Художники Алтая
1. За какую работу преподаватель рисунка Барнаульского горного училища М. И. Мягков получил звание академика живописи?
Ответ: Михаил Иванович Мягков (1799(?)–1852) – воспитанник Петербургской Академии художеств. Прожив в Барнауле более двадцати лет, он внес большой вклад в развитие художественной жизни: профессиональное обучение, первые в истории города творческие мастерские, монументальные заказы, многочисленные частные портреты. В 1833 г. за работу «Сцена из жизни сибирских дикарей» (1829–1833) М. И. Мягков получил звание академика живописи. Картина находится в Государственном Русском музее (г. Санкт-Петербург).
2. Ученик великого русского художника Ивана Ивановича Шишкина (1832–1898), уроженец села Улала (ныне Горно-Алтайск).
Ответ: Григорий Иванович Чорос-Гуркин (1870–1937) – художник, основоположник изобразительного искусства Горного Алтая, этнограф, просветитель, общественный деятель. По происхождению он представитель телеутов – одного из коренных народов Алтая, из рода Чоросов. Г. И. Гуркин – мастер пейзажа, почти все его творчество посвящено природе Алтая. Он не был принят в Академию художеств, но получил возможность учиться и работать в мастерской И. И. Шишкина зимой 1897–1898 гг. 8 марта 1898 г. состоялся последний урок, на котором учитель скончался на руках талантливого алтайского ученика.
3. В каком году был открыт первый художественный музей на Алтае?
Ответ: В 1921 г. в здании бывшей барнаульской церкви Дмитрия Ростовского по инициативе мастеров Алтайского художественного общества и личной помощи наркома А. В. Луначарского открылся Музей живописной культуры (Музей изящных искусств). По воспоминаниям очевидцев, там можно было увидеть произведения мастеров фламандской, французской и немецкой школ, картины и скульптуры русских мастеров XVIII – начала XX вв., старинные иконы и, конечно, работы местных художников. Однако к концу 1930-х гг. музей лишился государственного финансирования, произведения передавались из одного учреждения в другое, и вскоре следы музейной коллекции окончательно затерялись.
4. Звания «Народный художник РФ» удостоен алтайский художник:
Ответ: Михаил Яковлевич Будкеев (1922–2019) внес значительный вклад в развитие изобразительного искусства Алтайского края и Сибирского региона. Работал в жанрах тематического пейзажа, портрета, натюрморта. Творчество художника, верное традициям российского реалистического искусства, представляет собой неповторимую, выраженную пластическими средствами панораму народной жизни в гармонии с природой Алтая, Горного Алтая, Монголии, Сибири. С 1961 г. М. Я. Будкеев – член Союза художников России. В 1971–1975 гг. избирался председателем правления Алтайской организации Союза художников. Заслуженный художник РСФСР (15 марта 1983 г.). Народный художник Российской Федерации (17 ноября 2007 г.).
5. Первая частная художественная галерея в Алтайском крае – это:
Ответ: В октябре 2003 г. в Барнауле открылась Арт-галерея Щетининых – первая частная галерея в Алтайском крае. Ее основатель – Анатолий Прокопьевич Щетинин, живописец, член Союза художников России. Имея большой опыт организатора, изучив зарубежный галерейный бизнес в США и Европе, он решил создать культурный центр из трех составляющих: художественная галерея, багетная мастерская, салон-магазин. В семейном деле активное участие принимают Ирина Витальевна Щетинина – живописец-прикладник, член Союза художников России – супруга Анатолия Прокопьевича, и его дочь Наталья Анатольевна – искусствовед, научный сотрудник Государственного Эрмитажа.
6. Чьи иллюстрации к произведениям советских писателей В. Г. Распутина и В. М. Шукшина считаются классикой?
Ответ: Владимир Александрович Раменский (1927–2017) – книжный график, педагог, заслуженный художник РФ и заслуженный работник культуры России, вся жизнь которого связана с Алтаем. За три десятилетия XX в. художником оформлено более 100 изданий всех жанров. Многие из этих изданий были отмечены наградами различного уровня. В 2005 г. В. А. Раменским подготовлено уникальное издание «Далекие зимние вечера» по произведению В. М. Шукшина, где художник соединил традиции древнерусской рукописной книги и современные полиграфические технологии и материалы. Книга стала крупным явлением в художественной жизни Алтая. Она была отмечена краевой премией «Золотой переплет» 2005 г. в номинации «Лучший художник книги», участвовала в престижной международной выставке дизайна «Золотая пчела» летом 2006 г. в Москве, была представлена на краевом конкурсе «Лучшая книга Алтая – 2007» [учрежденном Алтайской краевой универсальной научной библиотекой им. В. Я. Шишкова], в 2008 г. отмечена премией администрации Алтайского края в области литературы, искусства, архитектуры и народного творчества. В 2009 г. В. А. Раменскому было поручено художественное оформление собрания сочинений В. М. Шукшина в восьми томах.
7. Создатель школы текстильного рисунка на Алтае – это:
Ответ: Глеб Александрович Белышев (1922–2016) – художник промышленного дизайна, живописец-акварелист. Потомственный текстильщик, еще до войны он работал на Ивановской мануфактуре. Когда в 1962 г. в Барнауле открылся хлопчатобумажный комбинат (ХБК), Глеб Александрович как опытный специалист был приглашен сюда на работу из Иваново. На ХБК он организовал и возглавлял (до 1987 г.) художественную мастерскую. В творческий коллектив вошли первоначально такие мастера как С. И. Игумнова – супруга Глеба Александровича, В. Р. Михайлов, Т. В. Рымаренко, С. Ф. Малышева. Благодаря деятельности Г. А. Белышева и его мастерской впервые на Алтае и в Сибири появились набивка и ситцепечатание. Мастерская пополнялась молодыми кадрами. Глеб Александрович создал школу текстильного рисунка на Алтае. Его ученики – Т. В. Дедова, И. В. Щетинина, Н. И. Драничникова, В. П. Гришкова, Л. Польщикова, Г. А. Павленкова, Е. В. Выренкова – сложившиеся художники с неповторимой индивидуальностью.
8. Имя этого художника носит историко-художественный музей в с. Павловске Алтайского края.
Ответ: Геннадий Федорович Борунов (1928–2008) – художник-живописец, член Союза художников России (1964), заслуженный художник РФ (1980), лауреат премии администрации Алтайского края в области литературы, искусства, архитектуры и народного творчества (1998), лауреат гуманитарной премии Демидовского фонда Алтайского края (1995), член-корреспондент Петровской Академии наук и искусств (1997). Работал в жанре портрета, тематической картины, пейзажа. Основная тема творчества – история крестьянства на Алтае, тема земли. Участник выставок с 1959 г. В 2002 г. в Павловской картинной галерее была открыта постоянная экспозиция произведений художника, а в 2004 г. галерее было присвоено его имя. 6 октября 2010 г. в Павловске произошло слияние музея истории Павловского района и картинной галереи им. Г. Ф. Борунова. В настоящее время это – Павловский историко-художественный музей им. Г. Ф. Борунова.
9. Алтайский художник, участвовавший в строительстве Храма Живоначальной Троицы на станции «Беллинсгаузен» в Антарктиде.
Ответ: Евгений Евгеньевич Скурихин (род. 1952) – керамист, график, художник-прикладник. Член Союза художников России и Союза дизайнеров с 1995 г. В 2003-2004 гг. участвовал в экспедиции по строительству Храма Живоначальной Троицы в Антарктиде. По проекту Е. Е. Скурихина на алтайском предприятии «Форант» был изготовлен храмовый иконостас из прочного дуба.
10. Поселение древнего человека с пригодной для керамического производства глиной, давшее название крупному центру художественной керамики в Барнауле.
Ответ: в Ленинском районе г. Барнаула есть место с необычным названием – Турина Гора. Найденные археологами в 70-х годах ХХ века фрагменты керамических изделий, каменные орудия и останки животных показали, что в эпоху раннего железного века здесь находилось поселение древнего человека. Это историческое место, богатое пригодной для керамического производства глиной, стало сырьевой базой замечательного народного промысла, а также дало название крупному центру производства художественной керамики в Барнауле. Производственное предприятие основано в 1988 г. и занимается изготовлением стройматериалов, декоративных керамических изделий (ваз, фаянса), керамики для бытовых нужд, ювелирных изделий. К предприятию относится одноименная художественная галерея на улице Димитрова в Барнауле.
11. Е. В. Олейников, Д. А. Петренко, А. А. Миронов – члены творческого объединения…
Ответ: В конце 90-х гг. XX века три выпускника Красноярского государственного художественного института, вернувшись на Алтай, создали творческое объединение «Черный пахарь». Выставки объединения проходили в 1998 и 1999 гг. Участники – сторонники классических традиций в изобразительном искусстве. Один из них, Дмитрий Александрович Петренко (род. 1967), ныне возглавляет Алтайское отделение Союза художников России.
12. В этой технике мастерски работал алтайский художник А. А. Югаткин:
Ответ: Алексей Александрович Югаткин (1926–2001) – профессиональный художник, график, живописец, достигший больших высот мастерства в технике акварели. Основным жанром в творчестве художника был алтайский пейзаж (лесной, сельский, городской, речной).
13. Единственная женщина-скульптор на Алтае.
Ответ: Людмила Викторовна Рублева (род. 1937) – продолжатель традиций известного русского скульптора Александра Терентьевича Матвеева (1878–1960). Гармония масс, четкость силуэтов отличают ее работы. В своем творчестве художница обращается к разным жанрам: портрету, скульптурной композиции, рельефу. В работе использует глину, дерево, камень, металл.
14. В каком алтайском селе была построена первая сельская народная картинная галерея?
Ответ: в 1975 г. в с. Михайловском была построена первая сельская народная картинная галерея, основателем которой стал художник-земляк Яков Никифорович Скрипков. В 2009 г. в результате объединения Михайловского музейно-выставочного центра имени Я. Н. Скрипкова и Михайловского краеведческого музея был образован музейно-выставочный отдел районного культурно-досугового центра. Благодаря собирательской деятельности Я. Н. Скрипкова в собрании отдела, который так же носит его имя, имеется богатейшая коллекция произведений изобразительного искусства алтайских, московских и российских художников (среди них – 46 народных и 65 заслуженных художников России).
15. Алтайский живописец, почетный работник культуры Монголии, почетный гражданин Баян-Ульгийского аймака (МНР).
Ответ: Федор Семенович Торхов (1930–2012) жил в Барнауле, работал в жанре тематического пейзажа, портрета. Заслуженный художник России. Почетный гражданин Баян-Ульгийского аймака Монгольской Народной республики, почетный работник культуры Монголии (1994), почетный гражданин г. Ульгия (2000). Награжден орденом «Полярная звезда» (1998, Монголия), почетным знаком «Звезда дружбы» (2005), медалями «Найрамдал» (дружба), «За трудовую доблесть» и др.
16. Барнаульское кафе, любимое место встреч творческой «неформатной» молодежи середины 1980-х – начала 1990-х гг.
Ответ: кафе «Петушок» (название условное, по неоновой вывеске в виде петуха) находилось на проспекте Ленина, в доме, входящем в ансамбль кинотеатра «Россия». Здесь собиралась «неформатная» молодежь в период перестройки. Пили кофе, ели мороженое, «тусовались», обменивались контактами, пластинками, играли на гитаре. Среди завсегдатаев: Юрий Эсауленко, Алексей Чеканов, Дмитрий Воронин, Вадим Климов, Наталья Николенкова и др.
17. «Личный» символ лидера барнаульского неформального искусства Юрия Эсауленко.
Ответ: художник Юрий Эсауленко (1967–2000) был универсален: он пробовал себя в различных жанрах и техниках, работал с различными материалами, сочинял стихи и рассказы. Все, к чему прикасалась его рука, превращалось в арт-объект, будь то обычный стул, старая виниловая пластинка или коробка из-под конфет. Уже в ранний период творчества художник населяет свои картины символами. Это ракушки и морские раковины, птичьи перья и всевозможные рыбы. И если перья и ракушки привлекали его скорее эстетически, то рыба – главный символ творчества Ю. Эсауленко.
18. По какому адресу находилась первая неофициальная художественная галерея в Барнауле?
Ответ: в 1997 г. в Барнауле появилась «Темная галерея», разместившаяся в подвале дома на проспекте Ленина, 65. Основали ее яркие представители барнаульского андеграунда Никодим Лейбгам и Юрий Эсауленко. На выбор названия, в качестве противовеса, возможно, повлияла новосибирская «Белая галерея» – работы художников, входивших в это объединение, не раз выставлялись в Барнауле. Каждая выставка «Темной галереи» была событием и сопровождалась различными перфомансами, музыкальными номерами, чтением стихов и прочими интересными мероприятиями. Галерея просуществовала до 2000 г.
19. Художник-график, куратор молодежного проекта «Аз.Арт.Сибирь».
Ответ: Николай Сергеевич Зайков (род. 1978) – художник-график, педагог, куратор крупных выставочных проектов, профессор кафедры «Изобразительное искусство» Института архитектуры и дизайна Алтайского государственного технического университета им. И. И. Ползунова, член правления Алтайского отделения Союза художников России, где является ответственным за работу с молодыми художниками. С 2007 г. – руководитель проектов межрегиональных молодежных художественных выставок «Аз.Арт.Сибирь» (г. Барнаул).
20. Кто стал куратором необычного международного проекта «Алтай – Карибы» в галерее «Республика ИЗО»?
Ответ: с 10 февраля по 25 марта 2018 г. в барнаульской галерее «Республика ИЗО» работала выставка «Алтай – Карибы». Это кураторский проект барнаульской художницы Ларисы Николаевны Пастушковой, результат ее многолетнего сотрудничества с латиноамериканскими художниками. Впечатления от путешествия в Панаму, знакомство с местными художниками и традиционными промыслами индейских племен стали основой выставки. В экспозиции было представлено более 140 живописных и графических работ, репродукций и фотографий.
Share your Results: