Пирогов Сергей Иванович (1923-2001)

Источник фото: Барнаульский хронограф, 2012 г.: календарь знаменат. и памят. дат. — Барнаул, 2011. — С. 67.

Пирогов Сергей Иванович по официальным документам родился 2 января 1923 г. в с. Воронихе Ребрихинского района Алтайского края. Родители его по происхождению крестьяне, приверженцы старой веры, проживали в с. Чирково Симбирской губернии. В 1891 г., переселившись в Сибирь, занимались хлебопашеством.

В 1930 г. переехала в Барнаул. Здесь С. И. Пирогов пошел в школу в восьмилетнем возрасте. До 7 класса учился в школе № 13, а 8 и 9 классы заканчивал в школе № 42. Вдохновившись полетами известных на всю страну летчиков В. П. Чкалова и М. М. Громова, он в 15 лет окончил планерное отделение аэроклуба, через год получил удостоверение пилота запаса, но в военно-авиационное училище не был принят по состоянию здоровья.

Еще в школе С. И. Пирогов начал заниматься в фотокружке, не подозревая, что фотодело станет делом всей его жизни. Чтобы совершенствовать свое умение, в 1941 г. поступил на работу в типографию издательства «Алтайская правда», где работали фоторепортеры – настоящие мастера своего дела. Но в начале Великой Отечественной войны все мастера-цинкографы типографии ушли на фронт, и Сергея Ивановича перевели на должность травильщика в фотоцинкографию, а в октябре был призван в армию и сам Сергей Иванович. Служил на Тихоокеанском флоте на корабле «Тбилиси» рядовым матросом. За семь лет дослужился до звания «старшего матроса» – ефрейтора. Экипаж корабля сопровождал караваны из Америки, ставил мины. В 1945 г. принимал участие в войне с Японией. С. И. Пирогов был награжден орденами Славы, Красной Звезды, Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Японией», Ушакова.

С. И. Пирогов (справа) дает урок фотомастерства. Б.д. ГААК. Ф. Р-1771. Оп. 1. Д. 18. Л. 8. Позитив.

После демобилизации в 1948 г. вернулся на прежнее место работы и вновь сел за школьную парту – в 10-й класс школы рабочей молодежи. Окончив школу, поступил на исторический факультет заочного отделения Барнаульского педагогического института, где учился до 1954 г. После окончания стал работать в школе рабочей молодежи № 8 учителем истории и директором этой же школы.

Все это время Сергей Иванович не переставал заниматься фотографией, отдавая снимки для публикации в газеты Барнаула. В 1956 г. пришел работать в газетно-журнальную типографию № 1 на должность мастера цинкографа, получил диплом «мастер фотопроцессов». Впервые на Алтае стал заниматься цветной автотипией. С. И. Пирогов творчески совмещал многие технические и полиграфо-эстетические процессы: фотографию репродукционную, репортажную, цветную автотипную фотографию и репродукцию, изготовление клише на всех доступных материалах (цинк, медь, линолеум). Постоянно работал в типографии Алтайского книжного издательства и книжно-журнальной типографии № 1 в качестве фотографа. В 1940–1950-х гг. С. И. Пирогов постоянно участвовал в художественных выставках. С 1950 г. занимался цветной фотографией, ее практикой и теорией. В 1962 г. начал сотрудничать с издательством газеты «Алтайская правда».

В 1964 г. поступил в Ленинградский издательский полиграфический техникум. По воспоминаниям Сергея Ивановича, обучение в техникуме дало ему много новых знаний, не менее значимым было и прохождение практики в московских и ленинградских типографиях, редакциях журналов «Советское фото» и «Работница». К этому времени началось внедрение офсетного способа печати, и С. И. Пирогов принимал в этом активное участие. Все технологические моменты, в особенности цветного воспроизводства, были внедрены с его участием.

В альманахе «Алтай», в книгах, брошюрах помещались цветные фотографии, сделанные Сергеем Ивановичем. Он участвовал в выпуске плакатов и альбомов по истории партийной организации края, в издании книг по истории революционного движения, дореволюционной истории Алтая и Барнаула, истории Гражданской войны и партизанского движения. Впервые в городе внедрил новый способ изготовления цветных клише и форм для цветного офсета, первым в России изготовил и применил линейные растры для перевода полутонового изображения в штриховое.

Сергей Иванович Пирогов много работал как художник-репродукционист, с его участием были изданы книги «Барнаул: летопись города» (1994), «Алтайские горные инженеры» (1999), «Художники Алтая, XX век» (2001) и др.

Много лет С. И. Пирогов сотрудничал с Государственным художественным музеем Алтайского края (ГХМАК), где начал работать еще до официального открытия: снимал поступившие работы для картотеки. После открытия музея присутствовал на презентации всех художественных выставок, фиксируя на пленке каждое достойное явление в жизни музея. Изготавливал слайды для пропаганды изобразительного искусства, фотографии для каталогов и некоторых сборников по истории художественной жизни Алтая. В его фототеке отложились репродукции не только большинства картин ГХМАК, но и портреты художников Сибири, участвовавших в выставке «Сибирь социалистическая» (1967). Практически до последних своих дней работал заведующим фотолабораторией художественного музея.

В конце жизни Сергей Иванович сокрушался по поводу внедрения новых технологий в фотографии и изобразительном искусстве: «Но мне иногда и тягостно – компьютеры, ксероксы, видеокамеры во всех сферах жизни и искусства. Это здорово, жизнь идет и останавливаться нельзя. И, увы, уходят те времена, когда мое умение, мои знания, мое участие всегда были необходимы. Произошла революция и в технологии изобразительного искусства – компьютеры, ксероксы, видеокамеры заменили самого умелого рукотворца, в каждой линии которого чувствовалась теплота его рук, биение волнующего сердца и божественная сила его ума. Признавая все прежние достижения в изобразительном искусстве, я знаю, что нового не остановить, и оно должно занимать подобающее место и надо давать дорогу».

Сергей Иванович Пирогов умер 16 июля 2001 г. в Барнауле.

Сегодня часть наследия С. И. Пирогова представлена в личном фонде мастера в Государственном архиве Алтайского края – фонд № Р–1771. Это 1500 единиц хранения, среди которых фотонегативы, фотопозитивы, слайды, созданные в 1950–1970-х гг. Документы, переданные на хранение Валерием Сергеевичем Пироговым, сыном Сергея Ивановича, отражают историю Барнаула, развитие архитектуры города, его окрестностей. На его фотографиях сохранились те места города, которых сейчас уже нет, например, пруд на ВДНХ или лестница, ведущая на ВДНХ, откуда получались замечательные панорамные снимки Барнаула. В свое время Сергей Иванович осуществил пересъемку фотографий Барнаула конца XIX – начала ХХ в., которые оформил в панораму «старого города». Фотопозитивы с изображением дореволюционного Барнаула вызывали неподдельный интерес на всех выставках мастера. Для изданий он готовил фотопортреты известных людей Барнаула и Алтайского края, среди которых были художники Г. Ф. Борунов, М. Я. Будкеев, М. Д. Ковешникова, В. П. Туманов, А. Г. Вагин, Л. Р. Цесюлевич; прозаики Г. В. Егоров, Л. И. Квин, Н. Г. Дворцов, поэт Г. П. Панов и др. Сергеем Ивановичем Пироговым были также пересняты уникальные фотопортреты начала ХХ в.: поэта И. И. Тачалова, автора книги «Очерки истории Барнаула» Г. Б. Баитова, городского головы Барнаула в 1886–1890 гг. А. А. Черкасова и др. Помимо черно-белых и цветных фотографий, слайдов и негативов были переданы на хранение работы, выполненные в стиле фотографики (графическая обработка под гравюру), – фотоиллюстрации рыб и промысловой дичи к книге С. Т. Аксакова «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», изданной в Москве в 1953 г.

Источник информации: Павлова Т. В. 100 лет со дня рождения полиграфиста-цинкографа, фотографа С. И. Пирогова (1923-2001) // Алтайский край, 2023 г.: календарь знаменат. и памят. дат. Барнаул, 2022. С. 10-12: портр. (Текст в формате PDF)