Пасха в Сибири и на Алтае

К празднику пасхи готовились в сибирских городах «богатый как хочет, а бедный как сможет”, но повсеместно пекли куличи, красили яйца, делали сыры. В богатых домах шили для всего семейства обновки.

В субботу пекли сдобные хлеба (куличи, пасхи), для которых у более зажиточных сибиряков имелись ведерные фермы. Пасхальные куличи стремились испечь пышными, высокими, так как это, по древним поверьям, могло способствовать хорошему урожаю. Обрядовую еду собирали на чистой салфетке: творог в блюде, на нем хлеб, вокруг — крашеные яйца. Еду святили в церкви, а потом ею «разговлялись». За завтраком первым съедали яйцо, затем творог или варенец.

Святую неделю проводили в кругу родных и знакомых. В купеческих домах традицией было посылать в это время провизию в остроги и богадельни. «В Тюмени, например, пожертвования в праздники Рождества и Пасхи были столь велики, сытны и обильны, что этапные арестанты платили смотрителям деньги, чтобы на эти дни не выпускал дальше, а дал бы возможность поесть шанег, яиц, кислого молока и всего того, за что в других местах и дальше придется платить».

На праздник пасхи повсеместно принято делать визиты и самим принимать гостей. Е.П. Клевакин оставил описание этого обычая: “Пасхальные дни. Весь город веселится на праздниках. Только кончаются обедни, начинают путешествовать по улицам. Аристократы городские на лошадях ездят, делают визиты. Люди среднего класса, зажиточные подражают аристократии, а те, кто не имеет лошадей, но располагает хоть бы одним рублем, ездит на извозчиках … В каждом доме, в течение недели не убираются со стола пасхальная закуска и вино. На улицах грязь невылазная, но и она не останавливает от шатания праздных людей.”

Однако необходимо отметить, что у купечества в пасхальные праздники было принято делать учет товарам, подсчитывать баланс торговли и для “торгового сословия, особенно у такого, у которого большой запас товаров, этот праздник — страдная пора.”

Весна приносила новые забавы для молодежи: “Из всех увеселений, известных в столицах, на святой неделе только качели ставят на площади. Тут бывают качели круглые, большие, с сиделками и коньки; народ качается, ездит, другие смотрят.” Распространенной пасхальной забавой были различные представления для простонародья: «На пасхальной же неделе на одной из площадей города устраивается местными антрепренерами качели и деревянные балаганы для представления простому народу кукольных комедий и разных фокусов». Для детей вешали веревочные качели под крышей ворот или в крытом дворе. Для девушек парни строили на улицах деревянные качели с подвесной или подкидной доской. Эти качания имели магическое значение. Подъем вверх, подпрыгивание должны были помочь посевам подняться над землей. Чем выше взлетали девушки на качелях, тем дружнее ожидались всходы на полях. Возможно, в соответствии с этими древними представлениями крестьян на южном Алтае появился обычай в пасхальную неделю подниматься в горы.

В разных селениях хождения в горы проводили по-своему. В станице Чарышской, по наблюдениям Г.Н. Потанина, празднование Пасхи ограничивалось тем, что «женщины, одетые в лучшие платья, взбираются на ближайшие, только что зазеленевшие горы и бродят по ним». В пос. Колывань шли к вершине самой высокой из ближайших гор — Синюхе. Путь на вершину занимал не один час, поднимались по каменистой горной дороге, неся с собой метровые церковные иконы. Вершина Синюхи сильно выветрена, покрыта камнями. Среди них особо выделяли одну большую глыбу с естественной выемкой на поверхности, в которой всегда стояла вода. Камень считали священным, а воду в нем — целебной.

В церковь направлялись для отпущения грехов, причащения и участия в крестном ходе.

Молебен с освящением зерна для посева (АИЭА)

Крестный ход начинался у церкви, затем шел по улицам селения или через несколько селений. На Пасху духовенство совершало также обходы домов прихожан. Священники не только освящали дома, дворы, семена, предназначенные для посева, но и производили народные магические действия, например разбрасывали зерна, бросали ими в икону. Как и при святочных обходах, хозяева одаривали желавшего им добра, при пасхальном обходе — священника. Так, в с. Зеркалы, по рассказам жителей, «ходили всю неделю с иконами и с попом по домам. У каждого двора останавливались, поп войдет в дом, а народ стоит возле дома и поет «Христос Воскрес». Пои служил короткий молебен и кропил святой водой. С утра ходят, пока все село обойдут, дней пять пройдет — большое село было. Поп набирал много — яйца, пшеницу и т.п. Подвода или две за ним это возила».

Пасху праздновали целую неделю. С воскресенья ходили друг к другу в гости. Собирались компаниями. Женатые сыновья приходили к родителям на праздничный обед. Готовили «скоромные» блюда: мясные похлебки, порезанное обжаренное мясо, молочные каши. За общий стол приглашались только взрослые женатые люди. Молодежь: парни и девушки — отдельно.

Во вторник после пасхальной недели посещали кладбище, поминали умерших. На могилы приносили праздничную еду, угощались сами, а часть оставляли. При этом вино выливали в землю, посыпали могилы пшеном и раскрашенными яйцами.

Пасхальные яйца в христианской и в дохристианской обрядности имели особое значение. Это находило отражение в оформлении яиц и в играх с ними. Каждая хозяйка стремилась наварить к Пасхе побольше яиц и окрасить их покрасивее, луковым пером, травой серпухой, цветными нитками и тряпочками. Крашенными яйцами обменивались при встрече, по ним гадали, с ними играли дети и взрослые. Удачи в этих играх сулили благополучие в судьбе. Яйца нужно было обязательно покатать по земле, по столу или со специально сделанных деревянных горочек. Обряд этот возник как магическое действие, могущее усиливать плодородие почвы. Яйцо символизировало зарождение новой жизни. Катание его по земле должно было способствовать пробуждению всходов.

Вытаскивали с чердаков катальные доски с желобком. Устанавливали их наклонно и начинали скатывать разноцветные яйца. Сначала каждый участник этой игры прокатывал по одному яйцу. Затем поочередно спускали с дощечек по второму и старались задеть хотя бы одно яйцо, лежавшее уже на траве или в избе на полу. Если играющий задевал чужое яйцо, значит, выигрывал и получал его себе. Были и другие игры с яйцами — на улицах и за семейным столом. Зажав яйцо в кулак, ударяли концами одно об другое. Выигрывал тот, у кого оно осталось цельным. Стукали также яйцами об лоб: если разбилось — отдавали тому, чей лоб был подставлен.

Литература 

  1. Липинская В. А. Сторожилы и переселенцы: русские на Алтае, XVIII — начало XX века. — М., 1996. — С. 188-190.
  2. Гончаров Ю. М. Семейный быт горожан Сибири второй половины XIX — начала XX в. — Барнаул, 2004. — С. 104-105.
  3. Гончаров Ю. М. Купеческая семья второй половины XIX — начала XX вв.: (по материалам компьютерной базы данных купеческих семей Западной Сибири). — Барнаул, 2003. — С. 174-175.

 

Пасхальный сыр

Взять свежего творогу, примерно, 5 фунтов, 1 фунт лучшей свежей сметаны, 3/4 фунта сливочного масла и один стакан густых сливок. Это все вместе тщательно растереть и, вскипятив на легком вольном огне три раза, дать остыть до градуса парного молока; затем в эту массу положить:

1 1/4 фунта мелко истолченного и просеянного сахара,

1/2 палочки измельченной ванили

копеек на 15 померанцовых цукат

Все тщательно смешать, вливать в сырники или формы, вложив предварительно в таковыя кисею для удобства вынутия потом сыра, и поставить формы или сырники под прессы на одни сутки.