«Спичка»: история превращения из фабрики в арт-пространство
В 1941 году Речицкая спичечная фабрика «10 лет Октября» из Белоруссии эвакуировала свое оборудование в Барнаул, разместившись в цехах Сереброплавильного завода. Так была основана Барнаульская спичечная фабрика, продукция которой в военные годы преимущественно направлялась на фронт. Территория завода является колыбелью города, именно здесь начинался и зарождался Барнаул. В настоящее время здание является объектом культурного наследия и представляет собой комплекс уникальных исторических строений XVIII–XIX веков.
После войны площади фабрики расширились, было установлено новое оборудование. Барнаульские спички шли нарасхват. В начале 1990-х фабрику приватизировали, было закуплено инновационное оборудование из Швеции и Японии. Почти на 20% увеличилось производство спичек, вырос штат сотрудников фабрики. Однако в середине 1990-х фабрика столкнулась с крупными неплатежами. От спичек стали отказываться оптовики, фабрика с каждым днем теряла своих покупателей.
В 2000-х производство спичек не восстановили, и фабрика была ликвидирована. В это же время некоторые бизнесмены города стали говорить о создании историко-культурного центра на территории завода, а архитекторами был разработан проект «города в городе», который в 2007 г. презентовали журналистам. К сожалению, проект не состоялся. Было создано движение «Субботники в Спичке» во главе с ведущим архитектором города Александром Дерингом, выступавшее за возрождение и сохранение данного памятника архитектуры. Деринг считает здание фабрики одним из самых ценных объектов архитектуры города.
В 2017 г. фабрика в буквальном смысле ожила и превратилась в независимую арт-площадку «Спичка», основателем и художественным руководителем которой стал Андрей Кондрашевич, вложивший собственные средства в развитие площадки. Проект «Спичка» был направлен на воплощение самых смелых театральных идей с возможностью реализации разнообразных творческих замыслов, вплоть до самых экспериментальных. Здесь проводились литературные встречи, мастер-классы, поэтические читки, выставки, лекции по истории кино и фотографии, кинопоказы, выступления альтернативных музыкантов и рок-групп, арт-перфомансы, и, конечно же, пространство послужило настоящей сценой для экспериментальных театральных постановок.
Как отмечает команда «Спички», целью арт-площадки было создание первого независимого театра в городе. Возникло устойчивое стремление развивать такую творческую платформу, где каждый мог бы выразить свой потенциал, предлагая идеи и способы их воплощения. В фокусе арт-территории был осознанный зритель, находящийся в поиске нового альтернативного репертуара, отличающегося от привычного сценического языка и образов. Принцип творческой независимости был первостепенным для «Спички».
Спектакли и творческие работы здесь показывали артисты местных барнаульских театров, режиссеры, художники. Кроме того, представители театров из других городов демонстрировали свои спектакли по произведениям классиков и современных авторов на экспериментальной площадке Барнаула. В числе театральных постановок «Спички» были: спектакли «Марьино поле» и «Чайка» театральной мастерской Михаила Тумашова; спектакль «Праздник одиночества» барнаульского режиссера Сергея Лебедева; театральный перфоманс Tabula Rasa новосибирского постдраматического театра «Актерское убежище»; спектакль «В ожидании Годо» театральной мастерской Homo Artisticus; спектакль «Отрубленный поцелуй» томского экспериментального театра «Категория». И многое другое было показано барнаульскому зрителю за пять лет существования площадки. Регулярно в рамках проекта «Чтиво» в арт-пространстве молодые поэты читали свои стихи и организовывали литературные вечера.
Так Барнаульская спичечная фабрика превратилась в одно из знаковых мест города, в арт-пространство, которое стало точкой притяжения любителей независимой культурной сцены, где альтернативные миры – театральный, литературный, музыкальный, художественный и кинематографический – распахнули свои двери для ищущего зрителя, неравнодушного к новым творческим поискам и экспериментам.
К сожалению, в апреле 2022 г. площадка закрылась по причине отъезда основателя «Спички» Андрея Кондрашевича в город Чехов (Московская область) развивать местный театр. Верим, что «Спичка» вновь зажжется и возобновит свою деятельность в другом формате, став новым культурным центром города.
Источники:
- Контев А. В. Легенда о тайной плавке А. Демидовым алтайского серебра: факты и вымысел // История Алтайского края. XVIII–XX вв.: науч. и док. материалы. Барнаул, 2005. С. 15.
- «Спичка» потухла: в Барнауле закрывается независимый театр. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.alt.kp.ru/daily/27383.5/4576903/
- Театральная площадка «СПИЧКА» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://artspichka.ru/
- Жила-была «Спичка». История уникальной барнаульской фабрики, где произошел пожар [Электронный ресурс]. – Режим доступ : https://www.amic.ru/news/prochee/zhila-byla-spichka-istoriya-unikalnoy-barnaulskoy-fabriki-gde-proizoshel-pozhar
- Как сгорела «Спичка». История рождения и гибели знаменитой барнаульской фабрики [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://altapress.ru/zhizn/story/kak-sgorela-spichka-istoriya-rozhdeniya-i-gibeli-znamenitoy-barnaulskoy-fabriki-263094
ИСТОЧНИК ФОТОГРАФИЙ:
https://h3.amic.ru/images/upload/images_07-2020/images/vtor_plav_16.jpg