Фотодело на Алтае

Фотоаппаратами и фототехникой в Барнауле торговали магазины А. Г. Морозова, И. Ф. Смирнова, А. Ф. Второва и ряд других.
После овладения технически не сложным, хотя хрупким и громоздким фотоаппаратам,

он стал обязательным участником многих геологических, землеустроительных и прочих экспедиций, а фотографии прилагались к отчетам. Например, экспедиция по исследованию юго-восточного Алтая 1885-1888 гг. оставила после себя три фотоальбома, изготовленных из ткани, кожи, с бронзовыми замками.

Одним из первых фотографических заведений Барнаула была «Фотография И. М. Богословского», открытая в 1880-х гг. В начале второго десятилетия ХХ в. в Барнауле было около десяти фотоателье. Одни из них, проработав год-два, закрывались, не выдержав довольно жесткой конкуренции – так было с фотографией Жданова – другие все же сводили концы с концами, держались «на плаву» за счет работы разъездных фотографов, отличавшихся очень посредственным уровнем своих работ, но проникавших даже до удаленных казачьих станиц, вроде Чарышской или Тулаты. Но из этой десятки выделялись две фотостудии, которые были на голову выше других и считались как бы «фотографической» визитной карточкой Барнаула. Это фотографии Т. П. Новоселова и С. И. Борисова. Эти фотостудии работали в одно и то же время, в работе использовали самые качественные фотоматериалы.
Каждый старался быть новатором в своем деле: Борисов, экспериментируя, вместо солей серебра, использовал соли платины и добивался потрясающих результатов – фотоснимки семьи известного алтайского краеведа Гуляева выглядят так, будто только вчера они вышли из его мастерской, а Новоселов пытался даже организовать производство цветных фотоснимков. И тот, и другой участвовали в Российских фотовыставках: фотография С. И. Борисова за участие в Санкт-Петербургской выставке 1898 г. была удостоена похвального отзыва, а студия Т. П. Новоселова на своих фотографиях с гордостью демонстрировала своим заказчикам лицевую и оборотную стороны золотой медали Всероссийской фотовыставки 1909 г. в Ростове-на-Дону. Но если бы в предреволюционное время в Барнауле проводился опрос с целью назвать лучшего и наиболее известного фотографа города, без всякого сомнения было бы названо имя Сергея Ивановича Борисова – он все же был вне конкуренции.

Первым профессиональным фотографом Бийска по праву следует считать Виктора Людвиговича Шаниора. В 1883 г. В. Л. Шаниор открыл в собственном доме одну из первых городских фотостудий.
Шаниор принимал заказы на всевозможные размеры фотографий.
Фотостудия работала ежедневно с 7-ми часов утра до 4-х вечера, а выдача фотографий производилась до 7-ми часов вечера. Виктор Людвигович сделал несколько десятков тысяч снимков жителей Бийска и Бийского уезда. По негативам Шаниора в начале ХХ века выпускались почтовые открытки с видами Бийска. Фотография Шаниора считалась лучшей в дореволюционном Бийске. В 1909 г. «Фотография В. Л. Шаниора» была даже удостоена серебряной медали.
Фотографии Шаниора отличались высоким качеством исполнения и особым профессионализмом фотомастера. Многие семьи бийского купечества, чиновников, священнослужителей и интеллигенции предпочитали другим фотоателье Шаниора.
Профессиональным фотографом Бийска конца XIX – начала XX в. был И. А. Зилотин. Он содержал фотоателье по улице Успенской (ныне Советской) в двухэтажном деревянном здании. Фотоателье под названием «Художественная Центральная фотография И. А. Зилотина» пользовалась большой популярностью среди основной массы бийчан. Зилотин фотографировал жителей Бийска и Бийского уезда, гостей города. Им «выполнялись заказы: на большие размеры, служебные, юбилейные и ученические составные и виньеточные группы, увеличения от 4 до 25 рублей (за портрет натуральной величины)».
Источники:
1. Метельницкий К. Н. Из истории развития фотодела в Барнауле // Алтайский сборник. – 1993. – Вып. 17. – С. 100-108.
2. Коваленко П. С. История зарождения и становления фотодела в Бийске // Бийский вестник. – Бийск, 2010. – № 2. – С. 70-73.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *