Камнерезное искусство Алтая
1. Камнерезное искусство на Алтае зародилось в селе…
В 1786 году вблизи села Локоть был обнаружен черный порфир и основана шлифовальная фабрика. Локтевская шлифовальная мельница стала родоначальницей камнерезного промысла на Алтае и третьим центром камнерезного искусства наряду с Петергофом и Екатеринбургом. 12 марта 1800 г. фабрика была закрыта.
2. В каком селе Алтайского края находится действующий камнерезный завод?
После закрытия Локтевской шлифовальной фабрики третьим центром камнерезного искусства в России наряду с Петергофом и Екатеринбургом стала Колывань. Производство здесь принципиально отличалось тем, что впервые применена энергия воды для механической обработки камня. Примечательно, что камнерезное производство в промышленных масштабах сохранилось до наших дней только на Алтае. Камнерезный завод успешно работает в селе Колывань Курьинского района Алтайского края.
3. На месте чего в 1802 г. была построена Колыванская шлифовальная фабрика?
Колыванский камнерезный завод, а первоначально – шлифовальная фабрика, был построен в 1802 году на месте прекратившего плавку меди медеплавильного завода промышленников Демидовых. Как писал известный исследователь Колывани, геолог, историк Александр Родионов: «Демидовское медеплавильное дело на Алтае – это прелюдия к той симфонии камнерезного искусства, которую исполнили русские мастера XIX века в глубинках сибирских гор, но звуки которой и до сего дня не затихают в музейных залах Москвы и Петербурга».
4. Кто создал проект Колыванской шлифовальной фабрики?
Автором уникального проекта фабрики стал механик, изобретатель, художник, мастер-камнерез Филипп Васильевич Стрижков (1769–1811). Он же руководил ею в течение десяти лет. В 1801 году началось строительство двухэтажного здания. Оба этажа были сделаны из гранита, обтесанного с наружной и внутренней сторон. Благодаря изобретательству Стрижкова Колыванская шлифовальная фабрика стала передовым центром камнерезного искусства. В 1805 г. управляющий Кабинетом Е. И. В. Д. Гурьев писал Александру I: «Макшейдер Филипп Стрижков, мастер каменодельной фабрики при Колывано-Воскресенских заводов состоящей, довел оную механическими познаниями своими и искусством до того, что все нынешние изделия оной превосходят прежние как чистотою отделки, так и лучшим видом».
5. Какая из перечисленных ниже династий насчитывает более 100 лет работы на Колыванской шлифовальной фабрике?
Династия Поспеловых насчитывает более 100 лет работы на Колыванской фабрике. Согласно документам Колыванского музея истории камнерезного дела на Алтае династия ведет свое начало с 1881 года. Первым ее представителем стал Поспелов Евграф Захарович – комиссар запаса при штабе, отвечающий за материальные ценности в магазине. Большой вклад в изучение династической культуры завода внесла Ольга Панина, директор Колыванского музея истории камнерезного дела на Алтае. Вместе с семьями камнерезов было подготовлено много работ, а материалы о династиях изданы и переданы в семьи, музеи, библиотеки, детскую школу искусств и районный архив.
6. Чье имя носит Колыванский завод?
В 1947 году заводу было присвоено имя Ивана Ивановича Ползунова. Завод носит имя изобретателя, создавшего двухцилиндровый паровой двигатель, как дань уважения великому человеку. В 1761–1762 годах Иван Иванович являлся заместителем управляющего Колывано-Воскресенским заводом. Работая на заводах, он изучал книги по технике и стал задумываться над изобретением парового двигателя, который и создал в 1766 году.
7. Кто открыл знаменитое Ревневское месторождение яшмы?
Ревневское месторождение было открыто штейгером Федором Яковлевичем Кузинским в 1789 году «за Ревневой горой, от Змеиногорского рудника в 30-ти верстах». В дореволюционной России работа на горнозаводском производстве приравнивалась к воинской службе. Федор был взят в горную службу по рекрутскому набору. Согласно архивным источникам он был зачислен в Змеевский рудник бергайером без оплаты. Из документов известно о его внешности: он был среднего роста (примерно 170 см), волосы носил темно-русые, глаза имел серые. Был человеком не робкого десятка, мог доказывать свою правоту и рукоприкладством.
8. Из какой породы сделана Большая Колыванская ваза, находящаяся в Эрмитаже?
Произведение камнерезного искусства – Большая Колыванская ваза, именуемая также «Царица ваз», – высечена из ревневской зелено-волнистой яшмы. Монолитная чаша имеет форму овала. Это самая крупная чаша в мире, выполненная из цельного блока твердого поделочного камня. Чаша покоится на овальной в сечении ножке, стоящей на массивном кубическом постаменте. В сопроводительных документах сообщалось, что общий вес изделия составляет «более 1200 пуд», то есть около 20 тонн.
9. Что было сделано к 100-летию Колыванской шлифовальной фабрики?
В 1902 году фабрика отпраздновала свой 100-летний юбилей. Это событие было торжественно отпраздновано художественной и научной общественностью страны. На празднование были отпущены средства. Производилось награждение специально выпущенной медалью, все мастера получили денежное вознаграждение в размере месячного заработка. На территории фабрики накрыли праздничный стол, за которым разместился весь ее коллектив. А также была издана книга «Колыванская шлифовальная фабрика на Алтае», написанная архивариусом окружного архива Николаем Гуляевым и управляющим фабрикой Павлом Ивачевым. Небольшая по объему книга вместила в себя интересный рассказ об огромном количестве событий, произошедших за 100 лет. На фото: Групповой портрет мастеров и служащих Колыванской шлифовальной фабрики. Конец XIX века.
10. Кому из художников, работавших на Колыванском камнерезном заводе, принадлежит эта работа?
Панно «Труд и природа Алтая», изготовленное художниками Алексеевыми в начале 1980-х годов, считалось самым большим в СССР. Его площадь составляет 46 кв. м, располагалось панно в здании барнаульского Речного вокзала. Сейчас мозаика хранится в Государственном художественном музее Алтайского края.
11. Кто оказал определяющее влияние на развитие художественной обработки камня в Колывани?
Наиболее сильное влияние на камнерезное искусство Колывани оказал зодчий А. Н. Воронихин. Он был в числе тех первых русских архитекторов, которые уделяли большое внимание внутреннему убранству помещений и созданию декоративных изделий для них. По его проектам на Колыванской фабрике был выполнен ряд великолепных предметов убранства интерьеров, произведений декоративно-прикладного, в том числе и камнерезного искусства. Именно он работал над новыми формами ваз, ему принадлежит идея создания ваз-скульптур, а также включения бронзовых деталей в декор каменных вещей.
12. В каком году была создана музейная комната, послужившая основой для создания Колыванского музея камнерезного дела на Алтае?
В 1966 году по инициативе директора завода Александра Андреевича Головина в здании бывшей рисовальной школы была создана музейная комната. В ней располагался макет камнерезного завода, портреты рабочих, наградные медали с международных выставок XIX века, художественные изделия из камня.
13. Что изображено в нижней части герба Алтайского края?
«Герб края представляет собой щит французской геральдической формы, основание которого равно восьми девятым высоты, с выступающим в середине нижней части щита острием. Нижние углы щита закруглены. Щит разделен горизонтальной полосой на 2 равные части. В верхней половине щита на лазоревом фоне, символизирующем величие, изображена дымящаяся доменная печь XVIII века, – как отражение исторического прошлого Алтайского края. В нижней части щита на красном (червленом) фоне, символизирующем достоинство, храбрость и мужество, помещено изображение Колыванской «Царицы ваз» (яшма с преобладанием зеленого цвета), хранящаяся в Государственном Эрмитаже. Щит обрамлен венком из золотых колосьев, олицетворяющих сельское хозяйство как ведущую отрасль экономики Алтайского края. Венок перевит лазоревой лентой».
14. Сколько лет изготавливали Большую Колыванскую вазу?
21 октября 1824 года был утвержден проект Большой Колыванской вазы. В течение нескольких лет каменную глыбу обрабатывали на карьере. После грубая каменная заготовка была переправлена из карьера для дальнейшей обработки на фабрику. Перетаскивали ручным способом. Предстояло преодолеть путь в 30 верст (около 60 км) до Колыванской шлифовальной фабрики. Со всех рудников и приисков Змеиногорской конторы были привлечены более 500 рабочих. В 1843 году, после 19 лет напряженного труда мастеровых-камнерезов, чаша была закончена. Иллюстрация: картина Г. Тарского «Доставка камня для «Царицы ваз».
15. В чем заключается уникальность изделия «Родомысл XIX века», изготовленного на Колыванской фабрике?
Камея «Родомысл XIX века» – редкий в своем роде медальон. Изделие было выполнено в 1839 году резчиком Федором Голубцовым на союзной яшме по проекту художника Федора Толстого. Данный медальон – один из серии медалей, спроектированных в честь победы в Отечественной войне 1812 года. На нем изображен император Александр I в древнерусских доспехах. Уникальность работы заключается в том, что на твердом камне (8 из 10 единиц по шкале Мооса) выполнена тонкая резьба.
16. В каком учреждении Алтайского края располагаются данные мозаичные панно?
На фото изображены мозаичные панно, изготовленные мастерами Колыванского камнерезного завода. Изделия украшают стены Алтайской краевой универсальной научной библиотеки им. В. Я. Шишкова, располагаются в левом крыле здания на втором и третьем этажах.
17. Какой советский актер работал на Колыванском камнерезном заводе?
Дударенко А. С. – уроженец села Саввушки Змеиногорского района. Некоторое время работал на Колыванском заводе технологом и руководил художественной самодеятельностью завода. В 1955 году на смотре-конкурсе в Змеиногорске хор завода под его управлением занял первое место.
18. Какое изделие, изготовленное на Колыванском заводе, находится в самом центре Барнаула?
В самом центре Барнаула на гранитной колонне стоит ваза из коргонского порфира. Это – «нулевой километр». Именно с этой точки начинаются дороги Алтайского края. Высота «колыванской красавицы» – два метра, а вес составляет более одной тонны. Архитектор – С. Боженко, художник А. Дербенев. Камень, из которого сделана ваза, был заготовлен в Коргонском карьере в 1815 году, и только в 2003 году из этого камня была вырезана ваза.
19. Изображенная на фото ваза была подарена императором Александром III городу…
Вазу из зелено-волнистой яшмы изготовили в 1879 году по проекту управляющего Колыванской фабрикой И. А. Злобина. Затем ваза была отправлена в Петербург, где изделие украсили бронзой по проекту самого государя. В 1893 году ваза была подарена Парижу.
20. Какое изделие, изготовленное на заводе, изображено на картине М. Ф. Жеребцова «Колыванские камнерезы» – копии одноименной картины А. Л. Ганжинского?
«Чаша на химерах» изготовлена по проекту архитектора К. И. Росси из коргонского порфира. Диаметр самой чаши составляет 195 см, а высота – 162 см. Эта была одна из сложнейших работ, выполненных под руководством Ф. В. Стрижкова. Круглая чаша по своим параметрам превышала размер, который обрабатывался на станках. Эту работу выполнили мастера вручную. Чаша имела тонкие карнизы, сложный овал профиля и ложки в виде лепестков, которые составляли как бы розетку цветка. Ее создание было труднейшим экзаменом для колыванских камнерезов, который, впрочем, они сдавали при изготовлении каждого произведения искусства. Потребовалось от камнерезов и самого Ф. В. Стрижкова все их мастерство, точность, аккуратность, терпение.
Share your Results: