Д. Миленко была представлена постановками «Кремлевские куранты» Н. Погодина и «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского. Роль Комиссара в «Оптимистической трагедии» режиссер доверил своей супруге, актрисе Юлии Ганиной, которая создала сильный и яркий образ.
В постановках К. Д. Миленко открывались новые грани сценического мастерства ведущих актеров труппы и раскрывались таланты молодых артистов. Значительные для своего творчества роли сыграли в спектаклях К. Д. Миленко мастера сцены, заслуженные артисты РСФСР С. Б. Рабинов, А. К. Коковкин, Л. Н. Перфильева. Героический образ летчика Мересьева в спектакле «Настоящий человек» Т. Лондона по повести Б. Полевого – стал одной из лучших работ на барнаульской сцене заслуженного артиста РСФСР С. Г. Хлытчиева. Молодой герой Андрей в спектакле по пьесе В. Розова «В добрый час» определил начало серьезной сценической карьеры будущего народного артиста России Д. Г. Паротикова. В сатирических комедиях «В сиреневом саду» Ц. Солодаря и «Не называя фамилий» В. Минко блистали комическим дарованием артисты А. Самохвалов, Л. Двоеглазов и А. Шелякина – любимейшие актеры барнаульской публики, составившие в дальнейшем гордость и славу театра.
Репертуар «миленковского» периода составляли не только его постановки. С большим доверием относился главный режиссер к своим коллегам, собратьям по профессии, и к начинающим молодым режиссерам. В этот период замечательные спектакли ставят А. Е. Ларионов, Б. А. Вахрушев, Н. Г. Гайдаров, В. С. Черников, Г. В. Келлер и др. Ассистентом режиссера в миленковской постановке еще одной пьесы барнаульского поэта и драматурга М. И. Юдалевича – «Так добывалась правда», о событиях гражданской войны на Алтае, – был назначен Д. Г. Паротиков.
Выдающейся театральной постановкой К. Д. Миленко стал спектакль «Меч и звезды», над которым коллектив театра работал совместно с автором, лауреатом Сталинской премии Юлием Петровичем Чепуриным, специально приезжавшим в Барнаул по приглашению режиссера.
Своеобразным творческим отчетом за время художественного руководства К. Д. Миленко стали первые в истории Алтайского краевого театра драмы большие гастроли. Летом 1957 г. театр выехал с лучшими спектаклями репертуара в г. Новосибирск. Работали на сцене легендарного театра «Красный факел». Гастроли прошли с большим успехом, Алтайский краевой театр драмы был признан одним из лучших в Сибири.
Достижения театра были оценены по достоинству. Почетные звания «Заслуженный артист РСФСР» были присвоены артистам С. Б. Рабинову (1954), Л. П. Перфильевой (1954), А. К. Коковкину (1955), С. Г. Хлытчиеву (1956), Ю. И. Ганиной (1956) и главному режиссеру театра К. Д. Миленко (1956).
Театральный сезон 1958–1959 гг. был омрачен вестью о переводе К. Д. Миленко Министерством культуры РСФСР на Украину, в Крым, главным режиссером одного из старейших профессиональных военных театров страны – Севастопольского драматического театра Черноморского флота РФ им. Бориса Лавренева. А в 1962 г. режиссер возглавил Липецкий областной драматический театр, в котором проработал до конца своей жизни, оставив о себе и своих спектаклях на липецкой сцене благодарную память. В театральной жизни Липецка до сих пор помнят его замечательные постановки «Без вины виноватые» А. Островского, «Последние» М. Горького и многие другие. Но наибольшую известность режиссеру принесла пьеса «Все смертям назло…», написанная вместе с В. Титовым, автором одноименной автобиографической повести о том, как горный мастер предотвратил катастрофу в шахте, но потерял при этом обе руки. Повесть была переведена на многие языки, на ее основе и была написана пьеса. В постановке одного из авторов – театрального режиссера К. Д. Миленко – эта пьеса впервые увидела свет в 1967 г. в Липецком театре, а в дальнейшем прошла по многим сценам страны.
Скончался К. Д. Миленко в январе 1980 г. Почти на четверть века пережила своего супруга Юлия Ивановна Ганина. Дочь Татьяна и внук Иван в настоящее время проживают в Москве и свято хранят их память.
И. Н. Свободная
Литература
Миленко К. Д. Краевой театр – хлеборобам Алтая // Алтайская правда. 1955. 13 июля.
О летних гастролях Алтайского краевого театра драмы по селам Алтайского края.
Вахрушев Б. Театр на селе // Алтайская правда. 1955. 13 сент.
Стрельцов А. Крайдрамтеатр в новом сезоне // Алтайская правда. 1955. 4 нояб.
Миленко К. Д. В долгу перед зрителем : к итогам [театрального] сезона в Алтайском краевом драматическом театре // Алтайская правда. 1956. 13 июля.
Рясенцев Б. Тревоги и радости // Сибирские огни. 1958. № 2. С. 153–162.
О гастролях Алтайского краевого театра драмы в г. Новосибирске.
Стрельцов А. Крайдрамтеатр в новом сезоне // Алтайская правда. 1958. 11 сент.
Абрамович А. А. В ногу со временем / А. А. Абрамович, Д. Г. Паротиков // Абрамович А. А. Призванный временем / А. А. Абрамович, Д. Г. Паротиков. Барнаул, 1981. С. 55–84. – Из содерж.: [о К. Д. Миленко]. С. 55–65 : фото.
Рябова Е. А. Миленко Константин Данилович // Энциклопедия Алтайского края. Барнаул, 1997. Т. 2. С. 226.
Юмашева Н. В. Миленко Константин Данилович // Барнаул : энциклопедия. Барнаул, 2000. С. 185.
Паротиков Д. Г. Рубцы на сердце / [вступ. ст. И. Свободной] ; Алт. краев. театр драмы им. В. М. Шукшина. Барнаул : Алт. Дом печати, 2008. 625, [2] с. : ил. – Из содерж.: [о К. Д. Миленко]. С. 220–223.
«Эпоха» Миленко // Алтайский краевой театр драмы имени В. М. Шукшина. 90 лет в настоящем! Век нынешний и век минувший… : сцены жизни и творчества. Барнаул, 2011 Т. 2 : Век минувший. С. 72–77 : цв. ил.