Шуляк Петр Евсеевич (1925-2013)
Шуляк Петр Евсеевич — кинооператор, член Союза кинематографистов России, заслуженный работник культуры РСФСР (1984). Корреспондент Новосибирской киностудии на Алтае (1968–1980), оператор Барнаульской студии телевидения (1980–1985). Им запечатлены многие важнейшие события в истории города и края.
Родился П. Е. Шуляк 14 июня 1925 г. в с. Завьялово Искитимского района Сибирского края. С детства увлекался фотографией. Свои первые снимки делал на фотоаппарат «Фотокор».
В декабре 1942 г. Петр Шуляк был призван в армию и направлен в Новосибирское военно-пехотное училище, где обучался с января по август 1943 г. Потом последовало решение командования: курсантов из нескольких сибирских училищ срочно отправить на фронт без присвоения званий. С августа 1943 г. П. Шуляк — на фронте. В первых боях был ранен, после госпиталя его направили в отдельный 121-й Гвардейский батальон связи, в котором он служил до конца войны.
За боевые подвиги П. Е. Шуляк был награжден медалью «За отвагу» и орденом Славы. Демобилизовался в мае 1947 г.
Первым местом работы стала новосибирская студия «Сибтехфильм» – знаменитая студия научно-популярных фильмов, на которой для фронта делали фильмы о военной технике. На студии «Сибтехфильм» попал Петр Евсеевич в цех комбинированных съемок. Начал работать, учился пленку заряжать, обращаться с аппаратами.
В сентябре 1948 г., студию перевели в Свердловск. А Петр Евсеевич по семейным обстоятельствам остался в Новосибирске. Работу найти было сложно. Устроился на аэрогеодезическое предприятие, где фотоспособом делались первые экземпляры карт.
От знакомых кинооператоров услышал, что во ВГИКе собираются открывать заочный операторский факультет. На очном учиться не мог: двое детей уже было. И вот в 1957 г. впервые ВГИК объявил о наборе студентов именно на заочное отделение операторского факультета. Мест в группе было 20, а претендентов – более 200 человек. Экзамены у П. Шуляка принимали А. Левицкий (фотограф и один из основоположников отечественного операторского искусства), выдающийся кинооператор Э. Тиссэ, работавший с С. М. Эйзенштейном, и заведующий кафедрой А. Головня. Петру Евсеевичу удалось поступить, и он стал первым студентом-заочником ВГИКа на территории от Урала до Дальнего Востока.
Дипломную работу П. Е. Шуляк защитил в декабре 1965 г., а в мае 1967 г. он устроился на работу в Новосибирскую киностудию, где проработал до августа 1980 г. Жизнь кинооператора была очень насыщенной: он снимали сюжеты для киножурналов «Сибирь на экране» и «Новости дня», а также: «Наука и техника», «Физкультура и спорт», «Пионер», сатирический журнал «Фитиль» и др.
В 1960-е гг. киностудий в СССР было достаточно много, они хорошо оснащались и имели возможность полномасштабно вести съемку кинохроники на территории всего Советского Союза. Но в творческом плане еще сильно было влияние старых схем работы в кинодокументалистике. Поколение шестидесятников-кинодокументалистов, к которому относил себя и Петр Евсеевич, стало ломать старые штампы в работе: постановочность, формализм дикторской речи и пр. П. Шуляк и его коллеги по студии старались снимать кино жизненно достоверно, интересно и эмоционально.
В 1968 г. П. Е. Шуляку предложили поехать на Алтай корреспондентом, и он согласился. В Алтайском кинокорреспондентском пункте Петр Евсеевич очень много работал именно над кинохроникой, снимая сюжеты для кинопериодики. Темы сюжетов были самыми разнообразными: искусство, политика, сельское хозяйство, промышленность, милиция, спорт и пр.
Более всего кинооператору был интересен жанр портрета. Он любил работать с людьми. Снимал героев труда, простых тружеников. Для съемок сюжетов много ездил по краю.
Было в кинобиографии Петра Евсеевича много примечательных историй. Довелось ему снять сюжет о визите на Алтай генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева, приезжавшего в 1972 г., когда в крае собрали рекордный урожай. Запечатлел Петр Евсеевич и одни из первых Шукшинских чтений. Героями его киноочерков становились космонавты Г. С. Титов, В. Г. Лазарев, поэт Р. И. Рождественский и др.
Кроме работы над кинохроникой Петр Евсеевич был занят и в создании хроникально-документальных фильмов. В персональной фильмографии П. Е. Шуляка значатся ленты: «В Сибири, недалеко от Бийска» (1970), «Сегодня кино» (1975), «Его профессия – дояр» (1976), «Если ты крестьянский сын» (1978), в котором в том числе была запечатлена алтайская трактористка Герой Социалистического Труда В. Бахолдина.
В продолжение сельской темы в 1979 г. П. Е. Шуляк снял фильм «Дорога к отчему дому», в котором речь шла о бегстве молодежи из деревни, о девушках, которые уезжают из родных сел в город, где работают на заводах, в частности, на комбинате «Химволокно». Фильм снимался в колхозе «Россия» Змеиногорского района Алтайского края и в Барнауле.
Любой материал, за который брался Петр Евсеевич, был ему интересен. Но все же особый след в душе оставила работа над лентой с драматичным сюжетом «Сибиряк Николай Муравский» (1980). Героем фильма стал человек, судьбу которого круто изменила война. В первые дни войны, будучи маленьким ребенком, он оказался с мамой в г. Гродно. Мать ехала к отцу, военнослужащему, который был направлен на новое место несения службы. Во время бомбежки мать погибла, и маленький Коля остался один рядом с телом убитой матери. Его подобрали и тем спасли от верной гибели поляки. Они не только сохранили Николаю жизнь, но в дальнейшем вырастили и воспитали его. Спустя долгие годы Николай Муравский стал искать своих родных.
В газете «Правда» опубликовали его фотографию. По ней Николая опознала тетка, жившая на Алтае. В результате Николай Муравский с женой переехал в Сибирь, жил и работал до конца своих дней в Барнауле. Эта трогательная история была запечатлена кинокамерой Петра Евсеевича.
Помимо профессиональной деятельности П. Е. Шуляк проявлял активность и в общественной работе. В 1972 г. он стал членом Союза кинематографистов СССР, три года был секретарем Западно-Сибирского отделения СК СССР, пять лет – членом ревизионной комиссии СК СССР.
В 1980 г. П. Е. Шуляк перешел в штат Барнаульской студии телевидения, где работал оператором до 1991 г. В период работы на телевидении, получил звание «Заслуженный работник культуры РСФСР» (1984). На пенсию вышел персональным пенсионером республиканского значения.
Многие годы П. Е. Шуляк был в Алтайском крае единственным членом Союза кинематографистов СССР/РФ. Годы спустя, уже отойдя от профессиональной работы, он активно поддерживал идею создания Алтайского отделения Союза кинематографистов РФ, которое ныне существует благодаря в том числе стараниям Петра Евсеевича. Он всегда внимательно следил за деятельностью Союза кинематографистов, посильно участвовал в его жизни, был в курсе последних событий в киномире. В 2010 г. П. Е. Шуляку было предоставлено почетное право возглавить жюри Шукшинского кинофестиваля.
Ушел из жизни П. Е. Шуляк 26 марта 2013 г.
Источник информации:
Огнева, Е. В. 90 лет со дня рождения кинооператора, заслуженного работника культуры РСФСР П. Е. Шуляка (1925-2013) / Е. В. Огнева // Алтайский край, 2015 г.: календарь знаменат. и памят. дат. — Барнаул, 2014. — С. 60-62 : портр. — Библиогр. в конце ст.