Культурно-просветительный союз Алтайского края

8 апреля 1917 г. cоздан культурно-просветительный союз Алтайского края

В марте 1917 г. уполномоченные двух Алтайских кооперативных союзов – кредитного и потребительного – ассигновали 40 и 30 тыс. руб. на подготовку населения к выборам в Учредительное собрание. 8 апреля 1917 г. на основании решения общего собрания этих двух союзов был образован культурно-просветительный отдел Алтайских кооперативов. В правление отдела входили И. Г. Зобачев (с сентября 1917 г. – председатель правления), П. А. Казанский, И. В. Серышев, среди его инструкторов были большевики М. К. Цаплин, В. И. Устинович.

Инструкторская коллегия Алтайского союза кооперативов. Сидят: третий слева – И. Г. Зобачев, крайний справа – М. К. Цаплин. Август 1917 г. ГААК. Фотопозитив № 11148

Отдел создал небольшой коллектив инструкторов-лекторов, которые разъезжали по селам края, открывали там культурно-просветительные общества, инструктировали их, разъясняли на собраниях сущность февральского переворота, партий, Учредительного собрания. Было отпечатано и распространено бесплатно среди крестьян около 1 млн листовок, среди которых были: «Что такое Учредительное собрание», «Кто такие эсеры», «Кто такие социал-демократы», «Что такое земство» и т. д.

По запросам населения культурно-просветительный отдел комплектовал сельские библиотеки политической литературой, позже стали собирать заявки на книги по различным отраслям знаний. Уже с сентября 1917 г. основным направлением деятельности отдела стала не ликвидация политической безграмотности населения, а организация внешкольного образования. Был открыт центральный книжный склад с филиалами в уездных городах, в том числе в Барнауле и некоторых крупных селах края. В районах с помощью инструкторов отдела организовывались местные культурные ячейки, проводились народные чтения, лекции, беседы. Отдел придавал большое образовательно-воспитательное значение кинематографу, аппараты для которого имелись уже в некоторых селах края. Для оживления лекций и бесед активно использовались диапроекторы, называемые «волшебными фонарями».

Отделу был передан еженедельный журнал «Алтайский крестьянин», находившийся в распоряжении барнаульских кооперативных союзов, который выходил до конца 1918 г. Вместе с вопросами сельского хозяйства и кооперации уделялось внимание внешкольному народному образованию и освещению деятельности отдела.

После октября 1917 г. стала издаваться литературная серия «Библиотека «Сибирский рассвет», в которой печатались произведения сибирских писателей и поэтов. Своим появлением серия обязана возросшему интересу к художественной литературе (как тогда говорилось, к «беллетристике») со стороны крестьянства. Как правило, издательства печатали произведения писателей в виде толстых сборников, дорогих, не удобных, которые редко попадали в деревню. Отдел решил издавать библиотеку в форме брошюр. В декабре 1917 г. вышла первая книга – рассказ Г. Д. Гребенщикова «В полях». Затем последовали произведения А. Новоселова, В. Шишкова, П. Казанского, А. Ершова, А. Новикова-Прибоя и др.

Эскиз титульного листа, выполненный по рисунку Г. И. Гуркина. 1918 г. ГААК. Ф. 236. Оп. 1. Д. 24. Л. 15.

С историей библиотеки «Сибирский рассвет» связаны два уникальных архивных документа – подлинные рисунки известного алтайского художника Г. И. Гуркина, выполненные карандашом на бланках Алтайского центрального кредитного союза.

Из писем В. Я. Шишкова, П. А. Казанского, хранящихся в фонде культурно-просветительного союза Алтайского края, становится ясна история их возникновения. Издатели библиотеки решили сделать для всех выпускаемых книг обложку с постоянным рисунком, «клише». П. Казанский обратился с такой просьбой к Гуркину, находившемуся в Барнауле по делам. И тот «за два часа до отъезда в Бийск на чем попало и чем попало», «на мах» сделал два рисунка. Рисунок, на котором изображен рассвет, был послан Шишкову в Петроград, где он заказал клише для изготовления обложки. Впоследствии несколько книг, выпущенных библиотекой, появились с этой обложкой. Кроме этого, по содержанию писем точно установлена дата рисунков – 1917 г.

К началу 1918 г. стало ясно, что вследствие огромных требований с мест и необходимости ведения внешкольной работы в пределах всего Алтайского края, деятельность ячеек отдела расширилась количественно и качественно. Созрела необходимость преобразования отдела в самостоятельный союз.

20–22 марта 1918 г. состоялся организационный съезд делегатов кооперативных союзов и культурных ячеек Алтайского края. Культурно-просветительный отдел Алтайских кооперативов был преобразован в культурно-просветительный союз Алтайского края, самостоятельную внепартийную организацию. О цели в уставе было указано: «… содействовать дошкольному, школьному и внешкольному просвещению народа», что выражалось в создании в селах детских яслей, передвижных библиотек, книжных складов, музыкальных и литературно-драматических кружков, открытии музеев и выставок. Председателем правления был избран И. Г. Зобачев, заместителем – П. А. Казанский. Союз объединил местные культпросветобщества, которых на 1 марта 1919 г. было более 200.

Со всего края в союз поступали настойчивые просьбы учителей о снабжении учебниками, канцелярией, бумагой как для воскресных, так и для детских школ. В союз направлялись запросы о поставке разных наглядных пособий: приборов, технических коллекций, плакатов, картин и т. д. Первоначально была открыта столярно-токарная мастерская, изготавливающая арифметические ящики, ящики-буквари по системе В. Н. Катанова, классные счеты, линейки и т. п. Почти одновременно со столярной возникла театрально-декоративная мастерская, продукция которой – парики, театральные костюмы, грим, декорации и прочие принадлежности для народного театра – пользовались огромным спросом. Позднее союз приобрел ботаническую и энтомологическую коллекции, собранные во время алтайской экспедиции Казанского университета, которые легли в основу естественно-исторических мастерских. К руководству ими был приглашен ассистент Казанского университета, сотрудник Северо-Восточного института наглядных пособий Б. С. Семенов. Изготавливались до 1 тыс. гербариев, чучела животных и птиц, скелеты, коллекции насекомых. По минералогии – коллекции минералов.

Также была организована мастерская по работам из гипса и папье-маше, в которой изготавливались модели по анатомии, агрономии, ветеринарии, зоологии, бюсты писателей, а также игрушки. Руководил этой мастерской скульптор С. Р. Надольский. Кроме этого в мастерских обучали мастеров по столярно-токарному, препаровочному, игрушечному и сборочному делам с целью создания пласта мастеров-специалистов в области ремесел и прикладного искусства. Обучалось до 30 мальчиков в возрасте от 12 до 18 лет.

В начале 1918 г. союз приобрел в собственность литографию с одной машиной и двумя станками, на которых печатались картинки к образовательным кубикам, иллюстрации к сказкам, диаграммы, было организовано даже издание учебника В. А. Флерова «Ясное утро. Первая книга для чтения».

В январе 1919 г. вышел первый номер (из двенадцати) первого в крае литературно-художественного и научного журнала «Сибирский рассвет». Первоначально его планировали издавать два раза в месяц, но в силу разных обстоятельств журнал выходил один раз. Большинство произведений, печатавшихся в журнале, были написаны в лучших традициях русской литературы, посвящены дореволюционному прошлому, проникнуты любовью к простому человеку, против братоубийственной гражданской войны. Публиковались очерки о выдающихся деятелях науки и культуры Сибири (Н. М. Ядринцеве, Н. С. Гуляеве, И. В. Федорове-Омулевском и др.), обозрения событий в России и за рубежом. Большую ценность представляют «Очерки Алтая» В. И. Верещагина. Как говорилось в докладе редактора журнала С. И. Исакова второму съезду уполномоченных культурно-просветительного союза: «Сибирский рассвет» – это рассвет на горизонте сверженной культуры. За ним откроется солнце нового утра, а в истории возрождающейся или рождающейся сибирской культуры он займет не последнее место».

В авангарде кульпросветсоюза стояли просвещенные, образованные люди, работавшие с пониманием необходимости повышения уровня грамотности, самосознания крестьянства, оказания им помощи по организации культурного хозяйствования на земле. Председатель правления И. Г. Зобачев позднее стал редактором газеты «Красный Алтай». Книжным складом заведовал музыкант-энтузиаст А. И. Марцинковский, ставший впоследствии председателем совета Барнаульской рабоче-крестьянской консерватории. Летом 1919 г. должность редактора журнала «Сибирский рассвет» временно исполнял приехавший в Барнаул писатель А. С. Новиков-Прибой. Членом правления и секретарем союза, активным автором «Алтайского крестьянина» был священник И. Н. Серышев, ратовавший за «насаждение всюду школ грамоты», активный сторонник распространения языка эсперанто. Краевед и литератор П. А. Казанский (заместитель председателя правления), по воспоминаниям его современника А. М. Топорова, считался едва ли не самым остроумным и эрудированным барнаульцем, который экспромтом мог прочитать увлекательную лекцию о Рафаэле, Паганини, Рубенсе, Репине и др. Этот список можно было продолжить именами С. И. Исакова, Г. М. Пушкарева, М. К. Цаплина и др.

К сентябрю 1919 г. власти мобилизовали в армию некоторых служащих союза. Сыграло свою роль и то обстоятельство, что предприятия-мастерские союза работали в убыток. При стабильных политико-экономических условиях происходило кредитование союза банками, но это было невозможно в 1919 г. Кроме того, по разным обстоятельствам, инструктора союза с июля 1919 г. не выезжали в районы. Таким образом, не выполнялась одна из важнейших просветительских задач союза – связь с населением. Просветительская организация была вынуждена постепенно сокращать свою деятельность. За сентябрь-октябрь вышел последний сдвоенный номер (№ 11–12) журнала «Сибирский рассвет». В архивном фонде культурно-просветительного союза встречаются протоколы заседаний правления за ноябрь 1919 г., на которых обсуждалось тяжелое материальное положение организации и сложившиеся условия работы. Документ, отражающий завершение деятельности или ликвидацию союза, в составе фонда не выявлен. Видимо, под натиском внешних обстоятельств работа организации постепенно сошла на нет.

Организация и развитие деятельности культпросветсоюза происходили в сложный, неоднозначный период истории. Власть переходила от «красных» к «белым» и наоборот, продолжалась гражданская война, власть Колчака, отсутствовала связь с центральной Россией. А в это время в сибирской провинции кипела работа по организации школьной деятельности и внешкольного досуга, народного просвещения. Деятельность союза имела живой отклик на местах, что явилось несомненным доказательством востребованности образования и просвещения.

Д. А. Полякова

Литература

Культурно-просветительский союз Алтайского края // Сибирский рассвет. 1919. № 1. С. 83–86.

Программа издательства культурно-просветительного союза Алтайского края // Там же. С. 87–88.

Островзоров В. Вопросы организации и техники внешкольного образования // Сибирский рассвет. 1919. № 2. С. 73–79.

В т. ч. о работе культурно-просветительного союза Алтайского края в организации курсов по внешкольному образованию.

Гришаев В. Ф. Культурно-просветительный союз Алтайского края // Барнаул: энциклопедия. 2000. С. 157–158.

Очерки истории книжной культуры Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 2000. Т. 3. 1917–1930 гг. – Из содерж.: [Культурно-просветительный союз Алтайского края]. С. 61–65.

Дегальцева Е. А. Общественные неполитические организации Западной Сибири (1861–1917 гг.). Барнаул, 2002. 287 с.: ил. – Из содерж.: [Культурно-просветительный отдел Алтайских кооперативов]. С. 225.

Ермакова Л. И. Литературное наследие Сибири 1910-х гг. в фондах ЦХАФ АК (Центра хранения архивного фонда Алтайского края) // Алтайский текст в русской культуре. Барнаул, 2006. Вып. 3. С. 65–72. Библиогр. в конце ст. : (9 назв).

В т. ч. о литературной жизни Сибири в конце 1910-х гг. в фонде культурно-просветительного союза Алтайского края.

Маликова Э. Р. Культуртрегерство алтайской кооперации // Молодежь – Барнаулу. Барнаул, 2007. С. 178–179.

Об образовании в 1917 г. культурно-просветительного союза Алтайского края.

Нестерова С. В. Провинциальная интеллигенция в культурном пространстве Алтая (XIX–XX вв.). Барнаул, 2007. – Из содерж.: [Культурно-просветительный союз Алтайского края]. С. 47–59.

Макарова Е. А. Вклад барнаульцев в осуществление программ альтернативной социокультурной деятельности: исторический аспект // Молодежь – Барнаулу. Барнаул, 2009. Т. 1. С. 99–101.

О вкладе культурно-просветительного союза Алтайского союза кооперативов в духовное развитие деревни Алтая.

Макарова Е. А. Информационная политика кооперации // Молодежь – Барнаулу. Барнаул, 2010. Т. 1. С. 598–599.

О деятельности культурно-просветительного союза Алтайского края.

Успек Э. Р. Работа внешкольников в первой трети XX в. (истоки современной социально-культурной деятельности) // Там же. С. 600–601.

О культурно-просветительной работе в деятельности Алтайского союза кооперативов.

Нестерова С. В. Кооперативное движение на Алтае на рубеже XIX–XX веков как основа развития культуры региона // Человек и культура в третьем тысячелетии : сборник материалов второго культурологического конгресса Алтайского края «Стратегия и перспективы взаимодействия человека и культуры в третьем тысячелетии». (Барнаул, 26–27 сент. 2013 г.) Барнаул, 2013. С. 97–103. Библиогр. в конце ст.: (11 назв.).

В т. ч. о создании культурно-просветительного союза Алтайского края.

Документальные источники:

Государственный архив Алтайского края (ГААК).

Ф. 86. Оп. 1. Д. 22, 63.

Ф. 236. Оп. 1. Д. 1, 6, 7, 11, 13, 24, 30, 37, 39.

Ф. Р–1142. Оп. 3. Д. 37.

Ф. Р–1633. Оп. 1. Д. 464.

Источник информации: Алтайский край, 2017 г.: календарь знаменат и пам. дат. Барнаул, 2016. С. 140-144. Текст в формате PDF.