Пароход «Ермак». Каменская пристань

Источник фото: Народная газета. Камень-на-Оби, 2003. 27 мая. С. 7.

Источник фото: Народная газета. Камень-на-Оби, 2003. 27 мая. С. 7.

Когда через село Камень (ныне город Камень-на-Оби) прошел первый пароход? Первый пароход под названием «Ермак» прошел через Камень в 1855 году. Следовал он из Тюмени до Барнаула. Вполне логично, что раз пошли пароходы, то должна была появиться и пристань. Расположилась она в центре села, и уже к концу XIX века Камень-на-Оби стал центром скупки и отправки пшеницы, а к началу XX столетия – сливочного масла.
В начале 90-х годов XIX века Россию, включая Урал и Тобольскую губернию, потрясли голод и эпидемия холеры. А на Алтае в этот период были хорошие урожаи, поэтому здесь цены на хлеб оставались низкими: по 20-30 коп. на пристани. Так миллионы пудов пшеницы стали скупаться и вывозиться по Оби на север, и именно в эти годы значительно выросло значение Каменской пристани. В навигацию 1892 года отсюда было отправлено 400 тыс. пудов хлеба, а к 1910-му году показатель достиг 2 млн пудов (третье место после Семипалатинска и Барнаула). Общий грузооборот пристани в 1910 году составил почти 5 млн пудов. Баржи и теплоходы принадлежали в то время судовладельцам Ельдештейну, Фуксману, Плотникову, Воронцову, Корниловой. Помимо грузовых, два раза в неделю осуществлялись пассажирские перевозки.
После национализации в 1918 году пристань стала относиться к Новониколаевскому агентству «Госпароходство». За первые годы советской власти на пристани были построены вокзал, склады, три амбара и маслохранилище. В годы войны на пристани в несколько раз увеличился грузооборот. На фронт отправляли продукты, хлеб, валенки, шинели, гимнастерки. До 1950-х годов все погрузки и разгрузки на пристани производились вручную, а затем для облегчения труда были установлены транспортеры.
11 февраля 1975 года в горкоме и горисполкоме было принято решение о строительстве грузового причала, который преобразовался бы в крупнейший порт на Оби, и уже в январе 1985 года пристань «Камень» получила прописку на новом месте. В одном здании здесь разместились контора, магазин, мастерские, здравпункт. На территорию нового грузового порта собирался весь флот, состоящий из трех плавкранов, двух пассажирских и трех грузовых теплоходов. Для обслуживания плавсредств в порту имелись механическая и столярная мастерские. В 1987 году на пристани было переработано 1 млн 302 тысячи 241 тонна грузов – рекордная цифра.
В годы перестройки флот был уже изношен, коллектив пристани стал распадаться, резко уменьшились грузоперевозки. Сейчас пристани «Камень» как предприятия уже нет.
Источник: Кудряшова Т. Пристань была, есть и должна быть // Народная газета. Камень-на-Оби, 2003. 27 мая. С. 7.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *