Ты пчела – я пчеловод

Ведь где-то есть простая жизнь и свет
Прозрачный, теплый и веселый…
Там с девушкой через забор сосед
Под вечер говорит, и слышат только пчелы
Нежнейшую из всех бесед…
А. Ахматова

Если с лица Земли исчезнут пчелы,
человечество просуществует четыре года.
Альберт Эйнштейн

Наша страна на протяжении многих столетий занимает ведущее место по развитию пчеловодства.

Археологические раскопки, устные предания и летописи повествуют о том, что Русь с седой древности славилась высокоразвитым пчеловодством и необыкновенным обилием меда. Существует анекдот, записанный одним из иностранцев, в XVI в. посетившим Россию, подтверждающий это: «Один крестьянин отправился в лес, чтобы добыть себе меда, а для того спустился в дупло огромного дерева, где и завяз по горло в меду. Тщетно ожидал он помощи в уединенном лесу. В продолжение двух дней он питался одним лишь медом и наконец удивительным образом выведен был из своего отчаянного положения медведем, который, подобно людям, будучи лаком до меда, спустился задними лапами в то же дупло. Крестьянин схватил его руками сзади и закричал так громко, что испуганный медведь поспешно выскочил из дупла и вытащил его вместе с собою».

Геродот, древнегреческий историк, писал, что скифы, которые жили на территории нашей страны, вели обширную торговлю медом и воском.

Когда мед, а затем и воск стали предметом торговли, родился на Руси замечательный промысел – бортничество. Наши предки специально выдалбливали в деревьях дупла для пчел, получившие название – борть. Уход за пчелами состоял в умении изготовить борти и заманивать в них рои. Но это был трудный промысел. Требовалась ловкость, ведь нужно было лазить по деревьям. А чтобы выдолбить борть, нужно было обладать немалыми умениями.

Бортники не уничтожали пчелиные семьи. Чтобы пчелы не погибали, мед стали вырезать не весь, оставляя часть им на корм.

В XVII веке, когда началась массовая вырубка лесов, на смену бортному пришло колодное пчеловодство. Колода – это цилиндрический отрезок ствола дерева (пень) с полым вырезом, закрытый сверху и снизу крышками и имеющий проход для пчёл. Колода позволила пчелам и пчеловодам «спуститься» с деревьев на землю. Пчеловоды стали размещать колоды вблизи своего жилища.

Многие исследователи утверждают, что именно в этот период перехода содержания пчел от бортей к колодам, при появлении возможности их транспортировки, пчел завезли в Алтайский край, отрицая возможность существования медоносных пчел в Сибири и на Алтае до XVIII в. Несмотря на многочисленные данные, которые свидетельствуют о том, что медоносные пчелы были знакомы жителям Сибири еще в доисторические времена. Например, археологи обнаруживали изображения пчел среди наскальных рисунков в окрестностях Телецкого озера. А в Наказе царя Федора Алексеевича от 1696 года «Об управлении земскими и военными делами» запрещается в Сибири варить мед и приготовлять его для домашних праздников без получения на то позволения и уплаты пошлины в казну. Из Наказа следует, что в Сибири, уже в то время, существовало в том или ином виде пчеловодство (охота за медом, бортничество), а мед варили в большом количестве. Это был мед местного происхождения, полученный от сибирских пчел…

Тем не менее, принято считать началом культурного пчеловодства на Алтае 1786 год, когда генерал-майором Николаем Федоровичем Аршеневским, бывшим тогда командиром Иркутского драгунского полка, были выписаны из его родового имения 16 колодных ульев. Ухаживали за пчелами приехавший из имения дворовый человек и повар князя Эристова Памфил. Генерал приказал своим людям продавать рои пчел и брать за пару по 25 рублей ассигнациями. Руководство по разведению пчел раздавали бесплатно. Энтузиазм Аршеневского был подхвачен местными крестьянами. Пчеловодство стало развиваться необычайно быстро.

В начале 20 века на Алтае было более полумиллиона пчелосемей. Продукцию с наших пасек знали и ценили во многих странах Европы.

«Сибирский мед, в особенности получаемый в горных зонах края, так называемый «алтайский», по своим высоким качествам и аромату превосходит прославленные уфимские меда и имеет значительный спрос на внешнем рынке», – утверждали новосибирские составители «Сибирской советской энциклопедии» в 1932 г.

В послевоенные годы по количеству пчелосемей Алтайский край занимал второе место в Российской Федерации, уступая лишь Краснодарскому краю.

До сих пор многие считают, что именно мед алтайского происхождения имеет наибольшую целебную ценность, он самый вкусный и дольше всех хранится. Почему же так ценятся меда Алтая?

Высокое качество алтайского меда складывается из двух факторов: уникальных природных условий и старинных пасечных традиций. А еще жители-труженики отдают душу своему делу. Ведь, по народным представлениям, пчелы водятся только у добрых людей, а злых не любят. Считалось, что пчела жалит только грешника. Они обладают способностью сплачивать людей, связывать их духовным родством.

И сколько в литературе сохранилось описаний пасечников, а все они на одно лицо – добрые, сострадательные, мягкие. Пасечники, а до этого бортники, всегда были окружены неким ореолом загадочности, им приписывали знания знахарские, позволяющие вылечить человека от любой хвори. Самый яркий пример этому – история любви князя Петра и дочери бортника Февронии.

Работа с пчелами способствует стабилизации психики человека, снимает стрессовые состояния, улучшает работу всех систем организма. Не зря пчеловоды отличаются хорошим здоровьем и долголетием.

Литература

Белякова, Ольга Викторовна. Умные самоделки для пчеловодов: это просто! / О. В. Белякова. — Изд. 2-е. — Ростов н/Д : Феникс, 2011. — 155, [1] с. : ил. — (Есть идея).
Дегтев, А. А. Пчеловодство в колхозах Алтая / А. А. Дегтев. – Барнаул : Алт. краев. изд-во, 1951. — 78, [1] с.
Лазебный, Александр (священник). Пчелиная аптека: все о медолечении и пчелоужалении / священник Александр Лазебный. — Ростов н/Д : Феникс, 2012. — 382, [1] с. : ил.
От бортничества к пчеловодству: [Сборник/ Сост., вступ. ст. и лит. обраб. Н. Будур, И. Панкеева]. — М. : ТЕРРА-Кн. клуб, 1999. — 511 с. — (Русский дом).
Пчелы, мед, пасека: опыт пчеловодов / [сост. Е. А. Гребенников]. – Минск : Соврем. шк., 2008. — 319 с. : ил.
Технология пчеловодства в Сибири: производственно-практическое издание / А. С. Донченко [и др.]; отв. ред.: акад. РАСХН А. С. Донченко, акад. РАСХН В. А. Солошенко; Рос. акад. с.-х. наук, Сиб. отд-ние [и др.]. – Новосибирск : [б. и.], 2007. — 282 с. : ил.
Платунов, Евгений. Сладкий бренд Алтая / Е. Платунов // Голос труда. — 2020. — 14 авг. — С. 6 : фот.
Якубко, Г. В. Горький мед Алтая / Якубко Г. В. // Алтайская нива. – 2002. – 14–19 дек. (№ 7). — С. 2 : ил.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *