История образования на Алтае
1. Кто был инициатором создания и руководителем Общества попечения о начальном образовании в Барнауле?
![](http://altlib.ru/wp-content/uploads/2023/07/istotiya_obraz_01.jpg)
Общество попечения о начальном образовании было создано в 1884 г. по инициативе В. К. Штильке – просветителя и видного общественного деятеля. Общество получило признание как одно из лучших в Сибири. Уже за первые 16 лет его деятельности в Барнауле появились: две начальные школы для детей, две воскресные школы для взрослых, две бесплатные школьные и одна городская библиотеки, первый книжный магазин, Народный дом с залом на 100 мест. Также в городе стали проводиться народные чтения, появился любительский театр, городской сад, детские площадки, карусели, а зимой – катки.
2. Сколько высших учебных заведений существовало в Алтайском крае до начала Великой Отечественной войны?
![](http://altlib.ru/wp-content/uploads/2023/07/istotiya_obraz_02.jpg)
До начала войны в крае не было ни одного высшего учебного заведения. В Барнаульском учительском институте с апреля 1933 года и в одноименном Бийском с 1939 года велась подготовка педагогов по двухлетней программе, выпускники получали неполное высшее образование, которое давало право преподавания в семилетней школе.
3. Какому выдающемуся педагогу принадлежит цитата: «Чем дольше живу, тем больше и тверже убеждаюсь, что молодежь, за исключением немногих, изгадили окончательно. Не хватит столетия для исправления мерзости, которой ее просто заразили…».
![](http://altlib.ru/wp-content/uploads/2023/07/istotiya_obraz_03.jpg)
Эти слова принадлежат Адриану Митрофановичу Топорову (24.08.1891 – 24.07.1984). Он написал их в письме своему ученику Степану Павловичу Титову в ноябре 1968 г. Адриан Митрофанович – педагог, публицист, писатель. Работал учителем в школе села Верх-Жилино (Косихинская волость). Способствовал развитию художественной самодеятельности в коммуне «Майское утро» (дирижировал в оркестре и хоре). Выписывал специальную научную литературу, благодаря которой в коммуне стали выращивать помидоры, арбузы, вышло на качественно новый уровень животноводство. В его просветительской деятельности выделялась новаторская методика литературных читок: Адриан Митрофанович читал вслух произведения разных писателей, после чего организовывалось обсуждение прочитанного. Главной целью педагога было обучение сельских детей.
4. Кто изображен на портрете?
![](http://altlib.ru/wp-content/uploads/2023/07/istotiya_obraz_04.jpg)
На портрете изображена Руфина Серафимовна Овсиевская (1931–2012) – ветеран педагогического труда, единственный на Алтае народный учитель СССР, почетный гражданин Алтайского края. Почти полвека трудилась в Барнаульской гимназии № 40. Более 40 лет занимала пост завуча этой школы. За долгий период педагогической деятельности она преподавала русский язык, литературу, историю, естествознание, природоведение, а также факультативные курсы. В 1990-е годы Руфина Серафимовна написала три учебника по литературе для 8-9 классов. Р. С. Овсиевская – представитель учительской династии. Этой профессии посвятил себя ее свекор – А. И. Овсиевский, сын А. Г. Овсиевский (заслуженный учитель школы РФ, директор школы-гимназии № 40), его жена, учительница истории и валеологии И. Н. Овсиевская.
5. Кто из знаменитых уроженцев Алтайского края до начала своей творческой карьеры работал учителем в сельской школе?
![](http://altlib.ru/wp-content/uploads/2023/07/istotiya_obraz_05.jpg)
Василию Макаровичу Шукшину (25.07.1929 – 02.10.1974) довелось работать учителем один учебный год, в 1953–1954 году, в Сростинской вечерней школе сельской молодежи. Параллельно он исполнял обязанности директора этой школы. Преподавал в 5-7 классах, иногда замещал учителя немецкого языка в дневной школе. В. М. Шукшин чувствовал большую ответственность и в процессе своей педагогической деятельности писал статьи в газету «Боевой клич», где поднимал проблемы работы вечерних школ. Интересно, что Василий Макарович сыграл роль учителя в фильме Ю. Победоносцева «Мишка, Серега и я» (1961 г.) с большой убедительностью и по-шукшински правдиво.
6. Кто является первым ректором Алтайского государственного университета?
![](http://altlib.ru/wp-content/uploads/2023/07/istotiya_obraz_06.jpg)
Неверов Василий Иванович (12.01.1930 – 20.02.2003) – один из основателей и первый ректор Алтайского государственного университета. С 1968 по 1973 гг. он работал заведующим отделом науки и учебных заведений Алтайского крайкома КПСС, а в 1973 г. крайком КПСС поручил ему возглавить новый университет. В должности ректора Василий Иванович проработал 14 лет. Под его руководством был сформирован научно-педагогический коллектив, организован учебный процесс, развернуты научные исследования, открыта аспирантура, началась планомерная подготовка докторов наук, установлены прочные связи с академическими и вузовскими учреждениями. В. И. Неверов много занимался научной деятельностью и был прекрасным педагогом.
7. Кто является основателем детского туризма на Алтае?
![](http://altlib.ru/wp-content/uploads/2023/07/istotiya_obraz_07.jpg)
Основатель детского туризма на Алтае – ботаник, педагог Виктор Иванович Верещагин (27.10.1871 – 10.10.1956). Стремление заниматься познанием природы привело Виктора Ивановича в 1899 г. в Барнаул, где он более 20 лет проработал преподавателем естественных наук в Барнаульском реальном училище. Прививая ученикам любовь к природе, В. И. Верещагин вел ботанические кружки, читал специальные лекции, придавал большое значение образовательным экскурсиям. Его поездка с учениками реального училища в Алтайские горы летом 1905 г. стала началом развития детского туризма в крае. В течение 30 лет Виктор Иванович совершил 17 путешествий, во время которых были собраны богатейшие коллекции растений, минералов и насекомых, получены ценные сведения о ленточных борах и целинных степях, торфяниках и болотах. Верещагин являлся активным участником Общества любителей исследования Алтая. В 1925 г. он был одним из организаторов первой Алтайской краеведческой конференции, а через год стал участником съезда Общества изучения Сибири и ее производительных сил. В 1947 г. Виктор Иванович был удостоен ученой степени кандидата биологических наук без защиты кандидатской диссертации по совокупности научных работ. Фото: Экспедиция В. И. Верещагина в Горном Алтае. Б.д. ГААК. Ф.Р-1538. Оп. 1. Д. 30. Л. 10. Позитив.
8. С приездом в Барнаул какого политического деятеля был решен вопрос о создании медицинского института?
![](http://altlib.ru/wp-content/uploads/2023/07/istotiya_obraz_08.jpg)
История о создании в Барнауле медицинского института, рассказанная бывшим ректором Алтайского государственного медицинского университета Валерием Брюхановым: - В 1954 году на Алтай приехал первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев. Его везут в автомобиле по проспекту Ленина, вместе с ним в машине первый секретарь крайкома Николай Беляев и председатель крайисполкома Константин Пысин. Хрущев спрашивает: «А врачи у вас есть?». Они ему отвечают: да, нет, какие врачи. Приезжают, уезжают… - А мединститут есть? - Нет. - А это что за здание? – спрашивает Хрущев, показывая на дом, мимо которого они в этот момент проезжают. - Это КГБ. - Здесь будет мединститут, – на ходу решает Хрущев. И вот 7 августа 1954 года председатель Совмина СССР Георгий Маленков подписал распоряжение об открытии в Барнауле медицинского института. В том же году был проведен первый набор студентов. Тогда в единственном корпусе жили студенты, преподаватели, шел учебный процесс. Сейчас это здание (Ленина, 40) – главный корпус АГМУ.
9. Кто составил первый школьный учебник по истории Алтайского края?
![](http://altlib.ru/wp-content/uploads/2023/07/istotiya_obraz_09.jpg)
Худяков Андрей Алексеевич (22.09.1914 – 13.05.1974) был первопроходцем в изучении истории Алтайского края. Им было написано несколько публикаций, отражающих события Гражданской войны на Алтае, а также периода восстановления народного хозяйства в регионе. В 1960-х – начале 1970-х гг. А. А. Худяков подготовил учебные пособия для средней школы – учебник «История Алтайского края» (1971) и хрестоматию к нему. Книги Худякова стали первыми учебниками такого рода в нашем крае, их издание открыло новую страницу в алтайском краеведении – десятки тысяч школьников по его пособиям начинали знакомство с историей своей малой родины. Обобщению опыта работы учителей края по изучению местной истории посвящено его пособие для учителей начальных и восьмилетних школ «Историко-краеведческая работа в школах Алтайского края».
10. Как жители Барнаула называют площадку перед зданием Алтайского государственного технического университета им. И. И. Ползунова?
![](http://altlib.ru/wp-content/uploads/2023/07/istotiya_obraz_10.jpg)
Сковородка – площадка перед техническим вузом, оформленная в виде кольца, с памятником изобретателю паровой машины И. И. Ползунову. Это популярное место у студентов всех вузов.
11. На что были потрачены деньги, заработанные летом 1971 г. в лагере труда и отдыха учениками Барнаульской школы № 103?
![](http://altlib.ru/wp-content/uploads/2023/07/istotiya_obraz_11.jpg)
Учащиеся Барнаульской школы № 103 активно участвовали в работах по прополке и уборке урожая в совхозе «Санниковский». Вместе с учителями разбивали лагерь, ставили палатки. Пололи сахарную свеклу, капусту, убирали и отправляли в город лук. Начальником лагеря была О. М. Краева. В 1971 г. ребята под ее руководством заработали деньги на установку обелиска Зое Космодемьянской.
12. Где и когда на Алтае был открыт первый общественный детский сад?
![](http://altlib.ru/wp-content/uploads/2023/07/istotiya_obraz_12.jpg)
Первый общественный детский сад был открыт в Бийске в начале 1920 г. Заведующей стала Нина Аркадьевна Филонова. Условия работы на первых порах были крайне примитивны. Оборудование детского сада состояло из длинных столов и скамеек. В групповой комнате было пусто, неуютно, не было даже игрушек. Но воспитательница Мария Илларионовна Печенина и заведующая горячо взялись за новое, интересное дело. Они обратились к родителям с просьбой помочь им. Родители живо откликнулись и в короткий срок сделали кабины для полотенец, сшили постельное белье, салфетки, скатерти, шторы. Для обеспечения вновь открываемых детских садов квалифицированными кадрами в марте 1920 г. были открыты в Бийске курсы дошкольных работников, на которые пошли женщины-делегатки – молодые работницы с предприятий города. Так было положено начало развитию сети дошкольных учреждений на Алтае. Фото: Детские ясли в г. Бийске. [1926-1928 гг.].ГААК. Ф.П-5876. Оп. 5. Д. 588. Позитив.
13. Когда была открыта первая школа на Алтае?
![](http://altlib.ru/wp-content/uploads/2023/07/istotiya_obraz_13.jpg)
Считается, что первая школа на Алтае была открыта 18 января 1753 г. при Барнаульском заводе «для обучения детей мастеровых по-российски читать и писать». До 1761 г. она была словесной, затем появились классы арифметический, геометрии и тригонометрии. В школу набирались мальчики 5-7 лет, срок обучения – 6-7 лет. Неспособных отсеивали. Кроме чтения, письма, математики обучали распознаванию, сортировке руд и другим азам горного дела. Много времени уделялось заучиванию молитв. В 1773 г. в словесном классе учились 123 человека, в арифметическом – 79, в классе геометрии и тригонометрии – 34. В августе 1897 г. школа была закрыта, ученики распределены по школам Общества попечения о начальном образовании в Барнауле.
14. Какой премией награждают педагогов за значительный вклад в дело просвещения и распространения педагогических знаний?
![](http://altlib.ru/wp-content/uploads/2023/07/istotiya_obraz_14.jpg)
Премия имени С. П. Титова учреждена в 2007 г. и вручается за значительный вклад в дело просвещения и распространения педагогических знаний, активное участие в общественной жизни края. По инициативе победителей конкурса в 2010 г. организован Клуб титовцев, который объединяет уже 140 педагогов. Степан Павлович Титов (23.04.1910 – 17.10.1993) – педагог, просветитель, ветеран Великой Отечественной войны, отец летчика-космонавта Германа Степановича Титова. Степан Павлович обладал педагогическим талантом, его волновали проблемы обучения, воспитания подрастающего поколения, его профессиональной ориентации. Он был знатоком литературных, музыкальных и художественных произведений, много сотрудничал с издательствами, музеями, творческими союзами, просветительскими организациями. В 1964 г. ему было присвоено звание заслуженного учителя РСФСР, что нашло горячую поддержку у миллионов людей, почитателей его незаурядного педагогического таланта.
15. Где разместили эвакуированный на Алтай во время Великой Отечественной войны Пушкинский сельскохозяйственный институт?
![](http://altlib.ru/wp-content/uploads/2023/07/istotiya_obraz_15.jpg)
С декабря 1941 г. по май 1942 г. на Алтай были эвакуированы ученые и студенты Пушкинского сельскохозяйственного института, одного из ведущих отраслевых вузов России. На Алтае учебное заведение разместилось в районном центре Павловск. 3 декабря 1943 г. Постановлением Совета народных комиссаров СССР на базе Пушкинского сельскохозяйственного института был создан Алтайский сельскохозяйственный институт по подготовке высококвалифицированных специалистов для МТС и совхозов Алтайского края. В августе 1944 г. институт был перебазирован из райцентра Павловск в Барнаул. В 1991 г. Алтайский сельскохозяйственный институт получил статус университета.
16. Назовите первое в Сибири среднетехническое училище:
![](http://altlib.ru/wp-content/uploads/2023/07/istotiya_obraz_16.jpg)
В 1779 г. было принято решение об открытии в Барнауле горного училища. Фактически занятия начались в 1785 г. Училище первоначально замышлялось как «благородное», но с 1789 г. по распоряжению начальника завода Г. С. Качки в него стали принимать наиболее способных учеников горнозаводских школ независимо от социального происхождения. Это было первое в Сибири среднетехническое училище. Оно готовило горных и заводских техников (уставщиков), межевщиков. Лучшие выпускники направлялись в Петербургское горное училище (позже – Горный институт). В 1836 г. горное училище переименовано в окружное, в 1897 г. – в реальное.
17. Какое учебное заведение было открыто в 1915 г. как мужская учительская семинария?
![](http://altlib.ru/wp-content/uploads/2023/07/istotiya_obraz_17.jpg)
В сентябре 1915 г. в Барнауле открылась мужская учительская семинария, в которой готовили кадры учителей со средним специальным образованием. В 1921 г. на базе семинарии был открыт Барнаульский педагогический техникум. В 1937 г. он был переименован в Барнаульское педагогическое училище, а уже в 1992 г. его реорганизовали в Барнаульский государственный педагогический колледж. Фото: Здание на ул. Большой Тобольской (Льва Толстого, 18), где с 1915 по 1917 гг. размещалась Барнаульская мужская учительская семинария.
18. Какое учреждение было открыто в Барнауле в 1939 г. для повышения квалификации педагогов?
![](http://altlib.ru/wp-content/uploads/2023/07/istotiya_obraz_18.jpg)
В январе 1939 г. приказом краевого отдела народного образования был образован Краевой институт усовершенствования учителей. Проводимые там курсы позволяли педагогам пройти переподготовку и повысить свою квалификацию. В 1991 г. институт был преобразован в Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования, а в 2019 г. переименован в Алтайский институт развития образования им. А. М. Топорова.
19. В каком году была открыта первая казенная женская прогимназия в Барнауле?
![](http://altlib.ru/wp-content/uploads/2023/07/istotiya_obraz_19.jpg)
Казенная женская прогимназия была открыта 1 октября 1877 г. Разговоры об ее открытии велись не менее 10 лет, и лишь после того как жена горного офицера Е. А. Преображенская подарила для нее дом, прогимназия открыла свои двери. Обучение в ней было платным, предназначалась прогимназия для детей привилегированных сословий. Лишь через 20 лет после открытия прогимназия была преобразована в гимназию. В ней преподавались обязательные предметы: закон Божий, русский язык, математика, всеобщая и русская география, история, физика, иностранный язык (немецкий или французский), чистописание. К необязательным предметам относились черчение, рисование, гимнастика, музыка, пение, танцы.
20. Назовите первое в крае профессиональное учебное заведение в области изобразительного искусства.
![](http://altlib.ru/wp-content/uploads/2023/07/20.jpg)
Новоалтайское государственное художественное училище было открыто 1 сентября 1971 г. Оно является единственным средним специальным учебным заведением в области изобразительного искусства в крае и пользуется заслуженным авторитетом как в регионе, так и в России. Многие выпускники училища стали признанными мастерами в области живописи и дизайна, преподают в художественных школах и вузах края.
Share your Results: