Алтайские тракты
Самые старые тракты Алтая – это Московский, Змеиногорский (Змеевский) и Бийский. В 60-х годах XVIII в. был проложен Павловский, в 70-х – Томский (Кузнецкий), а еще через 20 лет – Салаирский. Обь связывала Барнаул с Тобольском, Енисейском, Иркутском, Нерчинском. Неоднократно разрабатывались проекты развития водных путей по притокам Оби: Алею, Чарышу, Кети, Чумышу. Однако гужевой транспорт оставался более выгодным.
Московский тракт начинался от сереброплавильного завода (территория спичечной фабрики), шел Московским (Ленинским) проспектом на Гоньбу, далее через Повалиху и Тальменку. Он был проложен на село Медведское (бассейн реки Бердь), где разветвлялся на две дороги. Одна шла через Бердск и Кривощеково на запад, к Москве и Петербургу. Вторая поворачивала на Томск, затем уходила через Красноярск и Иркутск в Забайкалье. В наше время с некоторыми отклонениями по ним проходят железнодорожные пути.
На Змеиногорском руднике начинался Змеевский тракт, проходивший по долинам Алея и Чарыша, через Курью, Калмыцкие Мысы, Белоглазово, Чистюньку, Калманку, Калистратиху, Шадрино и Бураново к барнаульскому бору. Тракт этот, названный «кровавой дорогой» из-за красноватого оттенка руды, свыше ста лет возимой по нему, достигал спуска на плотину с известного в наши дни Песчаного взвоза.
Бийский тракт, ответвлявшийся от Змеиногорского, тянулся левым берегом Оби на Чарышскую пристань, Быстрый Исток к крепости Катунской (с. Катунское Смоленского района), пересекал Катунь и Бию и достигал Бийска. Этим путем велась разведка недр алтайских гор. В XIX в. возник Чуйский тракт, продолжавшийся от Бийска дальше на юг.
Павловский тракт, сохранивший и название, и траекторию до наших дней, являлся вначале почтовой дорогой, связывающей два крупнейших царских завода.
В селе Томском (Кемеровская область), расположенном почти на границе Тогульского района, в 1771 году начал действовать первый в Кузнецком уезде железоплавильный завод, снабжавший черными металлами остальные заводы и рудники. К нему-то и вел из Барнаула тракт, именовавшийся Кузнецким или Томским. Проложенный учеником Ползунова Иваном Чернициным, он шел через Тогул, Кытманово, Косиху и Чесноковку (Новоалтайск).
В конце XVIII в. началась разработка руды Салаирского рудника на построенном там Гавриловском заводе (пос. Гавриловка Кемеровской области). Под наблюдением выдающегося исследователя Алтая П. И. Шангина туда был проторен Салаирский тракт через Повалиху, Бешенцево, Сорокино и Аламбай. Нынешняя железнодорожная ветка на Артышту представляет собой участок этого старого тракта.
Уйма лет минула с тех пор. Весь край изменился до неузнаваемости. И тем более поразителен тот факт, что все главные старинные пути не только сохранились в почти первозданном виде, но и поныне не утратили своего транспортного значения.
Источник информации: Контраст. — Барнаул, 2001. – 15-21 авг. (№ 33). – С. 9.