Тарский Геннадий Кириллович (1928–1981)
Геннадий Кириллович Тарский – талантливый художник, живописец и график, мастер портрета, пейзажа, работал в жанре тематической картины.
Г.К. Тарский родился 23 сентября 1928 г. в г. Омске.
В 1944 г. поступил в Казанское художественное училище и окончил его в 1949 г. Это был третий выпуск художников-декораторов. Педагогами его были В.С. Подгурский и народный художник ТАССР П.Т. Сперанский.
От того периода учебы сохранились эскизы, выполненные в технике акварели по произведениям А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», сказкам «Змей Горыныч», «Иван-Царевич и серый волк». По-видимому, это эскизы монументальных росписей. Заметно хорошее чувство пространства, цвета, образность русской волшебной сказки. Сохранились также карандашные наброски костюмов к опере А.П. Бородина «Князь Игорь».
По имеющимся наброскам можно отметить, что Геннадий Тарский был очень способным студентом. Скупые строки газет свидетельствуют о том, что на Всероссийской выставке работ учащихся художественных училищ в числе лучших экспонировались работы Г.К. Тарского, отмечаются его рисунки карандашом и углем.
После окончания Казанского художественного училища Геннадий Кириллович сразу же поступает в Латвийскую Академию художеств в городе Риге. Занимается в классе профессора Яниса Тилберга, народного художника Латвии, известного портретиста, живописца и графика.
Одной из курсовых работ Геннадия Тарского стал портрет учителя, выполненный маслом. Портрет написан уверенно, грамотно и эмоционально, автору удалось передать характер этого увенчанного сединой целеустремленного и увлеченного человека.
Так же, как и в Казанском училище, в Академии Тарский был одним из самых успешных учеников. Он стал участником первой методической совместной выставки лучших студентов Академии художеств Латвийской ССР, студентов Ленинградского художественного института имени И.Е. Репина (Академии художеств) и Московского художественного института имени В.И. Сурикова.
В 1956 г. Геннадий Кириллович получает диплом Латвийской Академии художеств и приезжает в Барнаул. Поступает на работу в Алтайское отделение художественного фонда и сразу же активно включается в творческую работу. Выезжает в целинные села, пишет портреты передовиков. В первые годы работы в Барнауле награжден грамотой Алтайского крайкома КПСС «За активное участие в подготовке и проведении краевой сельскохозяйственной выставки 1956 года».
В те годы директором Алтайской организации художественного фонда РСФСР был Анатолий Александрович Воротников, сын известного колыванского мастера Александра Ивановича Воротникова. По приглашению Анатолия Александровича Г.К. Тарский приезжает в Колывань, где задумывает написать картину, связанную с историей создания знаменитой «Царицы ваз», хранящейся в Государственном Эрмитаже.
В 1959 г. работа над картиной была завершена и показана на XII краевой выставке произведений алтайских художников.
В настоящее время картина находится в музее камнерезного дела в Колывани. В результате многолетней работы над картиной, появился целый ряд колыванских пейзажей, имеющих историческое значение, а также этюдные портреты колыванских мастеров. Так, в собрании Государственного художественного музея Алтайского края хранятся работы «Старик Тихобаев», «Дед Чеботарев» и др. В картине действие происходит в виду горы Ревнюхи.
Закончив работу над картиной, Геннадий Кириллович продолжает свои творческие поездки в Колывань. В его наследии колыванские пейзажи разных десятилетий. Нужно отметить, что Г.К. Тарский среди всех алтайских художников теме Колывани уделил большее внимание.
В своем творчестве Геннадий Тарский обращался к большим композициям. В 1950-е годы он работает над картиной на целинную тему «Ушел», пишет «заказные» востребованные временем работы на революционную тему («Выступление Данилова на базарной площади» и др.).
Тарский много работал в жанре пейзажа. Часто выезжал на пленэр в Горный Алтай, писал городские пейзажи Барнаула.
Геннадий Кириллович Тарский был живописцем и графиком. В графических техниках создавал станковые портреты, а также много лет сотрудничал с газетой «Алтайская правда», где печатались его рисунки на разные темы, репортажные зарисовки: «На стройке нового здания краевой библиотеки», «Строительство дворца культуры профсоюзов» и т. д.
Работал Тарский и в области плаката. Плакаты на производственные темы печатали в Алтайском книжном издательстве и рассылали по районам края, они печатались в газете «Алтайская правда» в рубрике «Языком плаката». Работа над плакатами осуществлялась в соавторстве с В. Курзиным, Г. Терещенко, Ю. Паниным. Тексты составлялись М. Юдалевичем и другими авторами.
Геннадий Кириллович Тарский участвовал в краевых выставках, его работы никогда не оставались незамеченными. Его коллеги-художники отзываются о нем, как об интересном художнике, владеющим мастерством и хорошей школой.
На протяжении долгих лет с 1956 г. Геннадий Кириллович преподавал. Он вел изостудию в Доме работников политпросвещения, в Барнаульской детской художественной школе, короткое время в Новоалтайском художественном училище.
Работы Г.К. Тарского хранятся в Государственном художественном музее Алтайского края, Павловской картинной галерее, музее Колыванского камнерезного завода.
Умер художник в Барнауле 27 декабря 1981 г.
Л. Н. Лихацкая
Литература
- Золотые звезды Алтая: Наши земляки Герои Советского Союза. Вып. 1. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1969. 256 л. в папке.
- Портреты Героев Советского Союза выполнены художником Г.К. Тарским.
***
- Талантливый художник // Молодежь Алтая. 1958. 16 нояб.: ил.
- Тарский Геннадий Кириллович // Художники Алтая. Барнаул, 1973. [С. 132-134]: портр., ил.
- Родионов А. Колывань камнерезная. Барнаул: ОАО «Алт. полигр. комб.», 2002. 327 с.: ил. – Из содерж.: [О картине Г.К. Тарского «Перевоз монолита яшмы на Колыванский завод»]. С. [32], 265-266.
- Родионов А. Явь самоцветная // Алт. правда. 2002. 20 авг.: ил., фот.
В т. ч. о картине Г.К. Тарского «Перевоз монолита яшмы на Колыванский камнерезный завод». - Тарский Геннадий Кириллович // Художники Алтайского края: биобиблиогр. слов. Барнаул, 2006 — Т. 2: М-Я. С. 319-321. (текст в формате pdf)
Источник информации: Страницы истории Алтая: календарь памят. дат. Барнаул, 2003. С. 49-52. (текст в формате pdf)