Музыкальная жизнь Алтая
Вопрос 1. Кто является основоположником профессиональной музыки алтайцев?
Ответ: А. В. Анохин. Андрей Викторович Анохин (28.10.1869 – 31.08.1931) – ученый-этнограф, просветитель, краевед, крупный исследователь шаманизма, известный музыкальный деятель Сибири, композитор, хоровой дирижер, автор многих работ по мифологии, верованиям, музыкальной культуре тюрков Алтая. Являясь членом Русского географического общества, он в период 1906–1931 гг. совершил многочисленные этнографические и фольклорные экспедиции по Горному Алтаю, Хакасии, Туве, Монголии, Восточному Казахстану, Башкирии, Поволжью. В 1923 г. за исследования верований южных алтайцев избран членом-корреспондентом Академии наук СССР. А. В. Анохин явился основоположником алтайской профессиональной музыки. Он – автор около 100 музыкальных произведений. Среди них произведения на материале фольклора алтайских тюрков: оратория «Талай-Хан», сюита для солистов, хора и струнного оркестра «Хан-Алтай», поэма для баса и струнного оркестра «Хан-Эрлик». Некоторые из его песен стали народными, например, «Алтын-кёль» («Золотое озеро»).
Вопрос 2. В каком году был основан Барнаульский духовой оркестр?
Ответ: 1990. Барнаульский духовой оркестр – лауреат международного фестиваля духовых оркестров, лауреат муниципальной премии г. Барнаула, лауреат Демидовской премии 2006 г., без него не обходится практически ни одно городское мероприятие. Инициаторами создания оркестра были известные в Алтайском крае и за его пределами музыканты-духовики В. С. Клименко, А. А. Тренкеншу, а также артисты духовой группы симфонического оркестра Государственной филармонии Алтайского края. В настоящее время художественным руководителем и главным дирижером оркестра является Александр Викторович Онищенко.
Вопрос 3. Известный алтайский музыкант, большую часть своей творческой жизни посвятивший усовершенствованию фагота:
Ответ: В. М. Бубнович. Вячеслав Михайлович Бубнович (20.05.1940 – 26.05.2020) – концертный исполнитель (фагот), педагог, изобретатель, инструментальный мастер, общественный деятель, публицист. За активную творческую деятельность и высокое профессиональное мастерство ему, первому среди музыкантов Алтайского края, в 1987 г. было присвоено почетное звание «Заслуженный артист РСФСР». Он более 30 лет работал над конструктивным усовершенствованием фагота. До В. М. Бубновича фагот был усовершенствован лишь в 1827 г. немецкой фирмой «Геккель и Альменредер». Вячеслав Михайлович не только расширил музыкально-технические возможности инструмента, но и его звуковой диапазон, заставив фагот звучать более высоко – как кларнет или гобой. Инженерные идеи В. М. Бубновича воплотились в 21 изобретении, 9 из которых защищены авторскими свидетельствами СССР и два – патентами Российской Федерации. Усовершенствованный фагот Бубновича хранится в фондах Российского национального музея музыки (Москва) и Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая (Барнаул).
Вопрос 4. Кто является первым исполнителем органной музыки на Алтае?
Ответ: С. М. Будкеев. Сергей Михайлович Будкеев (р. 17.11.1952) – видный общественный деятель российского масштаба, концертный исполнитель (фортепиано, орган, клавесин), основатель органной культуры Алтая, педагог. Заслуженный деятель искусств РФ (1995). В 1984 г. он принимал участие в разработке конструкции, строительстве и установке органа в Алтайской краевой филармонии; выступил первым исполнителем органной музыки на Алтае. Обширный репертуар исполнителя включает произведения начиная от ранней клавишной музыки до современного авангарда. Он является создателем, исполнителем и ведущим единственного в России цикла органных концертов «Мировая художественная культура», состоящего из 18 программ, охватывающих период от Средневековья до наших дней. Сергей Михайлович Будкеев – мастер-реставратор органа высшей квалификации, лектор-искусствовед, член экспертного совета по органостроению Международного союза музыкальных деятелей, автор около 200 публикаций по проблемам культуры, органного исполнительства, образования в российских и зарубежных изданиях.
Вопрос 5. Какой барнаульский музыкальный коллектив Борис Гребенщиков пригласил для записи своего альбома «Песни Рыбака»?
Ответ: «Хрустальная гармония». «Хрустальная гармония» («Хрустальное трио») – оригинальный проект барнаульских музыкантов Тимофея Винковского, Игоря Склярова и Владимира Перминова (с 2001 г. – дуэт, с 2005 г. – трио). Они исполняют музыку на уникальных стеклянных инструментах – веррофоне (стеклянная гармоника), гласс-арфе (стеклянная арфа) и стеклянной пан-флейте. Инструменты состоят из специальных сосудов, в которых в разных пропорциях налита вода. Играть на них можно исключительно мокрыми пальцами. В 2003 г. группа выпустила первый альбом «Classmusik». Этот альбом Евгений Колбашев, известный барнаульский рок-продюсер, работавший в то время директором группы «Аквариум», показал Борису Гребенщикову. Заинтересовавшись «стеклянной музыкой», Б. Г. пригласил дуэт для записи своего нового альбома «Песни Рыбака», куда он собирал по всему миру и записывал особые инструменты с неповторимым звучанием. Стеклянная арфа и веррофон идеально дополняли уникальный звуковой ряд альбома, где в исполнении «Хрустальной гармонии» было записано «хрустальное» соло для песни «Туман над Янцзы». В 2007 г. ансамбль «Хрустальная гармония» стал финалистом телешоу «Минута славы» на Первом канале и выступил в итоговом концерте.
Вопрос 6. В начале XX века он считался лучшим пианистом-иллюстратором в «немом кинематографе» Барнаула, а также руководил лучшим церковным хором. Кто это?
Ответ: A. И. Марцинковский. Антоний Иванович Марцинковский (24.05.1875 – 17.01.1938) – крупный музыкальный деятель Барнаула первой трети XX в. Он руководил хором церкви Дмитрия Ростовского, преподавал пение в частной женской гимназии М. Ф. Будкевич, торговой школе, служил органистом в католическом костеле, давал частные уроки музыки. Как пианист считался лучшим музыкальным иллюстратором в «немом кинематографе» города. В 1915–1918 гг. Антоний Иванович являлся совладельцем книжно-музыкального магазина «Эхо». В 1917 г. по инициативе А. И. Марцинковского и К. Н. Нечаева, ведущих музыкантов Барнаула, была открыта Народная консерватория, в 1920 г. на ее базе создана Рабоче-крестьянская консерватория (впоследствии музыкальная школа № 1 им. А. К. Глазунова), где А. И. Марцинковский был преподавателем и директором. При его непосредственном участии в Барнауле было основано Музыкальное общество. Многогранная тридцатилетняя деятельность А. И. Марцинковского плодотворно повлияла на всю культурную жизнь Барнаула и способствовала развитию музыкального просвещения на Алтае.
Вопрос 7. Каким был девиз Международного фестиваля «Рок-Азия», состоявшегося в Барнауле в 1990 г.?
Ответ: «Бросай оружие!». Международный фестиваль «Рок-Азия» состоялся 9–14 октября 1990 г. в Барнауле, во Дворце культуры «Химволокно». Фестиваль был задуман президентом барнаульского рок-клуба Евгением Колбашевым после того, как в Барнауле в 1987, 1988, 1989 гг. прошли три фестиваля «Рок-Периферия», прогремевшие на весь СССР и собравшие музыкантов со всей страны. Для участия в фестивале «Рок-Азия» были выбраны самые интересные группы азиатского региона, более пяти сотен участников, гостей, представителей прессы. В жюри фестиваля были ведущие музыкальные эксперты и критики страны и даже зарубежья: А. Бурлак из Ленинграда, Т. Ежова из Киева, А. Немцов из Владивостока; Александр Липницкий, Артем Троицкий из Москвы, Питер Дженнер – первый менеджер Pink Floyd (Великобритания). Среди участников «Рок-Азии»: Альберт Кувезин (Тыва), группы «Чолбон» (Мирный, Якутия), «Путти» (Новосибирск), «Миссия: Антициклон» (Магадан), The 9 и «Дядя Го» (Барнаул), NLM (Голландия), «Фрэнк Чиккенз» (Япония), Лю Сола (Китай), Дмитрий Ревякин, Янка Дягилева и др. Девизом фестиваля была фраза из военного советско-китайского разговорника – «Фанся цянба!» («Бросай оружие!»)
Вопрос 8. Кто является автором слов песни «Есть по Чуйскому тракту дорога», ставшей гимном шоферской профессии?
Ответ: М. П. Михеев. Михаил Петрович Михеев (1.09.1911 – 17.05.1993) – прозаик, поэт. Член Союза писателей СССР. До того как стал известным писателем, М. П. Михеев работал на Бийском авторемонтном заводе, обслуживающем машины Чуйского тракта – стратегической горной дороги, единственного тогда пути, связывавшего нашу страну с соседней Монголией. В этот период среди первых его стихотворных опытов появилась песня «Есть по Чуйскому тракту дорога» (1926), написанная на мотив популярного городского романса «Восемнадцати лет Коломбина словно роза в саду расцвела…». Песня «Про Кольку Снегирева», разошедшаяся по всей Сибири, стала по-настоящему народной. История, описанная в песне, – выдуманная. Прототипом героя песни – Кольки Снегирева – был друг Михаила Михеева шофер Николай Ковалев, работавший на Чуйском тракте. У Николая Ковалева была девушка Рая. Для этой пары и сочинил М. Михеев свою песню, которую пели на их свадьбе. В. М. Шукшин, очень любивший эту песню, сделал ее мелодию ведущей в фильме «Живет такой парень», не подозревая тогда, что у слов есть конкретный автор. Работавший с В. М. Шукшиным композитор П. В. Чекалов использовал мелодию песни и в написании музыки к кинофильму «Праздники детства» (реж. Р. А. и Ю. В. Григорьевы, 1982). На 744-м км Чуйского тракта стоит памятник, посвященный герою песни и всем мужественным шоферам, работавшим в годы Великой Отечественной войны на Чуйском тракте.
Вопрос 9. Кто из этих музыкантов занесен в книгу «Who is who» («Кто есть кто») (Швейцария)?
Ответ: А. Г. Россинский. Александр Георгиевич Россинский (р. 16.08.1942) – солист-виолончелист, солист оркестра, преподаватель по классу виолончели, общественный деятель, кандидат философских наук (2005), профессор Российской академии естествознания (1999), профессор кафедры искусств Института гуманитарных наук АлтГУ (2003). Заслуженный работник культуры РСФСР (1981). Заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества (1992). Многогранная профессиональная и общественно значимая деятельность А. Г. Россинского отмечена российскими и международными наградами. Занесен в книгу «Who is who» («Кто есть кто») (Швейцария).
Вопрос 10. Выдающийся русский композитор, специально приезжавший на Алтай, чтобы написать музыку для Московского камерного театра, работавшего в годы Великой Отечественной войны (1941–1945) в Барнауле. Кто это?
Ответ: Г. В. Свиридов. Георгий Васильевич Свиридов (13(16).12.1915 – 6.01.1998) – композитор, пианист, музыкально-общественный деятель. Народный артист СССР (1970). Он в 1943 г. приехал в Барнаул для написания музыки к спектаклю «Раскинулось море широко» по пьесе Вс. Вишневского по приглашению А. Я. Таирова – художественного руководителя Московского камерного театра, работавшего в эвакуации в г. Барнауле. Это была пьеса о подвиге моряков Балтики, защитниках Ленинграда. «Героическая комедия» - так определят впоследствии театроведы жанр этого спектакля – новый жанр, неведомый до сей поры. Г. В. Свиридов сам работал с оркестром, наполовину состоявшим из барнаульских музыкантов, сам дирижировал на премьерных показах спектакля. Музыка к этому спектаклю в творческой биографии композитора значится одним из лучших сочинений для театра. Еще из работ того периода – музыкальное оформление спектакля «Пока не остановится сердце» по пьесе К. Паустовского, премьера которого состоялась на барнаульской сцене 4 апреля 1943 г., всего лишь через 40 дней после выпуска «Раскинулось море широко».
Вопрос 11. Кому принадлежат следующие строки: «Воспоминанья только потревожь я – Всегда одно: "На помощь! Караул!.." Вот бьют чеченов немцы из Поволжья, А место битвы – город Барнаул»?
Ответ: В. С. Высоцкий. Данные строки взяты из песни Владимира Семеновича Высоцкого (25.01.1938– 25.07.1980) «Летела жизнь» (1977). Барнаул, Алтай, а также известные люди, родившиеся здесь: В. М. Шукшин, Г. С. Титов – нашли место в творчестве прославленного поэта, актера и автора-исполнителя. В январе 1964 г. В. Высоцкий с режиссером Михаилом Туманишвили («Крестоносец», «Авария – дочь мента», сериал «Марш Турецкого» и др.) прибыли на Алтай с гастролями. В столице края Владимир Семенович отпраздновал свой 26-й день рождения. Во время тех гастролей он выступил перед зрителями Барнаула, Бийска, Рубцовска и Белокурихи. В 2002 г. возле главного корпуса Алтайского государственного педагогического университета в Барнауле был открыт В. С. Высоцкому памятник, автором которого стал скульптор Николай Звонков.
Вопрос 12. Когда был открыт памятник Виктору Цою в Барнауле?
Ответ: 20 ноября 2010 г. Памятник Виктору Робертовичу Цою (21.06.1962 – 15.08.1990) – советскому рок-музыканту, художнику и киноактеру, торжественно открыт в Барнауле рядом с корпусом Алтайского государственного педагогического университета на проспекте Социалистическом. Монумент был создан на народные средства по инициативе барнаульского спортсмена, предпринимателя, телеведущего и музыканта Александра Старыгина. Скульптор – Сергей Кульгачев, сын известного алтайского скульптора Михаила Кульгачева.
Вопрос 13. Песня «Мой край» в исполнении Михаила Евдокимова является неофициальным гимном Алтайского края и хоккейной команды «Алтай». Кто написал к ней музыку?
Ответ: О. Б. Иванов. Впервые Михаил Евдокимов исполнил эту песню в 2001 г. Автор текста – новосибирский поэт Евгений Борисович Скворешнев (Скворцов). Официальное зарегистрированное название песни – «Мой край», название «Алтай» также зафиксировано в реестре произведений российских правообладателей, но является «народным», неофициальным. Олег Борисович Иванов (р. 27.12.1947) – композитор-песенник. Заслуженный деятель искусств РФ (1996). Народный артист РФ (2006). Член Союза композиторов СССР (1978). Член Международного союза эстрадных деятелей (1994). Учился в Барнаульском музыкальном училище и Новосибирской консерватории. Основным в творчестве композитора всегда был песенный жанр. Многие песни Иванова 1970-1980-х вошли в репертуар популярных ВИА «Веселые ребята», «Пламя», «Песняры», «Верасы», «Сябры». В 1990-е гг. его песни исполняли И. Кобзон, Л. Лещенко, С. Ротару, С. Захаров, Н. Бабкина, Анастасия, Юлиан. Его песни поют Сибирский и Уральский хоры. Олег Борисович – двенадцатикратный лауреат Всероссийского конкурса «Песня года». Московские издательства «Советский композитор», «Композитор», «Музыка», «Дрофа» в разные годы выпустили нотные сборники песен О. Иванова. В настоящее время продолжает заниматься творчеством и общественной деятельностью.
Вопрос 14. Какой композитор долгое время заведовал музыкальной частью Алтайского краевого театра драмы им. В. М. Шукшина?
Ответ: М. Ф. Стариков. Михаил Филофьевич Стариков (19.02.1939 – 14.01.2018) – композитор, заслуженный работник культуры РСФСР (1991). Более 40 лет возглавлял музыкальную часть Алтайского краевого театра драмы. Он – автор песен и музыки к спектаклям театра: «Я всегда улыбаюсь» Я. Сегеля, «Они сражались за Родину» М. Шолохова, «Декамерон» Дж. Боккаччо, «Конек-Горбунок» П. Ершова, «Здравствуйте, люди!» В. Шукшина и мн. др. Родился в с. Жилино Первомайского района Алтайского края. Окончил Барнаульское музыкальное училище. Михаил Стариков широко известен как композитор-песенник. Он сочинил около 200 популярных песен. Песни М. Старикова, посвященные родному краю, вошли в репертуар многих вокалистов, профессиональных и самодеятельных хоров Сибири, а лучшие – были записаны всесоюзной фирмой «Мелодия». Он был 10 лет председателем жюри межрегионального фестиваля композиторов под открытым небом «Песни Иткульского лета». Он – лауреат премии Демидовского фонда в номинации «Музыкальное исполнительское искусство». Награжден медалью Алтайского края «За заслуги перед обществом». Имя М. Ф. Старикова было внесено в энциклопедию «Лучшие люди России».
Вопрос 15. Кто является инициатором и организатором знаменитых алтайских фестивалей «Гармонь – душа России», «Играй, гармонь Алтая» и «Бьется в тесной печурке огонь»?
Ответ: Н. Н. Вавилов. Николай Николаевич Вавилов (2.02.1915 – 8.06.2008) – известный алтайский гармонист, наставник и подвижник, организатор фестивалей и гастрольных туров гармонистов на Алтае. Музыкант-самоучка, виртуоз игры на русской гармошке. По профессии – рабочий. Долгие годы проработал на заводе АТИ в г. Барнауле. Играл на гармошке «для души», был страстным «собирателем» этих инструментов, покупал и чинил старые гармошки, обменивался ими с друзьями. Благодаря телепередаче «Играй, гармонь» и участию Геннадия Заволокина Н. Вавилов вошел в десятку лучших гармонистов России. Во Дворце культуры шинного завода (ныне – ДК г. Барнаула) он собрал 50 гармонистов, составивших клуб, участники которого сделали зачин знаменитых алтайских фестивалей «Гармонь – Душа России», «Играй, гармонь Алтая» и «Бьется в тесной печурке огонь». На эти фестивали съезжались на Алтай исполнители-виртуозы со всей страны. Организацией фестивалей занимался отдел фольклора Алтайского краевого центра народного творчества и досуга, где Н. Вавилов работал художественным руководителем. С 2009 г. фестиваль «Играй, гармонь Алтая» посвящен памяти Николая Николаевича Вавилова.
Вопрос 16. Выдающаяся оперная певица (колоратурное сопрано), уроженка г. Барнаула – кто она?
Ответ: Рита Штрайх. Рита Бруновна Штрайх (18.12.1920 – 20.03.1987) – «культовая» певица (колоратурное сопрано) 1940-1960-х гг., вошедшая в историю оперного искусства как «немецкий соловей» или «венский соловей». Родилась в г. Барнауле в семье немецкого военнопленного и русской матери. Отец Бруно Эдуардович Штрайх – участник Первой мировой войны. Мать – Анфия Ивановна Алексеева. В 1921 г. по «Конвенции об обмене военнопленными» Бруно Штрайх с женой и дочерью были отправлены в Германию. Рита начинала петь в Берлине, с 1953 г. жила в Вене, с большим успехом гастролировала по всему миру, пела в миланском «Ла Скала», лондонском «Ковент-Гардене», нью-йоркском «Метрополитен-опера», Венеции, Зальцбурге, Париже. Прославилась в колоратурных партиях в операх В.-А. Моцарта, Р. Штрауса. Она работала с лучшими оркестрами и дирижерами Европы, записала 65 грампластинок. После завершения карьеры Рита Штрайх с 1974 г. была профессором в Музыкальной академии в Вене, преподавала в музыкальной школе в Эссене, давала мастер-классы, возглавляла Центр развития лирического искусства в Ницце.
Вопрос 17. Автор музыки какой из этих массовых туристских песен родился в Барнауле?
Ответ: «Бригантина» («Надоело говорить и спорить…»). «Бригантина» (1937) – первая по времени создания и самая любимая массовая туристская песня на стихи советского поэта Павла Когана (1918–1942), которую пели все, считая ее народной. Автор музыки – Георгий Соломонович Лепский (23.08.1919 – 23.02.2002) – художник, поэт, бард. Родился в г. Барнауле. После переезда семьи в Москву познакомился с поэтом П. Коганом и рядом других молодых литераторов. Г. С. Лепский участвовал в Великой Отечественной войне, окончил Московский государственный педагогический институт им. А. С. Бубнова. Работал в школе учителем рисования. Преподавал изобразительное искусство в МГПИ на факультете начальных классов, являлся научным сотрудником Института художественного воспитания. Руководил художественной самодеятельностью. До конца жизни продолжал писать песни – более двухсот. «Бригантина» – первая песня Георгия Соломоновича Лепского.
Вопрос 18. Крупнейший коллекционер музыкальных инструментов, жизнь которого связана с Алтаем – кто он?
Ответ: В. А. Брунцев. Брунцев Валерий Александрович (р. 19.06.1939) – архитектор, реставратор, фотохудожник, музыковед, коллекционер музыкальных инструментов, член Российского национального комитета по музыке (ЮНЕСКО), общественный деятель. Родился на Дальнем Востоке. В 1941 г. был эвакуирован с матерью в Барнаул, где прожил до 1956 г. В 1953-1956 гг. играл на домре в любительском оркестре народных инструментов при клубе УВД. В 1974 г. начал собирать коллекцию музыкальных инструментов народов мира. Ставший петербуржцем Валерий Брунцев – обладатель уникальной коллекции: в его собрании свыше 1700 инструментов 150 народов из 102 стран мира. Настоящий конек коллекционера – его исследования о цитре, инструменте, известном еще со времен римского императора Нерона. В конце XVII в. этот инструмент, напоминающий по звучанию дуэт арфы и гитары, был распространен в западноевропейских странах. Коллекция 160 цитр и цитровых аксессуаров В. Брунцева была номинирована на рекорд Гиннесса. Однако оргкомитет конкурса в Лондоне отклонил заявку российского коллекционера из-за отсутствия конкурентов, способных затмить рекорд. Иллюстрированный каталог «Музыкальные инструменты народов мира из собрания В. А. Брунцева», выпущенный издательством «Петрополис» в 2011 г., имеется в фонде АКУНБ.
Вопрос 19. Музыку официального гимна какого города написал известный алтайский композитор Михаил Апарнев (1949–2012)?
Ответ: Бийск. К 300-летию города композитор Михаил Константинович Апарнев и поэт Сергей Алексеевич Иноземцев написали его гимн. Их совместное произведение было признано лучшим по итогам конкурса, проведенного администрацией наукограда. Официально гимн был утвержден на 61-м заседании городской Думы 1 февраля 2008 г. Примечательно, что до этого времени ни одна из территориально-административных единиц Алтайского края не имела своего официального гимна. Ноты и текст гимна города Бийска можно найти в фонде АКУНБ.
Вопрос 20. Песни какого барнаульского автора поют Григорий Лепс и Лолита?
Ответ: Л. М. Шапиро. Лев Маркович Шапиро – композитор, музыкант, автор-исполнитель. Родился в 1974 г. в Барнауле. Играет разнообразную музыку – от реггей и рок-н-ролла до шансона и авторской песни. В 1990-е гг. – лидер и автор песен известной барнаульской рок-группы «Седьмое небо». Имеет многолетний опыт выступлений в клубах и концертных залах с сольной программой, а также в составе группы «Лев Шапиро и друзья». Автор более 200 песен, часть из которых вошли в семь изданных альбомов. Л. Шапиро является автором песен известных исполнителей. Григорий Лепс записал его песню «Самый лучший день» для альбома «Пенсне» (2011), песню «Ранняя тишина» для альбома «Полный вперед» (2012), песню «Московская». В альбом Лолиты «Анатомия» (2014) вошла песня Л. Шапиро «Сошедшая с небес». В разное время произведения Льва Шапиро исполняли Михаил Шуфутинский, группа «Территория», группа Владимира Кислова, Эмин, «Хор Турецкого» и др.
Share your Results: