Шаронов Семен Васильевич (1874-1937)

В августе 1912 г. в Барнауле проходили торжественные мероприятия по случаю 100-летнего юбилея Бородинского сражения. 10 августа учитель пения и регент Барнаульской казенной женской гимназии Семен Васильевич Шаронов направил прошение попечителю Западно-Сибирского учебного округа Л. Лаврентьеву о разрешении исполнить юбилейную кантату собственного сочинения гимназическим хором. Ответ пришел очень быстро: «Разрешаю с особенным удовольствием и благодарностью автору». 26 августа соединенными хорами учащихся под управлением С. В. Шаронова была исполнена специально написанная к юбилею кантата «Памяти Двенадцатого года». Автором слов исполненной кантаты был Порфирий Алексеевич Казанский – поэт, журналист, педагог, приглашенный для работы в газету «Жизнь Алтая» в 1912 г. и включенный в состав ее редколлегии. Автором музыки являлся С. В. Шаронов.
Шаронов Семен Васильевич родился 23 апреля 1874 г. в с. Никульском Костромской губернии, но большая часть его жизни прошла в Бийске и Барнауле. С раннего детства очень хотел стать музыкантом, но в силу обстоятельств пришлось учиться столярному делу. Однако заветная мечта детства стать учителем пения не оставляла его. Обладая природными данными, голосом, слухом, он в полной мере смог их применить в церковном хоре одного из храмов Бийска. Там же начал изучать и нотную грамоту, самостоятельно учиться играть на нескольких музыкальных инструментах, гитаре, фисгармонии и скрипке. Овладеть мастерством музыканту-самоучке помогли регентско-учительские курсы в Екатеринбурге, Одессе и Перми. С 1906 г. он был учителем пения в начальных школах Барнаула. С 1910 г. исполнял обязанности учителя пения в 1-й женской гимназии, так как не имел ни специального, ни учительского образования. По выявленным документам исследователя истории градо-барнаульского Петропавловского собора Л. И. Ермаковой, он в 1906–1908 гг. являлся псаломщиком собора. Кроме этого, обучал пению нижние чины пехотного полка.
По воспоминаниям просветителя и педагога Адриана Митрофановича Топорова, который до приезда в Барнаул в 1912 г. «никогда не видел живого композитора», Шаронов произвел на него очень яркое впечатление. Как раз в это время тот преподавал пение в Мариинской женской гимназии. По словам Топорова, это был «стройный блондин с большими серыми открытыми глазами с широким русским лицом и приветливой улыбкой. С ним так складно сочетались и тонкие усики с завитками на кончиках, и прямые, как свежая ржаная солома, волосы, скрывающие уши. Несмотря на раннее утро, Семен Васильевич уже надел костюм, галстук, манжеты и гуттаперчевый галстук. На столе кипел самоварчик, лежал завтрак: булки, колбасы, сыр, яйца, балычок. В трех вазах – сахар, варенье, конфеты. На вид Семену Васильевичу можно было дать под сорок, а он все еще оставался холостяком. На этажерках, полках, столиках и фисгармонии воздвигались кучи книг, рукописных нот и новых музыкальных журналов. Со стен глядели портреты композиторов: Глинки, Чайковского, Даргомыжского, Бетховена, Вагнера, Шопена, скрипачей, виолончелистов, писателей, поэтов… На столе, налево от самовара, лежала раскрытая толстенная книга «Биографии композиторов всего мира». Ее, должно, читал хозяин на странице с портретом музыканта. И в нем еще не выветрился патриархальный русский хлебосол». По воспоминаниям А. М. Топорова, уйдя из деревни, Шаронов работал в городе Бийске столяром и одновременно пел басом в церковном хоре.
С. В. Шаронов прошел трудный, но плодотворный путь русских самородков. Написал много произведений, но Шаронову не везло с их изданием. Русским воинам, погибшим в Первой мировой войне, он посвятил величественный «Реквием» на слова:
«Ах, сколько, сколько пало их
В борьбе за край родной!..»
Это произведение напечатало нотное издательство П. Юргенсона в Москве, автору была выслана корректура, но в буре начавшейся революции затерялась бесследно.
В Барнауле С. В. Шаронов проживал по адресу ул. Гоголевская, 69. Сохранились документы, говорящие о том, что в 1916–1917 гг. ему пришлось трудиться мастером столярно-токарного дела барнаульского среднего механико-технического училища.
В советское время С. В. Шаронов вместе с А. М. Топоровым входили в ряды активных сотрудников газеты «Красный Алтай». Шаронов отличался «ненасытной алчностью» на всяческие знания. Беллетристику, книги по многим разделам науки и искусства он «глотал и разбирал по косточкам». Беседы с ним о музыке, литературе, науке и искусстве затягивались до полночи. Они обогащали всех, кто с ним общался. Нерасторжимая дружба А. М. Топорова с С. В. Шароновым продолжалась до самой его смерти.
Очень большое влияние на мировоззрение Шаронова, по мнению Топорова, оказал барнаулец Константин (Костюша) Еремеевич Багаев. Он снабжал их с Топоровым книгами, авторами которых были Г. Плеханов, М. Горький, А. Бебель, К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин, К. Либнехт и др. В это время в городе существовали социал-демократические кружки, проходили съезды представителей различных партий, общественных организаций, ставились спектакли в здании Народного Дома. Процветало основанное выдающимся просветителем В. К. Штильке Общество попечения о начальном образовании, действовали бесплатные школы и библиотеки, гимназии и училища.
Говоря об уровне преподавания музыки и пения в учебных заведениях в Барнауле в первые годы ХХ в. несколькими преподавателями, среди которых был и С. В. Шаронов, нужно отметить, что он был весьма высоким. Программа С. В. Шаронова отличалась от программ его коллег по цеху своим разнообразием и глубиной. Так, кроме хорового пения, методики и теории пения в 8-м и 14-м приходских училищах, где он также преподавал, изучались музыкальная грамота, песни общешкольного характера, произведения духовной тематики: благодарственный молебен и молебен перед началом учения на три голоса, каноны, Литургия Иоанна Златоуста на три голоса, школьный Рождественский праздник для трех голосов и другие. Во многих учебных заведениях в качестве основного музыкального инструмента использовалась фисгармония.
Но время и революционные события начала ХХ в., включая Первую мировую и Гражданскую войны, Октябрьский переворот 1917 г., не могли не сказаться на начальном образовании. Были закрыты частные гимназии, приходские и другие начальные училища, начались гонения на церковь. В этой атмосфере преподавателям пения и музыки приходится перестраиваться и «петь другие песни».
В 1918 г. С. В. Шаронову приходилось работать везде, где требовалось, вести практические занятия по пению с рабочими Профессионального союза печатного дела, давать частные уроки по пению, размещать заметки и небольшие статьи о новой музыке и культуре в газетах «Красный Алтай» (Барнаул), позже – в «Советской Сибири» (Новосибирск), журнале «Алтайский кооператор» под псевдонимами «Ш.», «Ш-ов», «Эхо», «Око» и др. Самозабвенно влюбленный в дело всей своей жизни, он всячески пропагандировал народную музыку, частушки, продолжал обучать простейшим навыкам пения, сочинял сам и разработал нотную грамоту для народных хоров, семьи и школы. Конечно, это были произведения и пособия другого уровня, резко отличавшиеся от тех, которые он преподавал в гимназиях и училищах. Но они также были необходимы народу. В частности, им были составлены сборники «Русские народные песни», «Песни революции и свободы». В докладной записке Алтайскому культурно-просветительскому союзу по изданию «Песен революции» в 1918 г. он писал: «Для развития и укрепления народного самосознания в первую очередь следует поднять на должную высоту отечественные науки и искусства, считать их не только общедоступными, но и необходимыми. Из всех современных искусств самое доступное и любимое простым русским народом – искусство пения. Оно, по своему захватывающему влиянию на душу человека, способно возбудить целый мир разносторонних ощущений, свидетельствующих о духовной мощи и политической зрелости. В этом искусстве, как в зеркале, правдиво отражается не только социально-политическая жизнь страны и величайшие исторические моменты народных движений. Ввиду этого «Песни революции и свободы» являются не только насущной потребностью момента, но и, в некотором роде, историческим памятником известной эпохи, ценным вкладом в мировую сокровищницу искусства. Может быть, в недалеком будущем «Песни революции и свободы» станут не только национальными, но и интернациональными. Предлагая свой скромный труд, я имел в виду дать все то, чего не достает для правильной популяризации народной песни – величественную простоту, доступность, единство мелодии и гармонии, качества, столь необходимого для только что народившейся деятельности в настоящее время…».

С. В. Шаронов умер в декабре 1937 г. в Барнауле.

Источник информации: Мальцева Т. Г. 150 лет со дня рождения самодеятельного композитора, фольклориста, журналиста, краеведа С. В. Шаронова (1874–1937) // Алтайский край, 2024 г.: календарь знаменат. и памят. дат. Барнаул, 2023. С. 71-75. (полный текст в формате PDF)