Казанцев В. И. Крестьянство равнинного Алтая за 300 лет

Казанцев В. И. Крестьянство равнинного Алтая за 300 лет. Барнаул: РИО Алтайского ГАУ, 2015. 373 с.

Казанцев В. И. Крестьянство равнинного Алтая за 300 лет

Казанцев Василий Ильич

Автор книги Василий Ильич Казанцев участник Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., кандидат исторических наук, общественный деятель, краевед. В. И. Казанцев родился 5 марта 1926 г. в с. Усово (в настоящее время вошло в состав с. Шишкино Тальменского района) в семье крестьян. Его родители были потомками старообрядцев поморского согласия – первых русских поселенцев современного Алтайского края. В июне 1943 г. В. И. Казанцев записался добровольцем в морскую авиацию. На Дальнем Востоке Василий Ильич получил специальность воздушного стрелка-радиста. В. И. Казанцев принимал участие в войне с Японией в 1945 г. За время службы Василий Ильич был награжден орденом Отечественной войны II степени, медалью «За победу над Японией» и от правительства Корейской Народно-Демократической Республики медалью «За освобождение Кореи». С начала 1990-х годов Василий Ильич углубляется в краеведческие изыскания. Главное внимание он уделил истории крестьянства на Алтае, особенно его первым поселенцам, среди которых были и его предки-старообрядцы. Его публикации на эту тему базируются на изучении большого количества архивных документов и отличаются глубоким пониманием как психологии их героев, так и социальной сути исторических событий. Взгляды исследователя заметно отличаются от преобладающих в настоящее время радужных оценок истории Алтая XVIII–XIX вв. Как уроженец и патриот села, он делает акцент не на успехах горнозаводского производства, а на негативных сторонах его влияния на жизнь крестьянского населения. Критическую оценку Василий Ильич дает и отдельным явлениям в жизни алтайского села начала XX в. Василий Ильич – автор двух книг, частично состоящих из ранее публиковавшихся, частично из новых работ, а также брошюры «Селу Шипицино – 250 лет» (в соавторстве с К. И. Осиповым).

В издании «Крестьянство равнинного Алтая за 300 лет» представлены выступления В. И. Казанцева в периодической печати и научных сборниках за десятилетие 2006–2015 гг. Некоторые материалы публикуются впервые.

Содержание

О первых русских поселениях на равнинном Алтае

Истоки

Горнозаводское производство на Алтае: плюс или минус?

К истории села Шишкино:

Глава I. Зарождение деревень. Первые шаги новоселов

Глава II. Демидовско-романовское подневолье

Глава III. В годы крестьянских реформ (1861–1917 гг.)

Глазами крестьян

На тяжёлом повороте

Алтайское село на смене эпох

В дальних деревнях

В дальних деревнях сегодня

О советско-японской войне 1945 г.

К предыстории АГАУ

Возникло чувство протеста

Товарищам по работе в АГАУ

Вспомним всех поименно

А. В. Георигиев в памяти людской

Это нужно живым

Дважды Георгиевский кавалер

Три апрельские даты в биографии героя

Знать прошлое

В краевой совет ветеранов

Главе администрации района

В ГМИЛИК

К. И. Осипову

Казанцев В. И. Крестьянство равнинного Алтая за 300 лет«…Трудно представить по редким сохранившимся свидетельствам повседневный быт наших прародителей. По их собственным оценкам, жили они «нуждно и бедно». Ютились в избах-стопках, семьи из десяти-пятнадцати человек заводили пятистенники, в лучшем случае так называемые дома на связи, тоже двухкомнатные. Из-за частых перемещений дома строились на скорую руку, без расчета на долгие годы, без заботы о бытовых удобствах. В доме обязательно имелась сбитая из глины русская печь, лавки вдоль стен, большой стол, скамьи. Кроватей в обиходе не было, спали на полу, на полатях, на печи. Зимой в избах содержали птицу и молодняк скота. Вот опись «пожитков» усовского жителя кузнеца Силы Черемных, сделанная в 1759 г. по случаю обыска:

– святой образ деревянный Параскевы Пятницы 1,

– изба с сенями под крышей 1,

– кузница 1,

– в ней – меха ветхие 1,

– корова белая лево ухо порото 1,

– овец белых левы уши пороты 3.

Несколько богаче стало через сто лет. Вот опись, сгоревшего в 1855 г. имущества зажиточного крестьянина Ивана Беспалова, занимавшегося подрядом на перевозку заводских грузов:

– дом, состоящий из избы, горницы, сеней и сарая,

– малая изба с двумя дворами и хлевами,

– овин с крытым чуланом,

– 13 дровней,

– 12 коробов углевозных,

– три лодки,

– стол крашенный, три стула,

– шкаф,

– меденник, две чугунки, большая и малая,

– две квашни,

– двои кросны для тканья холстов,

– 18 бердов,

– куб для крашенья холстов…

…Главным продуктом питания жителей наших деревень был ржаной хлеб. Много ели картошки, капусты. В мясоеды потребляли мясные щи (шти), супы, похлебки, яичницу, молоко, сметану, масло, творог, простоквашу; знали пельмени, пирожки с печенью (пряжники), студень (холодец), сдобную стряпню. Вместо чая заварку делали из брусничника, добавляли листья смородины, чагу (березовый нарост), ревень, Делали квас…

Браки в [деревнях–сост.] Усовой и Шишкиной заключались чаще всего по прозаическим, деловым соображениям: семье нужна лишняя пара рабочих рук, поэтому чуть повзрослевшему сыну торопились взять в жены зрелую уже девку-работницу. По тем же соображениям дочь работницу старались как можно дольше задержать в семье отца. Поэтому в большинстве случаев жена была старше мужа по возрасту, иногда лет на пять-шесть. Частые роды, тяжелая работа укорачивали жизнь женщин. Поэтому мужчины вступали в повторные браки чаще, чем женщины. В этих случаях они брали невест уже моложе себя. Василий Половников в 19 лет женат был на Марине Антроповой, которой было 28 лет. После ее смерти взял восемнадцатилетнюю Ирину Аксенову…».

Источник: Казанцев В. И. Крестьянство равнинного Алтая за 300 лет». Барнаул, 2015. С. 92, 94