Вечная Женственность или Барнаул?
Интересную роль в судьбе русской литературы XX в. сыграло одно неосуществленное путешествие в Барнаул.
В начале прошлого века в Барнауле жила тетка Александра Блока – Софья Андреевна Кублицкая-Пиоттух. Ее муж занимал должность начальника Алтайского округа.
Летом 1901 г. родственники пригласили Блока приехать к ним в гости, и юный поэт оказался перед странным, на первый взгляд, выбором: углубление отношений с Любовью Дмитриевной Менделеевой или поездка в Барнаул, мистический роман с Прекрасной Дамой, с небесной невестой или нисхождение в реальный мир.
Ситуация объяснения в любви вечна и потому часто банальна. Но у Блока и Менделеевой она получилась оригинальной, ведь молодые люди говорили собственно не о любви, а о поездке в Барнаул. «Мы стали ходить взад и вперед по липовой аллее нашей первой встречи. <…> Блок мне начал говорить о том, что его приглашают ехать в Сибирь, к тетке, он не знает, ехать ли ему, и просит меня сказать, что делать; как я скажу, так он и сделает. <…> Я отвечала, что сама очень люблю путешествия, люблю узнавать новые места, что ему хорошо поехать, но мне будет жаль, если он уедет, для себя я этого не хотела бы. Ну, значит, он и не поедет. И мы продолжали ходить и дружески разговаривать, чувствуя, что двумя фразами расстояние, разделявшее нас, стремительно сократилось, пали многие преграды».
Любовь Дмитриевна восприняла этот разговор как проявление интереса Блока к их реальным отношениям. Ведь все их предыдущие беседы – «как будто и любовь, но в сущности – одни литературные разговоры, стихи, уход от жизни в другую жизнь, в трепет идей, в запевающие образы».
Блок тоже осознавал важность этого разговора: «Она дала мне понять, что мне не надо ездить в Барнаул, куда меня звали погостить уезжавшие туда Кублицкие. Я был так преисполнен высоким, что перестал жалеть о будущем». Под «высоким» он подразумевает чувства к Л. Д. Менделеевой и сопутствующие им мистические настроения. А на них и был воздвигнут весь поэтический мир Блока.
Если бы великий поэт в Барнаул все-таки приехал, это, несомненно, стало бы огромным приобретением для городского мифа, но, скорее всего, обернулось бы крупной потерей для русской поэзии. Чувство Блока к Менделеевой было настолько глубоко и серьезно, что, если бы он получил от нее другой ответ, это могло бы подтолкнуть его к непредсказуемым решениям и изменить всю его судьбу. И кто знает, как далеко зашел бы Блок-символист в своем стремлении к «опрощению», «уходу в народ», окажись он на Алтае. Возможно, поэтический образ «скифства» воплотился бы в жизни Александра Блока в реальность.
Источники
- Блок А. А. Собрание сочинений : в 8 т. – Т. 7. – М.-Л., 1963. – 543 с.
- Блок Л. Д. И быль и небылицы о Блоке и о себе // Александр Блок в воспоминаниях современников : в 2 т. – Т. 1. – М., 1980. – 570 с.
- Десятов В. В., Куляпин А. И. Барнаульский миф в русской литературе // Культура и текст: Литературоведение. – СПб.; Барнаул, 1998. – Ч. 1. – С. 187–199.