ЛИДЕР АВАНГАРДА В БАРНАУЛЕ

Яркий представитель советского авангарда, основоположник конструктивизма Владимир Евграфович Татлин (1885–1953) был личностью выдающейся и несомненно гениальной. Своими смелыми идеями он вошел в историю мирового авангардного искусства. При этом его жизнь была не менее удивительной, как и его потрясающие творения. Вспомним знаменитую башню – грандиозный архитектурный памятник и блестящий образец конструктивизма, которую он спроектировал в 1919 г. Или его позднее творение – летательный аппарат «Летатлин», над которым он работал вместе со своими учениками в мастерской на Остоженке с 1929 по 1932 гг., пытаясь воссоздать способности человека летать, как птица. Говорят, за несколько лет до проектирования аппарата в его квартире в Киеве с ним вместе жил аист, которого он кормил лягушками. Так на живом примере он исследовал анатомию птиц, силу мускулатуры, вынашивая идею дать шанс людям парить в небе. Свою причудливую конструкцию современный да Винчи установил в Итальянском дворике Пушкинского музея в Москве в 1932 г. Там она парила прямо над статуей Давида. Многие работы мастера, его живопись, портреты, эскизы костюмов к спектаклям и чертежи были либо утрачены при жизни, либо уничтожены самим же художником.

Татлин ревностно относился к произведениям других авторов, соперничал с К. Малевичем. При этом сохранился портрет Малевича, сделанный Татлиным в 1912 г. В тот период они еще ладили друг с другом. Художник дружил с В. Хлебниковым, Д. Хармсом, С. Маршаком, В. Ходасевичем. Он лично встречался с П. Пикассо в Париже. Эта встреча перевернула его мировоззрение, оказав сильное влияние на его творческий путь. Он был человеком невероятно деятельным, смело экспериментировал и шел в ногу со временем. В 1920-х гг. создал «объединение новых течений в искусстве» – группу художников, с которыми он читал лекции, организовывал выставки, выступал с манифестами нового искусства того времени. В отличие от Малевича и его фокуса на абстракционизме Татлин был исследователем материального. Задача художника – передать эстетику материальной реальности, сконцентрироваться на физических аспектах в пространстве. «Художник организатор быта!» – говорил он. Художественные формы функциональны и утилитарны, по мнению авангардиста.

С 1922 г. и до осени 1925 г. Татлин заведует отделом материальной культуры в Музее художественной культуры (МХК) в Петрограде. Параллельно в Москве несколькими годами ранее, в 1919 г., был создан Музей живописной культуры (МЖК), идейным руководителем которого был В. Кандинский. Музей служил площадкой для современного искусства, знакомя население с произведениями русского авангарда. В фонде музея находились работы В. Кандинского, К. Малевича, В. Татлина, П. Кончаловского, Л. Поповой, Р. Фалька, А. Лентулова и др. Из зарубежных авторов были представлены работы П. Пикассо, А. Дерена. Предполагалось создать филиалы МХК (Петроград) и МЖК (Москва) в других городах страны. Они были открыты в Смоленске, Витебске, Пензе, Рязани, Оренбурге, Уфе, в том числе и в Барнауле. Татлин посетил Барнаул в 1924 г. во время своей длительной поездки по разным городам (Киев, Омск, Бийск), где он выступал с докладами о «материальной культуре». В Барнауле он организовал филиал Музея художественной культуры (МХК).

На тот момент в Барнауле уже существовало московское представительство Музея живописной культуры (МЖК), которое открылось в начале 1920-х гг. и располагалось в Димитриевской церкви. Храм сохранился до наших дней. Он находится на пересечении площади Спартака и улицы Пушкина. В 1920 г. церковь закрыли и преобразовали в музей, в котором разместились работы местных художников – представителей первого на Алтае художественного общества: М. Курзина, Е. Коровай, А. Никулина; картины из коллекции П. Фролова (одного из основателей Алтайского краеведческого музея) – Рубенса, Ван Дейка, Ротари, а также работы художников из фондов МЖК и МХК: Н. Гончаровой, В. Кандинского, Н. Крымова, А. Куприянова, К. Малевича, М. Ларионова, И. Машкова, А. Лентулова, Р. Фалька и др.

Таким образом, в 1920-х гг. Барнаул притянул к себе классическое и передовое искусство. Владимир Татлин – новатор, лидер авангардных идей, посетил Барнаул, оставив след в культурном развитии города. Детали визита художника не известны, как заколдована судьба картин выдающихся мастеров, переданных Барнаулу из фондов МЖК и МХК. К сожалению, они не сохранились до наших дней, за исключением картин П. Кончаловского «Натюрморт с луком» и М. Курзина «Портрет Гуляева». Таинственное исчезновение «золотой» коллекции – отдельная история, требующая глубокого исследования. Деятельность филиалов МХК и МЖК была приостановлена по распоряжению наркома просвещения. Современное искусство стало неугодно властям в 1930-е гг. Картины хранились на складах, были повреждены, уничтожены. Исчезли бесследно.

Татлин продолжил свой новаторский путь художника в конце 1930-х – 1940-х гг., занимаясь живописью, сценографией, участвуя в оформлении театральных постановок. Потеряв сына в годы войны, попав в число критикуемых «антинародных» деятелей искусств, он умер почти в забвении в 1953 г. в возрасте 67 лет. Урна с прахом хранится на Новодевичьем кладбище в Москве.

Источники:

  1. Юлия Вайнгурт. Владимир Татлин: культура материала. // Формальный метод : Антология русского модернизма. Том III. – Екатеринбург ; Москва : Кабинетный ученый, 2016. – С. 853–876.
  2. Изобразительное искусство Сибири XVII – начала XXI вв. : словарь-указатель в 2 т. / Сиб. худ. музей ; авт.-сост. В. Ф. Чирков. – Тобольск : Возрождение Тобольска, 2014. – Т. 2. – С. 1462.
  3. Наталья Катренко. Почему коллекции живописи, собранной в Барнауле, завидовали все сибирские города [Электронный ресурс]. Режим доступа : https://barnaul.press/news/pochemu-kollektsii-zhivopisi-sobrannoj-v-barnaule-zavidovali-vse-sibirskie-goroda.html?ysclid=lwpv45g0zp671950729
  4. «Отец» художественного авангарда [Электронный ресурс]. Режим доступа : https://tatlin.ru/articles/otecz_xudozhestvennogo_avangarda
  5. Сарабьянов, А. Д. Малевич и Татлин (Художник и модель). / Поэзия и живопись : сб. тр. памяти Н. И. Харджиева. – Москва : Языки рус. культуры, 2000. – С. 213–224.
  6. В. Е. Татлин, заслуженный деятель искусств РСФСР. 1885–1953: каталог выставки произведений. – Москва : Совет. художник, 1977. – 68 с.
  7. Федорович, М. И. Проблема сохранения памятников культурного наследия в Барнауле / Молодежь – Барнаулу : материалы XII городской научно-практической конференции молодых ученых (15 – 22 ноября 2010 г.). – Барнаул, 2011. – Т. 1. – С. 157–158.

ИСТОЧНИКИ ФОТОГРАФИЙ:

https://famous.totalarch.com/files/gallery/tatlin_102.jpg
https://famous.totalarch.com/files/gallery/tatlin_127.jpg
http://archialexeev.ru/wp-content/uploads/2021/07/Летатлин_003_l-scaled.jpg
https://azbyka.ru/palomnik/images/3/3a/Храм_Димитрия_Ростовского_Барнаул3.jpg

АВТОР ТЕКСТА: СУХЕНКО Ю. С.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *