Первые пассажирские автобусы в Бийске

В дореволюционное время по грязным и немощеным улицам Бийска с громкими криками катили извозчики. В 1887 г. насчитывалось 27 извозчиков, но с ростом города росло и их число. Так, к 1910 г. уже насчитывалось 58 легковых и 75 ломовых (грузовых) извозчиков со 191 лошадью.

Источник фото: Бийский государственный краеведческий музей им. В. В. Бианки, госкаталог РФ https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=46489263

В 1912 г. у купца Сычева появился первый в городе автомобиль марки «Херц», который бийчане в шутку называли «хорь-самоварчик». Шофером на этом автомобиле стал Федор Рожков. Лошади пугались машины и, завидев ее еще издали, неслись, не слушаясь извозчиков. Вскоре решением полицмейстера было запрещено появляться на автомобилях на улицах города. Главной транспортной фигурой Бийска оставался извозчик. К началу Первой мировой войны наиболее известными извозчиками в городе были братья Хорошаевы, Девятовы, Вакутины.

Несмотря на первую неудачу автомобилизации, число автомобилей стало расти. В 1914 г. их насчитывалось 4, а к 1917 г. – 6 и 3 мотоцикла. Во время Гражданской войны все автомобили были реквизированы государством.

С установлением советской власти одними из первых были организованы союзы ломовых, а затем и легковых извозчиков. В целях улучшения работы все легковые извозчики ставились на учет, получали номера к экипажам и места своих стоянок в городе. В 1924 г. было издано официальное постановление горсовета, согласно которому город разбивался на 5 районов со строго установленной оплатой за проезд как в дневное, так и в ночное время. Это дало возможность контролировать работу извозчиков и плату за проезд.

В 1926 г. группа умельцев собрала из утиля первый в Бийске автобус. В фондах Бийского краеведческого музея хранится фотография, на которой изображен этот автобус, а за рулем – Иван Иванович Габал. Есть разные версии, кем он является: кто-то считает его создателем автобуса, кто-то – просто водителем, а создание автобуса причисляют Федору Рожкову и группе умельцев, которые возможно изображены на фото рядом с машиной.

22 августа 1926 г. отдел местного хозяйства устроил катание для детей на этом автобусе по только что замощенному участку улицы Советской (бывшей Успенской).

В октябре того же года в городе открылась первая автобусная линия – от Успенского собора до вокзала. В автобусе было восемь посадочных мест, и первые месяцы он ходил по маршруту без остановок, а во время сильных снегопадов и буранов стоял. Так, вплоть до 1929 г. автобусное движение в городе было нерегулярным.

В конце 1929 г. Бийскому коммунхозу были переданы два автобуса марки «Форд-Т», реквизированные у частника Дубравы. Это дало возможность на некоторое время улучшить пассажирское сообщение в городе, но к началу 1931 г. и эти машины вышли из строя, а ремонтировать было нечем – не было запчастей. Автобусов тогда промышленность СССР не выпускала, поэтому было принято решение о переоборудовании 16 списанных в «СовМонголТувторге» (позже «Совавто-Бийск») автомобилей отечественного производства «АМО Ф-15» под автобусы. Весной 1932 г. на улицы вышло пять небольших автобусов с самодельными кузовами. В том же году для автобусного парка были построены гараж и ряд других хозяйственных сооружений. Поэтому было бы правильным считать началом регулярного автобусного сообщения в городе именно 1932 год.

Первые водители автобусов были выпускниками новосибирской автошколы. Из Новосибирска приехали Клеткин, Скворцов, Мишин, Цулуя и завгар Гришин. Они обучили большинство шоферов-автобусников. Простажировавшись четыре-пять месяцев, молодой шофер начинал работать самостоятельно на грузовом автомобиле, и только потом его переводили на автобус. Водительских прав тогда не существовало, а вместо них выдавалась справка-удостоверение о том, что данный водитель имеет право управления автомобилем в Бийске и районе.

К 1936 г. все самодельные автобусы на базе «АМО Ф-15» были списаны, и по улицам стало курсировать шесть более вместительных автобусов заводского изготовления. Четыре из них были шестнадцатиместные, а два имели по 28 посадочных мест.

Протяженность автобусных линий достигла 9 км. Маршруты за пределы города не выходили. Среди водителей автобусов были не только мужчины, но и женщины: Бессонова, Колесникова, Панкова, Самойлова. Больше того, заведующим гаражом в 1937 г. была назначена Мария Бессонова.

Перед войной, в 1940 г., в Бийске имелось 8 автобусов, которых, конечно, было недостаточно для удовлетворения нужд населения. Во время войны автобусного движения в городе не было вообще.

Источник: Мельникова, Елена. От извозчика до первого автобуса // Бийский рабочий. 2017. 5 дек. С. 7: ил.

Смотрите дополнительно по теме — Первые авто Алтая

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *