Общество попечения о начальном образовании
7 октября 1884 г. в Барнауле создано Общество попечения о начальном образовании
«Среди угнетающей общественной тоски и мелочных житейских интересов приятно остановиться на тех редких и отрадных проявлениях общественной самодеятельности, которой вообще не особенно богата окружающая жизнь сибирского захолустья. К числу таких симпатичных явлений общественного свойства, несомненно, следует отнести деятельность «Общества попечения о начальном образовании в г. Барнауле…» – так начинался краткий отчет о 15-летней деятельности Общества попечения о начальном образовании (ОПОНО) в Барнауле за период времени с 7 октября 1884 г. по 7 октября 1899 г.
Действительно, сегодня трудно найти в истории Алтайского края другое общественное явление, которое бы так ярко и неповторимо, хотя и коротко, промелькнуло в культурной и социальной жизни Барнаула, как ОПОНО, объединившее вокруг себя самых разных людей конца XIX – начала ХХ в. – начальников Алтайского округа, купцов, творческую и научную интеллигенцию, духовенство, горожан, крупнейших алтайских и российских предпринимателей, жителей разных сел и городов Сибири. И в жизни просветительских обществ Сибири деятельность Барнаульского общества занимает особое почетное место.
Несмотря на то, что Барнаул был административным центром Алтайского округа, в деле начального образования он находился в весьма плачевном состоянии. В основном, после отмены крепостного права, на Алтае и в Барнауле действовали церковно-приходские, миссионерские, начальные школы, которые не могли удовлетворить всех желающих учиться детей из беднейших слоев населения, живущих на окраинах и в слободах.
Был разработан проект устава Общества, представлявший копию томского, который и был представлен на заседании Барнаульской городской думы в марте 1883 г.
В речи В. К. Штильке, произнесенной в городской думе, чувствовалась боль и сострадание к тем жителям Барнаула, которые были совсем лишены по разным причинам возможности посылать своих детей в существующее двухклассное городское училище, расположенное в конце города, это жители Нагорной и Заячьей местности.
Гласные городской думы, в большинстве своем чиновники и купцы, положительно отнеслись к предложению домашнего учителя. В апреле 1883 г. проект Устава был послан в Петербург, в Министерство внутренних дел, и в марте 1884 г. его утвердили. В октябре состоялось организационное собрание Общества, на котором присутствовало 63 человека.
Председателем Совета Общества был избран тогдашний начальник Алтайского горного округа Н. И. Журин, а его секретарем или заместителем – В. К. Штильке. Общество ставило перед собой цели: содействие материальными средствами городскому общественному управлению в открытии новых приходских училищ и в улучшении положения существующих; оказание помощи беднейшим и способнейшим ученикам и ученицам приходских городских школ, а по окончании ими курса училищ помощь дальнейшему их обучению; оказание пособия лицам, с особенной пользой обучавшим в городских школах и оказание пособия лицам, которые, с разрешения начальства, откроют и будут содержать частные первоначальные школы.
Кто же мог быть членом Общества? Состав ОПОНО был разнообразным: это могли быть лица обоего пола, всех званий, состояний и вероисповеданий, кроме учащихся учебных заведений и лиц, находящихся под надзором полиции. Членом общества признавался всякий, вносящий в кассу ежегодно не менее одного рубля. Звание же члена-ревнителя присваивалось лицам, внесшим единовременно не менее 50 руб., и сверх того заботившимся о расширении деятельности общества и увеличения его средств.
Почетными членами считались лица, внесшие в кассу Общества не менее 100 руб. или избранные в это звание общим собранием за особые услуги.
В разное время почетными членами ОПОНО были: Илим Павлович Демидов князь Сан-Донато, Н. И. Журин, В. К. Болдырев, А. Г. Морозов, В. Д. Сухов, Е. И. Судовская, И. М. Сибиряков и многие другие известные не только на Алтае, но и в России люди.
В пределах разрешенного устава Общества открыло свои действия 7 октября 1884 г. И первым его делом стала пропаганда Общества, привлечение членов и изыскание средств. Совет Общества распространял массу уставов, воззваний и т. п., приглашая сочувствующих прийти на помощь юному образовательному учреждению.
И население всегда горячо откликалось на эти призывы. Главными источниками доходов служили членские взносы, пожертвования и сборы по подписным листам, субсидии Барнаульской городской думы, Мещанского общества, сборы со спектаклей, концертов, гуляний и маскарадов, эксплуатация сада, каруселей, бильярда, катка и т. д.
Нужды городских школ были слишком очевидны, причины недостатка начального образования в городе сознавались всеми, и ближайшие задачи Общества определились сами собой.
Согласно постановлению общего собрания членов 15 сентября 1885 г. в одной из многолюдных частей города «Нагорной» была открыта первая бесплатная школа ОПОНО для девочек и мальчиков.
Открытие школы, сразу переполненной учащимися, показало, что потребность в образовании была так велика, что ограничиваться одной школой было не правильно, поэтому было решено открыть еще две школы: в «Заячьей» слободе и на «Песках».
Сразу после открытия Нагорной школы выяснилось, что часть ее учеников не может посещать занятия из-за отсутствия теплой одежды и обуви. Не лучшей была картина и в открывшейся позже Зайчанской школе, занятия в которой начались в 1891 г., а собственное здание учителя и дети получили в 1896 г. Добрые люди города выделили сукно, фланель, полушубки и пальто, разное платье, пимы и белье. Много вещей раздавалось на рождественских елках в качестве подарков: книжки для чтения, карандаши, ручки с пером и лакомства.
Неутомимый В. К. Штильке пытался даже решать вопрос с производственным обучением, выступив с предложением открыть ремесленный класс.
Любопытно, что В. К. Штильке и его единомышленники прекрасно понимали, что мало научить детей читать, писать и считать, важно дать им более широкие знания и умения, которые пригодились бы в будущем, а, самое главное, привить интерес к чтению, познанию мира. Не случайно, для того, чтобы дети впоследствии не стали «безграмотными рецидивистами», т. е. снова не забыли грамоту, в 1885 г. при Нагорной школе была открыта первая в городе народно-школьная библиотека. Первым библиотекарем в ней стал В. К. Штильке. А известный меценат И. М. Сибиряков прислал очень хорошую подборку книг. Библиотекой пользовались все учащиеся города.
В 1887 г. В. К. Штильке предложил открыть в городе общественную публичную библиотеку. Совет ОПОНО и Барнаульская городская дума его поддержали. И на средства города и благотворителей И. М. Сибирякова и купца Сухова, после разрешения Томского губернатора в 1888 г. была основана библиотека, которая сегодня известна как Алтайская краевая универсальная научная ордена «Знак Почета» библиотека им. В. Я. Шишкова. На этом деяния Общества не закончились. Время, а также цели просвещения требовали создания в Барнауле своеобразного центра культурной и общественно-политической жизни города, который мог бы им оставаться при любых ситуациях: перемены власти, политических и экономических коллизиях и даже прекращения деятельности ОПОНО. Таким центром должен был стать Народный Дом.
В пользование Общества перешел также и запущенный сад. Общество построило в нем помещение для летнего театра, павильоны для чайного буфета и газетный, тир, кегельбан, трапеции, исполинские шаги, качели, биллиардную и др. С 1896 г. сад был открыт в будни для публики бесплатно, а в праздники, в дни общедоступных спектаклей, гуляний – с минимальной платой от 3 до 10 коп. В течение двадцати лет в нем было дано более двухсот спектаклей, которые состояли главным образом из произведений бытового русского репертуара и исполнялись любителями драматического искусства или заезжими профессиональными артистами.
Все время существования ОПОНО школьный сад пользовался большой популярностью в народе, особенно охотно его посещали дети, для которых здесь под наблюдением опытных педагогов организовывались игры и развлечения.
По инициативе Общества и с участием его членов – учителей школ в городе впервые начали свою деятельность детские летние площадки, прообраз современных, организованных при школах, где дети получали бесплатное питание, занимались творчеством и посильным трудом и не были предоставлены сами себе.
Особого разговора заслуживает все, что связано с Народным Домом, здание которого навсегда останется одной из визитных карточек Барнаула. По сути своей и по роду всех деяний в нем происходивших он является поистине «народным». Построенный на деньги горожан, он долгое время являлся центром общественной и культурной жизни. Здесь проходили любительские и профессиональные спектакли, размещалась бесплатная библиотека, состоялись художественные выставки. Для проведения лекций, собраний, благотворительных концертов в пользу погорельцев, увечных воинов здание арендовали профсоюзы и общество врачей, Совет рабочих и военных депутатов и эсеры, пожарное общество и Украинская Громада, военнопленные офицеры-чехи и польская организация, Российское общество Красного Креста и старообрядцы, меньшевики и социал-демократы.
Известные на всю Россию артисты включали в маршрут своих гастролей Барнаул и давали концерты в Народном Доме. Это певцы Н. А. Шевелев и М. П. Комарова, Н. В. Плевицкая и Р. Адамовская, всемирно известный скрипач Графман и многие, многие другие. Революционные события и гражданская война не обошли стороной здание Народного Дома: здесь в марте 1917 г. заседал Барнаульский Совет рабочих депутатов, 6–16 февраля 1918 г. состоялся губернский съезд советов, провозгласивший советскую власть в Алтайской губернии. В нем размещался городской, а затем краевой драматический театр. С 1976 г. здесь находится филармония.
К 1917 г. число членов ОПОНО Барнаула составляло: 16 – почетных, 300 – действительных, 6 – соревновательных. Работали две бесплатных народных школы, были организованы народная, школьная и публичная библиотеки, книжный склад, летний общественный театр, сад для жителей города. Народный Дом служил практически для всех слоев общества. С одной стороны удовлетворялась жгучая потребность населения в образовании, с другой – объединялась интеллигенция, которая сумела, как сегодня говорят, «системно» подойти к вопросу просвещения: убедить администрацию города и губернии в необходимости создания ОПОНО, найти и сплотить заинтересованных в этом деле людей, найти средства для воплощения идеи и поэтапно ее осуществлять. Это все и было тогда нужно в Сибири.
Не случайно Барнаульское Общество попечения о начальном образовании, просуществовавшее только до 1918 г., за свою «полезную деятельность» было отмечено различными наградами: похвальными листами Комитета Казанской научно-промышленной выставки 1890 г.; Курганской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки 1895 г.; дипломами Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде 1895 г.; международной выставки в Стокгольме.
Источник информации: Мальцева, Т. Г. 125 лет со дня образования на Алтае Общества попечения о начальном образовании // Барнаульский хронограф, 2009 г.: календарь знаменат. и памят. дат. Барнаул, 2008. С. 60-66. (текст в формате pdf)
Электронная коллекция АКУНБ «Общества попечения о начальном образовании».
Электронная коллекция АКУНБ «Штильке Василий Константинович».